Анастасия Сидорина: "Люди стали беднее, но уровень стресса не вырос — многие счастливы"
Новый проспект
Мнения

Анастасия Сидорина: "Люди стали беднее, но уровень стресса не вырос — многие счастливы"

Прочитано: 472

Один из парадоксов нашего времени заключается в том, что потребитель умудряется сочетать рациональность расходов со стремлением побаловать себя и при этом чувствует себя счастливым. Как ему это удаётся, рассказывает Анастасия Сидорина, руководитель клиентской группы холдинга «Ромир».

Экономия на лекарствах

На продуктовый сегмент традиционно приходилось около трети кошелька потребителя, но в 2020 году произошел перелом: траты на еду превысили 40%. В 2021 году ситуация начала стабилизироваться, но показатель остается достаточно высоким — 39% кошелька народ тратит на покупку продуктов.

Неудивительно, что людей сегодня крайне волнуют темы инфляции и роста цен, что напрямую влияет на их покупательское поведение. Российский покупатель находится в условиях нестабильной макроэкономической среды, и его классическая реакция на это — экономия. Покупатель сегодня стал крайне рациональным.

В 2021 году экономия коснулась прежде всего товаров не первой необходимости — одежды и обуви, косметики, средств по уходу за собой, бытовой техники. Но четверть россиян экономит и на продуктах питания, а 12% даже на лекарствах, а это именно те категории товаров, которые являются некими индикаторами социального самочувствия.

Высокий уровень счастья

Мы ожидали, что на фоне этой ситуации будем наблюдать повышение уровня стресса у людей: в 2020 году 79% населения испытывали стресс. Однако увидели, что в конце 2021 года доля россиян, испытывающих стресс, сократилась. Сейчас она составляет 72%, хотя острота стресса выросла.

Несмотря на эту картину, уровень счастья в России остаётся высоким: 75% россиян говорят о том, что они счастливы. Они связывают это в первую очередь с понятием здоровья, а уже потом с достатком, благополучием и др. Интересно, что для молодой аудитории счастье в бо́льшей степени связано с комфортом и удовольствием.

Каким же образом при столь сложной макроэкономической ситуации нам всё же удается адаптироваться к кризису и справляться со стрессом?

Ключевым способом является трансформация образа жизни: это прогулки, то время, которое мы проводим с друзьями и близкими, с животными, и прочее.

Второй ключевой момент — трансформация потребительской корзины. Для очень большой части населения борьба со стрессом — это вкусная еда, покупка новых вещей, правильное питание, хороший алкоголь и прочее. При всей рациональности потребления!

То есть мы наблюдаем, что происходит трансформация привычных паттернов покупательского поведения, и это отражается на кошельке.

Трансформация покупательских трат

Покупательские траты также трансформируются. В продуктовом сегменте мы наблюдаем активный рост трат на готовую еду. Эта категория закрывает абсолютно разные потребительские миссии. С одной стороны, это история перекуса, с другой — возможность побаловать себя, с третьей — готовые решения ужинов и обедов.

Если посмотреть, как развивается этот рынок, то в офлайне преобладающим сегментом являются пироги и пирожки, но на рынке онлайна ключевыми сегментами остаются роллы и суши, а также пицца.

Одним из способов борьбы со стрессом является возможность побаловать себя, и люди балуют, но не только кондитерскими изделиями, но и, к примеру, солёными снеками: категория чипсов, например, в 2020 году росла очень активно, тенденция сохраняется и в 2021 году.

Мы наблюдаем также активный рост сегмента крепкого алкоголя не только в денежном, но и в натуральном выражении: динамика у ряда категорий, например у джина, рома, виски, очень высокая.

Но когда мы говорим про трансформацию покупательского поведения, важно обозначать и то, что происходит в сегменте недомашнего потребления (я говорю о рынке быстрого питания). Яркими игроками на нём являются «Макдоналдс», KFC, «Бургер Кинг», и в 2020 году этот рынок, безусловно, существенно просел. Сегодня он восстанавливается, более того, покупательская аудитория по сравнению с 2019 годом увеличивается, а средний размер корзины растет.

В непродуктовом блоке также есть существенные изменения. В 2020 году мы очень много говорили о том, что из-за удалёнки россияне начали активно инвестировать в товары для дома и ремонта. В 2021 году этот тренд сохраняется: мы видим, что большое количество сегментов — товары для дома, текстиль, мебель, сад и огород, товары для ремонта — растёт.

Кроме того, одним из способов борьбы со стрессом стало время, которое мы проводим с домашними животными. И в 2020 году мы зафиксировали увеличение размера аудитории владельцев домашних животных. Это привело к тому, что в 2021 году аксессуары для животных показывают очень активную динамику — прирост составляет 87%.

Чуть больше, чем надо

Какие же потребительские ценности являются сегодня ключевыми?

Прежде всего мы выделяем базовые ценности: удобство расположения торговой точки, приемлемые цены, наличие акций и необходимого ассортимента.

