Арзум Арзуманян: «Проекты ГЧП могут значительно повысить качество жизни городов»
Обычно ГЧП — это контракты на период окупаемости. Как правило, в таких проектах он превышает 5 лет, плюс некий период получения прибыли, которая обычно ограничивается государством до 20%, поэтому в контракте должна быть прописана гарантия. Для этого необходимо выработать понятные и безопасные для обеих сторон механизмы. Агентство стратегических инициатив сейчас активно занимается проектом «Смартека», который будет создавать готовые решения для бизнеса, в том числе по ГЧП.
В чём суть? Вы заходите на сайт, видите ГЧП-проект в какой-то отрасли и знакомитесь с условиями. Всё построено на логике «было-стало»: смотрите, что было изначально, как усовершенствовали проект, какую окупаемость получили в итоге. Все документы вложены файлами, подписаны, их также можно редактировать, весь механизм описан, указаны контакты всех лиц, которые участвовали в разработке, и, если вам нравится, то вы скачиваете всё это и пользуетесь готовым решенем. Можете позвонить и спросить, как ваши предшественники это реализовали. Получается, что происходит масштабирование уже готового рабочего инструмента: вы видите все результаты проекта в презентации и понимаете, чего ожидать.
Конечно, в ГЧП не должно быть так, что власть всегда права, а бизнес как-нибудь сам разберётся. В любом случае власть по результатам партнёрства получает эффективный механизм. И выигрывает от того, что использует бесплатный аутсорс, привлекая к его разработке бизнес, который считает каждую копейку.
Использование механизма ГЧП может значительно повысить качество жизни городов.
Например, в Иркутске есть очень успешная практика: власти отдали кварталы в историческом центре предпринимателям на определённых условиях. Бизнесмены отреставрировали здания, привели улицы в порядок, и теперь регион ежегодно получает около миллиарда рублей прибыли от этого проекта. А до этого там было ветхое жильё, которое требовало денег на ремонт. К сожалению, Питер в части развития городских пространств отстает не только от столицы. И это означает, что в этой сфере пора запускать ГЧП-проекты.
В прошлом году я встречался с двумя губернаторами — нашим Георгием Полтавченко и новгородским Андреем Никитиным. Мы договорились, что попробуем сделать совместный проект с участием Петербурга и Великого Новгорода в области туризма, и, если получится, то включим туда Псков и Карелию. Петербург выигрывает как хаб: сейчас сюда приезжает, по разным оценкам, от 6 млн до 8 млн туристов в год. Рано или поздно «сосуд» наполнится. На 12 местных жителей будет приходиться 15 приезжих, из-за чего в городе станет очень тесно. Поэтому нужно расширять «горлышко» и продумывать продолжение туристических маршрутов. В Новгород на «Ласточке» можно с комфортом добраться за 3 часа. Но важно, чтобы, кроме новгородского Кремля, туристу было предложено еще 555 активностей. Чтобы создать эти точки притяжения, бизнесу нужно понимать, что вкладываться в них рентабельно, и в этом ему может помочь наша платформа.
Подробнее о механизме ГЧП, особенностях и сферах его применения поговорим в ходе нашей экспертной дискуссии «Государственно-частное партнерство-2019», которую «Новый проспект» организует 14 марта.