Анна Темкина: "Настоящих "антиваксеров" мало. Просто людям нужен выбор"
Новый проспект
Мнения

Анна Темкина: "Настоящих "антиваксеров" мало. Просто людям нужен выбор"

Прочитано: 704

В конце января министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что от коронавируса в России вакцинировано уже 70% взрослого населения. При этом коллективный иммунитет с учетом привитых и переболевших граждан составляет в России 64,4%.

В Петербурге привито уже более 3,1 млн человек, в том числе более 1 тыс. детей. Однако госпитализация из-за ковида и пневмоний остается на высоком уровне. По данным на 8 февраля, в ковидных стационарах города находится 759 новых больных.

Разработчики вакцин от коронавируса заявляют, что их препараты достаточно эффективны в борьбе с омикроном, но скепсис в народе не ослабевает. Судя по Facebook, instagram(принадлежит Meta(компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена)Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) и другим соцсетям число критически настроенных граждан очень велико.

Анна Темкина, PhD social sciences, профессор Европейского университета в Петербурге, объяснила, почему многие россияне, которые не желают делать прививку, на самом деле не являются «антиваксерами» и как отказ от вакцинации связан с уровнем потребления в обществе.

Как показало одно из наших исследований, у граждан нашей страны после развала СССР сформировалась ярко выраженная идентичность потребителя — человека, который постоянно делает выбор. Эта идентичность для него очень важна, поскольку в других сферах жизни свобода выражения обывателя сильно ограничена: у него мало легальных возможностей участия в политической жизни и сильно зажата предпринимательская активность. Получается, что свобода остается именно в сфере потребления, в сфере услуг.

В доковидные времена ограничений тут действительно не было, они зависели только от ресурсов. Потребление престижно, легально, легитимно. Оно формирует личность через множественные выборы. Но с приходом эпидемии коронавируса и всевозможных локдаунов и ограничений объем потребления сократился. Конечно, можно покупать товары, используя маркетплейсы и доставку, но это не то же самое, что сходить в кафе, обычный магазин, музей, проехать на такси и так далее.

Человек привык к выбору и определенному эмоциональному поведению в сфере потребления, он привык к потреблению в присутствии публики. Но сейчас возможностей для этого гораздо меньше.

Отчасти с сокращением выбора связано и негативное отношение к вакцинации. Кроме недоверия граждан государству и к медицине как государственной структуре, вакцинация навязывается безальтернативно, а человек привык к практически неограниченному выбору в сфере услуг.

Поэтому для многих граждан возможность отказаться от прививки против коронавируса выглядит единственным способом сделать собственный выбор в сложившейся ситуации.

На самом деле в обществе не так много истинных и радикальных противников прививок. Но есть люди, которые пытаются сами решить, как быть. Только и всего. Кто-то решает, например, привиться только один раз и не делать бустерную прививку, отказавшись от ревакцинации. Кто-то считает, что не будет прививаться, потому что все родственники привиты, и риски заразиться коронавирусом минимальны. А кто-то прививается, но не советует это делать родителям и т. д.

Некоторые «антипрививочники» (которые совсем таковыми не являются) полагают, что лучше всего привиться не российской, а импортной вакциной. И это тоже про тот самый выбор, когда его нет. Некоторые россияне уже используют возможность привиться, выехав на границу. Однако такая возможность есть далеко не у всех: выбор и потребление — это всегда вопрос ресурсов.

Между тем власти исходят из того, что гражданин не может принять правильное решение, и ему нужно указать, что делать. Так возникают репрессивные меры и ограничения, причем довольно эффективные. И мы видим, что на фоне ограничений на посещение, например, фитнес-клубов и других организаций часть граждан, выступающих против прививок, всё же сделала укол. Ведь если есть возможность куда-то отступать и что-то не сделать, люди отступят. А если принуждают и отступать некуда, многие соглашаются на вакцинацию.


прививки COVID-19 социология медицина
Читайте также по теме
Медицинская сеть Iclinic откроет в Петербурге четыре новых диагностических центра для проведения КТ и МРТ-исследований. Инвестиции в проект оцениваются почти в 1 млрд рублей. Хотя спрос на исследования в Петербурге высок, окупаться вложения будут долго, уверены эксперты.
В России растут сборы премий в рамках добровольного медицинского страхования. Главные факторы роста рынка — увеличение стоимости медицинских услуг и острый кадровый голод. Бизнес Петербурга более активно, чем компании из других регионов, использует страховки для решения проблемы дефицита персонала, говорят эксперты.
Японский фармацевтический стартап разрабатывает первый в мире препарат для выращивания новых зубов, а ученые из США и Великобритании создают пломбу, которая сама лечит кариес. О том, как технологии изменят стоматологические кабинеты уже в ближайшее десятилетие, рассказывает Анастасия Кузнецова.

Строительством недвижимости безнес-класса ГК "Запстрой" займется LAR Development
23.04.2024
В Финляндии закрывается музей Ленина
23.04.2024
В Петербурге сократился объем ввода новых складских комплексов
23.04.2024
С начала года спрос на первичном загородном рынке Петербурга и Ленобласти вырос в 1,6 раза
23.04.2024
Песков: Путин констатировал готовность РФ к мирному решению конфликта на Украине
22.04.2024
Фасады домов в Петербурге украсят световыми проекциями в честь юбилея писателя Владимира Набокова
22.04.2024
Путин подписал закон о снижении ставок акцизов на российские игристые вина
22.04.2024
Жителям Петербурга запретят рассказывать о беспилотниках и делать съемку на месте их применения
22.04.2024
Семейную ипотеку в России продлят до 2030 года
22.04.2024
Компания "Нитриленд" создает в Калининградской области производство медицинских перчаток
22.04.2024
Кингисеппский машиностроительный завод подал банкротный иск к поставщику краски
22.04.2024
Компания «Каравай» зарегистрировала новый бренд для линейки ржаного хлеба
22.04.2024
Дебютное выездное заседание ЗАКСа Петербурга может состояться в концертном зале «Октябрьский»
22.04.2024
В двух районах Петербурга назначены новые руководители
22.04.2024
Главной темой ПМЭФ-2024 станет создание новых центров роста в мире
22.04.2024
На «Госуслугах» появятся электронные студенческие билеты и зачетные книжки
22.04.2024
Немецкий производитель стройматериалов Knauf передаст бизнес в РФ местной команде
22.04.2024
В России появится аукционная онлайн-площадка по продаже автомобилей между дилерами
22.04.2024
Расходы стран мира на военные нужды в прошлом году рекордно увеличились
22.04.2024
Компания "Маринэк" вложит 400 млн рублей в новую площадку по выпуску радионавигационной продукции в Петербурге
22.04.2024
Общий объем недвижимости в городе-спутнике Южный составит 10 млн м2, из которых 3,8 млн м2 — жилье
22.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки