Антон Агапов: "Коливинги — это новые "машины для жилья"
Антон Агапов, директор по развитию сети апарт-отелей YE’S, рассказал, чем коливинг отличается от студенческого общежития, зачем в таких проектах нужны большие общественные зоны и где появится первый в России коливинг-небоскреб.
Шеринговая экономика за последние 5 лет получила широкое распространение в России. Потребители «шерят» всё: от подписки на «Нетфликс» до машин. Тема пришла и на рынок недвижимости, где появились новые форматы: апарт-отели, коворкинги и коливинги. И если первые два формата уже давно стали чем-то привычным для жителей больших городов, то коливинги пока остаются «неопознанным объектом».
Чаще всего их сравнивают с классическими коммуналками, что, конечно, в корне неверно. Формально коливинги скорее ближе к студенческому общежитию, а идеологически — к домам-коммунам, несбывшейся советской антиутопии о «машинах для жилья».
Коливинги уже завоёвывают популярность у девелоперов, гостей и арендаторов, особенно в крупных городах, которые являются центрами притяжения молодёжи, экспатов, студентов, IT-специалистов, блогеров, представителей других современных профессий, которые предполагают мобильный образ жизни без привязки к постоянному месту жительства.
Важное преимущество коливингов в том, что это бюджетный и камерный вариант проживания. По сравнению с апартаментами и гостиницами они обходятся примерно на 20% дешевле. Но дело даже не в этом. Главное — у арендаторов коливингов есть общие идеи или цели. Поэтому в аренду сдаются отдельные небольшие комнаты (обычно 30-50 жилых помещений), при этом выделены большие площади под общие пространства: гостиную, кухню, коворкинг, места для отдыха, прачечную и т. д. Считается, что проживающие будут проводить там основную часть времени: работать, общаться, устраивать совместные активности.
В некоторых городах, в том числе Москве и Петербурге уже есть действующие проекты коливингов. Одни из них создают на базе бывших коммуналок, другие строят с нуля, масштабно и с размахом. Например, в Москве в 2023 году будет введён в строй первый коливинг-небоскреб общей площадью под 70 тыс. м2. На первый взгляд концепция коливингов на 1 тыс. комнат выглядит слегка противоречиво, но нужно как минимум дождаться реализации проекта, чтобы увидеть, как именно интерпретирует идею девелопер. Если в коливинге первого поколения общественное пространство — это кухня-гостиная для уютных посиделок, квартирников или геймерских вечеров, то в коливинге-небоскрёбе с общей зоной в 1 тыс. м2 легко представить более масштабное событие: концерт, конференцию и даже рейв-вечеринку.
Девелоперы также включают коливинги в проекты мультиформатных комплексов, сочетающих в себе жильё, офисы, коворкинги, апартаменты, социальную и развлекательную инфраструктуру. Мы видим, как игроки рынка примеряют этот формат, ищут способ интегрировать его в свои проекты, но пока мало кто решается на такой смелый шаг, как целый многоэтажный коливинг-комплекс. Девелоперы скорее осторожно тестируют формат. Что из этого выйдет, мы увидим очень скоро, когда первые новостройки с коливингами в составе будут введены в эксплуатацию.
Ясно одно: идея интересна и востребована со стороны арендаторов. Поэтому при наличии правильной концепции и чёткого позиционирования коливинги, безусловно, будут развиваться и становиться всё более востребованными не только в Москве и Петербурге, но и в других регионах России. В конце концов, апартаменты в своё время тоже были в диковинку российскому потребителю, а сейчас это привычный формат как для путешествий с семьей или друзьями, командировок, так и для инвестиций. Коливинги тоже имеют все шансы стать неотъемлемой частью образа жизни современных молодых горожан.