Далее — ценность соответствия: определенные стандарты качества, такие как чистота торгового зала, наличие свежих овощей и фруктов, уверенность в качестве и свежести товаров.

Ценность удобства — это то, что становится чем-то уже само собой разумеющимся: возможность оплаты картой, круглосуточный режим работы, отсутствие очередей, крупные ценники, удобная навигация и парковка, вежливый персонал.

Но я хочу обратить внимание на следующую ценность: «чуть больше, чем надо». Несмотря на сложную, нестабильную макроэкономическую ситуацию, в которой оказался российский покупатель, и на стремление экономить, сегодня растёт важность дополнительных удобств, которые магазин или производитель могут создать для потребителя. Мы говорим о наличии уникального ассортимента, свежей выпечки и готовых блюд, о наличии экспресс-кассы и дополнительных услуг, например в магазине стоят банкоматы, можно купить живые цветы, он красиво оформлен.

Территория заботы о человеке

В 2021 году сформировались и укрепились три ключевые потребительские ценности, и именно они будут определять развитие рынка в ближайшие несколько лет. Это ценность денег, времени и удовольствия.

Ценность денег означает рационализацию расходов. Ответом рынка на это является активное развитие формата жёсткого дискаунтера — магазина, предоставляющего покупателю лишь самые необходимые товары по низким ценам. В нём очень узкий ассортимент, включающий минимальное количество позиций с короткими сроками реализации. Кроме того, развивается сегмент собственных торговых марок (СТМ). Сегодня СТМ воспринимается покупателем как идеальное решение с точки зрения цены и качества.

Говоря про ценность времени, мы говорим про активное развитие онлайн-рынка. Расширение количества товарных категорий происходит на нём еженедельно и даже ежедневно. Активно развивается экспресс-доставка, позволяющая закрыть краткосрочные покупательские потребности.

И, безусловно, сохраняется и усиливает свою значимость ценность удовольствия. Это как раз та самая дополнительная ценность, которую может предоставить ретейлер или производитель, например какие-то уникальные решения, удобство покупок, что-то созданное для детей, для домашних животных, для нашего образования.

Покупательская лояльность — миф или реальность?

В 2020 году мы в партнерстве с компанией BCG провели опрос россиян, представив им огромное количество разных брендов и предложив выбрать из них абсолютно любые.

На первую позицию россияне поставили бренд «Пятёрочка» — представителя продуктового ретейла, который находится в непосредственной близости с покупателем. На втором месте был указан «Сбер».

Через год картина изменилась. «Пятёрочка» осталась на первом месте, а на второе вырвался Ozon. Это показывает, что активная работа со своей аудиторией действительно приводит к формированию позитивного клиентского опыта, и ретейлер занимает свое место в сердце и кошельке покупателя.

Но какую долю занимает в этом кошельке тот или иной ретейлер, мы можем видеть по продажам. И надо сказать, доля любого ретейлера невелика: сегодня происходит размывание покупательского кошелька, поскольку количество сетей, которые посещает человек, довольно большое: у россиян это чуть более 10 сетей за год.

Именно поэтому ставку нужно делать на лояльного покупателя: доля сети в кошельке среди лояльной аудитории иногда на порядок превышает долю среднего покупателя. Другими словами, важно знать не только, кто наш покупатель, но кто наш лояльный покупатель и как с ним взаимодействовать.

По конференции Retail.ru, INFOLine, «Ромир» и АБКР «Потребительский рынок России: итоги 2021 года и ключевые вызовы 2022»


ретейл потребительский рынок торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

Шойгу назначен секретарем Совбеза. Путин предложил на пост министра обороны Андрея Белоусова
12.05.2024
В России на 20% больше компьютерных клубов, чем кинотеатров
12.05.2024
В России начнут внедрять новую систему высшего образования с 2026 года
12.05.2024
В Госдуму внесли проекты об утверждении вице-премьеров и министров
12.05.2024
SpaceX в течение месяца запустит ракету с прототипом космического корабля Starship
12.05.2024
У станции метро «Купчино» построят автовокзал
12.05.2024
На бывшем участке Setl Group на проспекте Ветеранов построят торговый центр
12.05.2024
После обстрела ВСУ в Белгороде рухнул подъезд многоэтажки. Есть погибшие
12.05.2024
После смертельного ДТП с автобусом в Петербурге задержан начальник автоколонны компании-перевозчика
12.05.2024
Водителя упавшего в Мойку автобуса отправили на два месяца в СИЗО
12.05.2024
До конца года в Петербурге построят почти 100 социальных объектов
12.05.2024
Водитель упавшего в Мойку автобуса рассказал, что у машины были проблемы с тормозами и сам он накануне аварии почти не спал
12.05.2024
В Петербурге начинают праздновать 225-летие Пушкина
12.05.2024
Супруга принца Гарри после ДНК-теста назвала Нигерию своей страной
12.05.2024
Швейцария выиграла «Евровидение»
12.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки