Анастасия Джафарова: «Потребление возвращается на доковидный уровень, но медленно»

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели GfK Rus Анастасия Джафарова — о том, как изменились предпочтения потребителей за время коронакризиса, и о трендах текущего года.

За последний год россияне стали ходить в магазины реже, но при этом рост среднего чека составил около 8%. В целом за лето ежемесячные траты соотечественников на продукты питания выросли на 3%.

Традиционно наибо́льшую долю в расходах занимают траты на мясо: белое, красное, замороженное. За год доля мясной корзины в объеме общих трат на продукты питания сократилась с 14 до 13%. Мясо многим не по карману, люди от него отказываются.

Далее идут расходы на напитки, алкогольные и безалкогольные. Их доля в расходах стабильна — около 12%. Следующее место занимают молочные продукты — примерно 12%. Динамика роста расходов на молочку в деньгах составила 3%, а в натуральном выражении мы видим снижение потребления примерно на 3%. При этом растет спрос на альтернативные продукты, то есть на молоко на растительной основе.

Кроме того, в прошлом году был заметен рост расходов на покупки продуктов с длительным сроком хранения. Резкий скачок продемонстрировали продажи замороженных продуктов, в первую очередь овощей, а также теста, пиццы и пельменей. Интерес россиян к заморозке показывает, что они активно запасаются продуктами впрок, им важно тратить меньше времени на приготовление пищи. В сегменте заморозки покупатели стали отдавать предпочтение более дорогим, премиальным продуктам.

Интересно, что во время локдауна наблюдалась и противоположная тенденция: люди больше покупали ингредиенты для приготовления блюд, например муку, поскольку много времени проводили дома.

Что касается овощей и фруктов, то эта категория товаров также пользовалась и пользуется популярностью. Потребитель всё чаще задумывается о том, как правильно питаться и поддерживать своё здоровье. Отмечу, что год назад рос спрос на фрукты, богатые витамином С (цитрусовые). А в этом году тренд сменился. Люди вернули в рацион хурму, сливу, бананы и стали больше покупать арбузы.

Среди овощей популярностью в этом году пользуются свежая кукуруза, баклажаны и томаты, традиционно — редис и картофель.

Что касается категории non-food, то за минувший год несколько сократились траты на средства по уходу за кожей и телом, наверное потому, что россияне значительную часть времени проводили дома.

Кроме того, в прошлом году значительно выросли траты на фармацевтику. Еще 2-3 года назад эта строчка в расходах была примерно на десятом месте. Сейчас она поднялась на четвертое место и не сдает позиции, занимая около 10% в общем объеме расходов товаров FMCG.

Подводя итог, хочется отметить, что мы постепенно возвращаемся к привычному ритму жизни, что влечет за собой возвращение и к доковидным трендам на рынке FMCG. Например, тренд на увеличение объема покупок ингредиентов для приготовления блюд сохраняется в 2021 году только частично, поскольку значительная часть россиян всё-таки вернулась на работу в офис. В результате время на домашнее приготовление блюд сократилось, что привело к снижению объема покупок соответствующих продуктов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Но сейчас мы возвращаемся приблизительно на уровень потребления 2019 года.

Что касается трендов, которые активно развивались до ковида (ЗОЖ, готовые решения и т. д.), то сказать, насколько они продолжили свое развитие или потеряли актуальность, мы сможем ближе к завершению года.


Актуально сегодня