Андрей Голохвастов: «Российской муке на международном рынке не рады»

В прошлом году экспорт российской сельхозпродукции достиг $ 30,7 млрд. Это рекорд постсоветской истории. Генеральный директор ООО «Агриконсалт» Андрей Голохвастов рассказывает, какие перспективы у экспорта аграрной продукции из Ленобласти.

Российский экспорт продукции АПК в прошлом году достиг 79 млн т ($ 30,7 млрд). Это на 20% больше, чем годом ранее, и абсолютный рекорд постсоветской истории России. В прошлом году экспорт даже превысил импорт сельхозпродукции, который составил $ 29,7 млрд. При этом Минсельхоз рассчитывает, что к 2030 году объем экспорта увеличится до $ 45 млрд.

В настоящее время, по данным «Агроэкспорта», российское продовольствие покупают 150 стран. Крупнейшим потребителем остается Китай, на долю которого приходится 13% всех поставок, на втором месте — Турция (10%), на третьем — Казахстан (около 7%).

Говоря о регионах — лидерах по экспорту сельхозпродукции, мы можем выделить несколько групп. Первая из них — это регионы, поставляющие за границу злаки (прежде всего пшеницу) и масличные культуры (Ростовская область, Краснодарский край, Москва). Вторая группа (Приморский край, Камчатский край, Сахалинская область, Мурманская область) — традиционные регионы рыболовства. Третья группа — Калининградская область — специализируется на экспорте растительных масел и шрота. А четвёртая группа — Петербург. Здесь экспорт довольно диверсифицированный: через город в другие страны поставляется зерно, масло, табак, алкогольные и безалкогольные напитки. Крупные экспортеры — компания «Артис», ТК «Благо», пивоваренная компания «Балтика», табачная фабрика «Петро» и другие. В прошлом году объем экспорта сельскохозяйственной продукции из Петербурга составил $ 1,3 млрд рублей.

Похожая, но менее диверсифицированная структура экспорта продукции АПК в соседней Ленобласти, которая не вошла в топ-10 ведущих российских экспортеров, но входит в топ-20.

Основная доля экспорта продукции АПК из Ленобласти (почти 70%) приходится на табак и изделия из него. За границу активно поставляется продукция компаний, зарегистрированных непосредственно в регионе: табак (фабрика «Филип Моррис Ижора) и кофе (компания «Якобс»).

При этом доля «классической» сельскохозяйственной продукции из региона составляет 3% от общего объема экспорта. Кто-то скажет, что это совсем небольшие цифры. Однако если мы посмотрим внимательно на статистику, поймем, что речь все же идет о $ 10 млн (более 700 млн рублей). Это не так уж и мало для региона.

В основном на экспорт поставляет куриное яйцо Синявинская птицефабрика. Компания успешно реализует товар в странах Персидского залива и планирует увеличить поставки. Кроме того, на экспорт работает и птицефабрика «Роскар», которая поставляет за рубеж уже переработанное яйцо. Думаю, что поставки этой продукции из Ленобласти в другие страны вполне смогут вырасти.

Что касается других видов сельхозпродукции, то тут всё немного сложнее. Так, молоко и овощи, традиционно производимые в Ленобласти, не имеют большого экспортного потенциала, потому что на рынке нет профицита этой продукции, а цены на внутреннем рынке на нее высоки.

Например, экспортировать сырое молоко из Ленобласти никто не будет: цены на него на внутреннем рынке намного выше, чем за границей, да и поставки сырого молока на дальние расстояния затруднительны.

Стоит отметить, что основная часть российского продовольственного экспорта — это продукция нижнего и среднего ценового сегмента. Средняя стоимость вывезенной из России сельхозпродукции составляет около $ 0,35 за килограмм, по оценке Минсельхоза. Это примерно в 3-4 раза ниже цены импортируемых Россией продуктов.

Продукция на экспорт из стран Европы стоит в несколько раз больше. Для Италии это в среднем $ 2 за кг, для Нидерландов и Испании — $ 1,7/кг, для Германии — $ 1,4/кг, для Франции — $ 1/кг. Средняя цена экспорта высока и в Китае — $ 1,8/кг.

Поэтому если мы говорим о перспективах экспорта из Петербурга и Ленобласти (да и других регионов страны), то заниматься поставками продукции с низкой ценой не слишком выгодно.

Но есть смысл развивать по ставки готовых продуктов питания. Цена на них на внешних рынках выше. Уже есть положительные примеры такой работы. Например, компания «Любимый край» успешно экспортирует свое печенье в разные страны. ГК «Галактика» расширяет экспорт молочных коктейлей и молока длительного хранения в Китай.

В этом направлении стоит работать и другим компаниям пищевой промышленности — заниматься поставками кондитерской продукции, мороженого и других продуктов собственного производства.

Однако тут возникает вечный конфликт интересов: переработанную продукцию экспортировать выгодно, однако потенциальные покупатели готовы приобретать у России именно сырье и перерабатывать его сами по ровно той же причине — из-за цены. Большинство стран готовы, например, приобретать у нас зерно, самостоятельно перерабатывать его в муку и продавать по более высоким ценам. И никто не рад видеть на международном рынке российскую муку. Поэтому можно сказать, что путь российских компаний в сегменте АПК тернист и сложен. Но, думаю, объемы экспорта из России всё же будут расти, поскольку выход на новые рынки для производителей, не стоящих на месте, — это логичное развитие бизнеса.


Актуально сегодня