Анастасия Джафарова: «Потребление возвращается на доковидный уровень, но медленно»
Новый проспект
Мнения

Анастасия Джафарова: «Потребление возвращается на доковидный уровень, но медленно»

Прочитано: 723

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели GfK Rus Анастасия Джафарова — о том, как изменились предпочтения потребителей за время коронакризиса, и о трендах текущего года.

За последний год россияне стали ходить в магазины реже, но при этом рост среднего чека составил около 8%. В целом за лето ежемесячные траты соотечественников на продукты питания выросли на 3%.

Традиционно наибо́льшую долю в расходах занимают траты на мясо: белое, красное, замороженное. За год доля мясной корзины в объеме общих трат на продукты питания сократилась с 14 до 13%. Мясо многим не по карману, люди от него отказываются.

Далее идут расходы на напитки, алкогольные и безалкогольные. Их доля в расходах стабильна — около 12%. Следующее место занимают молочные продукты — примерно 12%. Динамика роста расходов на молочку в деньгах составила 3%, а в натуральном выражении мы видим снижение потребления примерно на 3%. При этом растет спрос на альтернативные продукты, то есть на молоко на растительной основе.

Кроме того, в прошлом году был заметен рост расходов на покупки продуктов с длительным сроком хранения. Резкий скачок продемонстрировали продажи замороженных продуктов, в первую очередь овощей, а также теста, пиццы и пельменей. Интерес россиян к заморозке показывает, что они активно запасаются продуктами впрок, им важно тратить меньше времени на приготовление пищи. В сегменте заморозки покупатели стали отдавать предпочтение более дорогим, премиальным продуктам.

Интересно, что во время локдауна наблюдалась и противоположная тенденция: люди больше покупали ингредиенты для приготовления блюд, например муку, поскольку много времени проводили дома.

Что касается овощей и фруктов, то эта категория товаров также пользовалась и пользуется популярностью. Потребитель всё чаще задумывается о том, как правильно питаться и поддерживать своё здоровье. Отмечу, что год назад рос спрос на фрукты, богатые витамином С (цитрусовые). А в этом году тренд сменился. Люди вернули в рацион хурму, сливу, бананы и стали больше покупать арбузы.

Среди овощей популярностью в этом году пользуются свежая кукуруза, баклажаны и томаты, традиционно — редис и картофель.

Что касается категории non-food, то за минувший год несколько сократились траты на средства по уходу за кожей и телом, наверное потому, что россияне значительную часть времени проводили дома.

Кроме того, в прошлом году значительно выросли траты на фармацевтику. Еще 2-3 года назад эта строчка в расходах была примерно на десятом месте. Сейчас она поднялась на четвертое место и не сдает позиции, занимая около 10% в общем объеме расходов товаров FMCG.

Подводя итог, хочется отметить, что мы постепенно возвращаемся к привычному ритму жизни, что влечет за собой возвращение и к доковидным трендам на рынке FMCG. Например, тренд на увеличение объема покупок ингредиентов для приготовления блюд сохраняется в 2021 году только частично, поскольку значительная часть россиян всё-таки вернулась на работу в офис. В результате время на домашнее приготовление блюд сократилось, что привело к снижению объема покупок соответствующих продуктов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Но сейчас мы возвращаемся приблизительно на уровень потребления 2019 года.

Что касается трендов, которые активно развивались до ковида (ЗОЖ, готовые решения и т. д.), то сказать, насколько они продолжили свое развитие или потеряли актуальность, мы сможем ближе к завершению года.


продукты питания потребительский рынок спрос
Читайте также по теме
События последних месяцев разрушили многие логистические цепочки. Доставка в Россию некоторых товаров сильно подорожала или вообще прервалась. «Новый проспект» выяснил, насколько кухня петербургских ресторанов зависит от импортной продукции и удается ли чем-то ее заменить.
Анна Малявина, руководитель проектов компании «Ватель маркетинг», рассказала «Новому проспекту», как стресс в обществе отразился на предпочтениях покупателей хлеба, что ждет пекарни и какой продукт выбирает молодежь.
Русско-Высоцкая птицефабрика может сменить владельца. Новым собственником может стать воронежский трейдер сельхозпродукции CBS Commodities, который уже владеет в Ленобласти Волосовским комбикормовым заводом.

Смартфоны Apple подешевели на 30 процентов в России
30.04.2022
Петербуржцы вышли на общегородской субботник 30 апреля
30.04.2022
Путин подписал указ о выплате 10 тыс ветеранам в Донбассе
30.04.2022
500 вагонов с газом могут взорваться в Польше из-за антироссийских санкций
30.04.2022
Правительство РФ определилось со сроками прекращения работы на МКС
30.04.2022
Европа увеличила заявки на поставку российского газа через Украину
30.04.2022
Пассажиров Пулково обещали весь май кормить корюшкой
30.04.2022
Российские ученые разработали проект робота для добычи воды на Луне
30.04.2022
Из-за долгов 5 млн россиян не могут выехать за границу
30.04.2022
Спутник Минобороны РФ успешно выведен на целевую орбиту
30.04.2022
SpaceX запустила ракету Falcon 9 с новой партией спутников Starlink
30.04.2022
Правительство РФ направило около 3 млрд рублей на субсидирование кредитов ЖКХ
30.04.2022
Третьяк: Россия обжалует лишение права принять Чемпионат мира по хоккею
30.04.2022
Конюшенное ведомство продают в Петербурге за 1 рубль
30.04.2022
Живущим за границей россиянам будут выплачивать пенсии в рублях
30.04.2022
Сергей Лавров обвинил Запад в краже 300 млрд долларов у России
30.04.2022
Петербург встретит последний день апреля солнцем и прохладой
30.04.2022
Минздрав: "Риск роста заболеваемости коронавирусом в июне высокий"
30.04.2022
Надпись Zamestim исчезла с Малой Конюшенной улицы - ее сломали
30.04.2022
Один из магазинов OBI возобновил работу в Петербурге
30.04.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки