Андрей Лебедев: "Успех соцсетям приносят не технологии, а авторы"

13 Апреля 2023

Андрей Лебедев, генеральный директор digital-агентства «Скотч», рассказал «Новому проспекту» об изменениях, которые за последний год произошли с разными социальными сетями в России, о причинах роста популярности «ВКонтакте» и «информационном пузыре» сети Facebook (принадлежит Meta Platforms Inc. — компания признана экстремистской организацией в РФ, ее деятельность запрещена).

С лета прошлого года все только и говорят о том, что запрещенные сейчас в России соцсети потеряли часть аудитории. Так и есть. Однако процессы в разных соцсетях не совсем похожи.

Например, есть мнение, что Facebook (принадлежит Meta Platforms Inc. — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) в России сейчас в руинах, из которых вряд ли выберется. Такая гипотеза кажется достоверной, потому что Facebook в нашей стране всегда был местом, где общались в основном коллеги. Собственно, из того, что я вижу: сейчас в этой сети остались пользователи, которые общаются с теми, кто им максимально близок по взглядам на жизнь. Там остался определенный срез аудитории, которой важно общаться именно в этом месте — в своем «информационном пузыре», если можно так сказать.

По большому счету, Facebook сейчас чем-то напоминает Twitter, который в России не зашел — в нем активно себя ведут лишь определенные категории пользователей: журналисты, форматные блогеры, геймеры и др. Это очень нишевая соцсеть. И примерно такой же нишевой историей сейчас в России стал Facebook.

Что касается сети Instagram (принадлежит Meta Platforms Inc. — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена), в которую пользователи ходят через VPN, то ее аудитория, конечно, сократилась. Но там остались авторы, создающие качественный контент, который делает и делал данную сеть таким привлекательным местом. Сейчас блогеры, которые начинают раскручиваться в других сетях, например во «ВКонтакте», выкладывают свои ролики и в Instagram тоже, не желая терять там свою аудиторию.

Сможет ли на фоне происходящих процессов «ВКонтакте» повторить успех Instagram? Сейчас сложно сказать. Это зависит от очень многих факторов. У «ВКонтакте» отличный функционал, но важно понимать, что успех той или иной соцсети приносят не технологии, а авторы. Мы видим, что руководство «ВКонтакте» прикладывает все усилия, чтобы привлечь качественных авторов, и у них это уже получается. Еще года четыре назад никто не мог сказать, кого можно считать самым популярным блогером в «ВКонтакте», потому что таких просто не было. Но сейчас ситуация изменилась, блогеры появились. Теперь важно, чтобы эти авторы привлекли новых активных пользователей, которые, в свою очередь, будут не просто иметь аккаунт во «ВКонтакте» и потреблять чужой контент, но и создавать свой собственный.

На фоне политического кризиса выросла аудитория и такой соцсети, как YouTube. За вторую половину 2022 года она увеличилась на 10%, в том числе за счет школьников и за счет граждан старшего возраста, которые ищут там общественно-политический контент.

А если говорить о Telegram, то, строго говоря, это не совсем соцсеть, поскольку там пользователи делятся контентом в формате новостных лент. В Telegram мы смотрим тот или иной контент целенаправленно, и это не является самой популярной моделью выкладки контента в соцсетях на данный момент.

Если подвести небольшой итог, то можно отметить, что некоторые сети уже достигли предела роста своей аудитории, например YouTube. Здесь предел роста демографический: вся Россия сидит там. При этом есть все возможности для увеличения аудитории сети «ВКонтакте». И я думаю, руководство проекта этими возможностями воспользуется.

Актуально сегодня