Анастасия Джафарова: «Потребление возвращается на доковидный уровень, но медленно»
Новый проспект
Мнения

Анастасия Джафарова: «Потребление возвращается на доковидный уровень, но медленно»

Прочитано: 889

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели GfK Rus Анастасия Джафарова — о том, как изменились предпочтения потребителей за время коронакризиса, и о трендах текущего года.

За последний год россияне стали ходить в магазины реже, но при этом рост среднего чека составил около 8%. В целом за лето ежемесячные траты соотечественников на продукты питания выросли на 3%.

Традиционно наибо́льшую долю в расходах занимают траты на мясо: белое, красное, замороженное. За год доля мясной корзины в объеме общих трат на продукты питания сократилась с 14 до 13%. Мясо многим не по карману, люди от него отказываются.

Далее идут расходы на напитки, алкогольные и безалкогольные. Их доля в расходах стабильна — около 12%. Следующее место занимают молочные продукты — примерно 12%. Динамика роста расходов на молочку в деньгах составила 3%, а в натуральном выражении мы видим снижение потребления примерно на 3%. При этом растет спрос на альтернативные продукты, то есть на молоко на растительной основе.

Кроме того, в прошлом году был заметен рост расходов на покупки продуктов с длительным сроком хранения. Резкий скачок продемонстрировали продажи замороженных продуктов, в первую очередь овощей, а также теста, пиццы и пельменей. Интерес россиян к заморозке показывает, что они активно запасаются продуктами впрок, им важно тратить меньше времени на приготовление пищи. В сегменте заморозки покупатели стали отдавать предпочтение более дорогим, премиальным продуктам.

Интересно, что во время локдауна наблюдалась и противоположная тенденция: люди больше покупали ингредиенты для приготовления блюд, например муку, поскольку много времени проводили дома.

Что касается овощей и фруктов, то эта категория товаров также пользовалась и пользуется популярностью. Потребитель всё чаще задумывается о том, как правильно питаться и поддерживать своё здоровье. Отмечу, что год назад рос спрос на фрукты, богатые витамином С (цитрусовые). А в этом году тренд сменился. Люди вернули в рацион хурму, сливу, бананы и стали больше покупать арбузы.

Среди овощей популярностью в этом году пользуются свежая кукуруза, баклажаны и томаты, традиционно — редис и картофель.

Что касается категории non-food, то за минувший год несколько сократились траты на средства по уходу за кожей и телом, наверное потому, что россияне значительную часть времени проводили дома.

Кроме того, в прошлом году значительно выросли траты на фармацевтику. Еще 2-3 года назад эта строчка в расходах была примерно на десятом месте. Сейчас она поднялась на четвертое место и не сдает позиции, занимая около 10% в общем объеме расходов товаров FMCG.

Подводя итог, хочется отметить, что мы постепенно возвращаемся к привычному ритму жизни, что влечет за собой возвращение и к доковидным трендам на рынке FMCG. Например, тренд на увеличение объема покупок ингредиентов для приготовления блюд сохраняется в 2021 году только частично, поскольку значительная часть россиян всё-таки вернулась на работу в офис. В результате время на домашнее приготовление блюд сократилось, что привело к снижению объема покупок соответствующих продуктов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Но сейчас мы возвращаемся приблизительно на уровень потребления 2019 года.

Что касается трендов, которые активно развивались до ковида (ЗОЖ, готовые решения и т. д.), то сказать, насколько они продолжили свое развитие или потеряли актуальность, мы сможем ближе к завершению года.


продукты питания потребительский рынок спрос
Читайте также по теме
Российские птицефабрики за прошлый год заметно улучшили свои финансовые показатели на фоне роста цен на куриные яйца. Но накануне Пасхи ФАС решила в очередной раз проверить, как формируется цена на яйца в торговых сетях.
Между одной из структур ГК «Черкизово» и ЗАО «Круг» возник судебный спор из-за товарного знака «Тирольские». Переработчик мяса хочет продавать колбаски под брендом, который принадлежит выпускающей пироги компании.
Сеть кафе-пекарен «Хлебник» в течение 2 лет в 15 раз увеличит число микромаркетов. Вендинговые автоматы с кулинарией разместят по франшизе в бизнес-центрах и коворкингах Петербурга. Несколько игроков общепита в последние годы свернули подобные проекты, предупреждают эксперты.

Зарубежный турпоток в Петербург вырос почти на 70%
18.04.2024
Большой порт Санкт-Петербург почти восстановил грузооборот
18.04.2024
Социологи выяснили, сколько россиян абсолютно счастливы и почему
18.04.2024
Петербургский авторынок показал за год существенный рост
18.04.2024
Глава Мурманской области, пострадавший от ножа, вернулся на работу
18.04.2024
В Петербурге конструктора гиперзвуковых ракет отправили в колонию за госизмену
18.04.2024
Правительство намерено проверить репродуктивные способности россиян
18.04.2024
Лидер справороссов Петербурга Надежда Тихонова снова пойдет на выборы губернатора
18.04.2024
В Петербурге снижается количество ипотечных сделок
18.04.2024
Авиакомпания "Россия" в полтора раза увеличивает количество рейсов из Пулково в Калининград
18.04.2024
Волонтерскому клубу "Добрый Setl" исполнился год
18.04.2024
В России вырос объем оборота наличных денег
18.04.2024
Коммерческие организации больше не будут принимать экзамены у мигрантов
18.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки