Анна Ермолаева: «Фармацевтический рынок растет благодаря частному покупателю»

Анна Ермолаева, генеральный директор AlphaRM, рассказала о том, как за последнее время изменился фармацевтический рынок России, о реальном положении дел с уходом иностранных компаний и влиянии маркировки БАДов на онлайн-продажи лекарств.

По итогам 2023 года на фармацевтическом рынке России наблюдается небольшой рост, если брать в расчет и государственный, и розничный сегменты.

Структура рынка заметно изменилась. На протяжении последних 4 лет драйвером рынка выступал государственный сегмент, поскольку еще до того, как мы столкнулись с ковидом, у нас стартовали госпрограммы по борьбе с кардиологическими, а также онкологическими заболеваниями. Именно они были главными факторами развития рынка. Позже к ним прибавились целевые программы по борьбе с последствиями ковида и его профилактике, в том числе программа по вакцинации. Они тоже помогали рынку расти.

Но сейчас основным драйвером рынка становится розничный сегмент. Он формируется за счет покупателя, который идет в аптеку и покупает прописанный врачом препарат за свои средства. До ковида доля розничного сегмента в общих рыночных продажах достигала 70%, затем она сократилась до 60%, но сегодня снова выросла до 65%.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По подсчетам AlphaRM, емкость фармацевтического рынка в РФ за прошлый год составила 3,6 трлн рублей (без учета БАД и вакцин).

Кроме того, в конце прошлого года выросли онлайн-продажи лекарственных средств. Сейчас этот тренд не ушел, хотя в целом он влияет на динамику рынка незначительно. Основная причина слабого влияния — это введение маркировки БАДов. Не все пункты выдачи заказов маркетплейсов были готовы работать с БАДами через систему маркировки, поэтому продажи биологических активных добавок вернулись в аптечный сегмент.

Также важно отметить, что иностранные фармацевтические компании не уходят с российского рынка. И даже в тех случаях, когда уход громко анонсирован, регистрационные удостоверения на препараты просто передают другим организациям. Так что глобального ухода иностранных компаний из России мы не видели ни в 2023 году, ни в 2024 году.

Отдельные товары пропадали из аптек, но в основном это были не единственные позиции в своей конкурентной группе. И, как правило, они уходили из продажи больше по экономическим причинам, чем по политическим.

Важно также отметить развитие аптечных сетей в 2023 году. Всего в конце прошлого года в России работало более 77 тыс. аптек. Рынок вырос примерно на 5%. Подобная динамика сохраняется в течение нескольких лет. Традиционно крупнейшими сетями остаются «Ригла» из Москвы, «Апрель» из Краснодара и «Имплозия» из Самары. Это тройка федеральных лидеров.

Что касается частных расходов на аптечные покупки, то в среднем по России они составляют 9,8 тыс. рублей на человека (статистика за прошлый год). Самый высокий показатель в СЗФО — 11,8 тыс. рублей на человека в год. Лидируют также Центральный (11,5 тыс. рублей в год) и Южный (10,4 тыс. рублей) федеральные округа. Интересно, что петербуржцы в среднем тратили на лекарства 14,8 тыс. рублей, москвичи — 12,4 тыс. рублей.

В целом мы видим, что фармацевтический рынок стабилизировался, и 2024 год можно будет позже сравнивать с 2023 годом, а не с доковидными 2018-2019 годами, когда всё было достаточно предсказуемо.

Мнение было озвучено в рамках Российского фармацевтического форума им. Н.А. Семашко

Актуально сегодня