Артур Леер: "Списки товаров для параллельного импорта меняли уже трижды"
Вице-президент российской Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ), управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер объяснил, с какими проблемами сталкивается продавец, привозящий продукцию параллельного импорта в нашу страну, как он зарабатывает на таких перевозках и почему импортерам стоит задуматься о создании сервисных центров.
Легальный импорт или контрафакт?
Сегодня параллельным импортом часто ошибочно считают любую продукцию: и легально ввезенную в РФ, и нелегально, и даже контрафактную.
Параллельный импорт — это инструмент, введенный постановлением правительства РФ и приказом Минпромторга, где утвержден перечень товаров, которые можно ввозить. Легально. По закону на территорию России могут быть ввезены исключительно эти товары — из списка. Все остальные считаются нелегальными: ввезенными не параллельным импортом, а черным.
При этом надо иметь в виду, что такая продукция не всегда является контрафактной. Контрафактной считается подделка под бренд — продукция, изготовленная не ее производителем. С ней бренды чаще всего борются, и за контрафакт предусмотрена и административная, и уголовная ответственность.
А вот на ту продукцию, что изготовлена настоящим производителем и каким-то образом ввезена на территорию страны, несмотря на отсутствие в утвержденном перечне товаров, некоторые бренды не обращают внимания, считая, что она всё же подлинная и завод-изготовитель так или иначе на какой-то из цепочек поставок свои деньги за нее получил.
Однако с этим можно бороться в судебном порядке. Судебная практика уже появилась, и суды подтверждают, что если товар не внесен в список приказа Минпромторга, но при этом кем-то завезен в страну, то это нарушение прав правообладателя, за которое продавец привлекается к ответственности.
Важно отметить, что этот приказ Минпромторга видоизменяется, и списки товаров менялись уже трижды. Чаще всего они сокращаются, потому что изначально производители заявили, что они не готовы поставлять свои товары в Россию (и их занесли в список), а потом, понимая, какие финансовые потери будут понесены в результате, оказались готовы, и товары из списков убрали.
Дороги, которые выбирает продавец
Если товар ввозится легально, то процедура ввоза в целом несложная (при условии, конечно, наличия всех документов: о закупке, таможенных и прочих).
Единственным камнем преткновения в настоящий момент является сертификация, потому что раньше ее давали дистрибьюторы и производители, а сейчас продавцу ввозимую линейку товаров нужно сертифицировать самому, что, соответственно, влечет за собой довольно серьезные финансовые вложения: товар становится дороже.
Иногда бывает, что продавец завозит товар, который внесен в список параллельного импорта, но таможня неправильно трактует приказ Минпромторга и арестовывает этот товар. В данном случае в работу с таможней включаются юристы предприятия.
В целом же сложностей с ввозом нет, скорее бывают сложности с закупкой. Ведь одно дело, когда производитель знает, куда пойдет его товар, и не против этого, и другое, когда он не хочет, чтобы его товар шел в Россию.
Если производитель не против, то любой продавец, зарегистрированный не в российской, а в другой юрисдикции (в той же Киргизии, к примеру), делает закупку и впоследствии просто поставляет этот товар. Киргизия, Эмираты, Турция и Армения — вот основные хабы, через которые сейчас завозят товары в Россию.
Модель поведения схожа: турецкая, предположим, компания звонит производителю, объясняет, что ей этот товар нужен для потребления в Турции, получает требуемое и поставляет в Россию. Второй вопрос — как оплатить эти товары. Транзакции из России имеют свои сложности, которые решаются также с помощью какой-то из юрисдикций, но при этом возникает вопрос конвертации валют, и это вновь выливается в финансовую нагрузку на конечного потребителя: товар становится еще дороже.
Если производитель поддерживает поставку в Россию, то всё в порядке. А если не поддерживает, то он может отследить свой товар, и мы уже неоднократно сталкивались на практике с тем, что, когда товар выявляется на территории России, производитель прекращает взаимодействовать с компанией, производившей его закупку.
Тогда закупщики, конечно, также прекращают работать через данный логистический хаб, но тут же начинают работать через другой, продолжая поставлять данный товар: Россия на самом деле очень гибкая и сразу же находит новые решения.
Новая ниша
Одной из проблем параллельного импорта является гарантийное техническое обслуживание товара. И это проблема продавца, как он будет его осуществлять.
Если раньше ему приносили некачественный товар, и он отправлял его производителю, который либо делал перерасчет, либо поставлял новую продукцию, то теперь это так легко не решается. И это крайне актуальная проблема!
Потому что иногда проще данный товар списать в убытки, чем идти обратно той же цепочкой, каким-то образом доставляя неработающую модель до производителя и заменяя. Эту задачу каждый продавец решает по-своему, в зависимости от категории товара. Если он дорогостоящий, то, безусловно, возврат производителю оказывается финансово обоснован, а если не слишком дорогой, то списывается в убытки.
С другой стороны, осуществление гарантийного технического обслуживания может стать в России новой нишей, новым направлением развития компании-продавца. И если эта компания крупная, то она может открыть собственную сервисную службу и начать на этом зарабатывать.
Думаю, 2023 год будет показателен с точки зрения масштабности параллельного импорта. Сейчас все везут по чуть-чуть, а в следующем году, мне кажется, продавцы будут укрупняться в завозе определенных категорий товаров, открывая при этом сопутствующие сервисные центры.
По материалам онлайн-конференции клуба для предпринимателей сферы e-com Omnicom Club «Разговор под ёлочкой: стратегия продаж на маркетплейсах в наступающем году»