Анастасия Джафарова: «Потребление возвращается на доковидный уровень, но медленно»
Новый проспект
Мнения

Анастасия Джафарова: «Потребление возвращается на доковидный уровень, но медленно»

Прочитано: 603

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели GfK Rus Анастасия Джафарова — о том, как изменились предпочтения потребителей за время коронакризиса, и о трендах текущего года.

За последний год россияне стали ходить в магазины реже, но при этом рост среднего чека составил около 8%. В целом за лето ежемесячные траты соотечественников на продукты питания выросли на 3%.

Традиционно наибо́льшую долю в расходах занимают траты на мясо: белое, красное, замороженное. За год доля мясной корзины в объеме общих трат на продукты питания сократилась с 14 до 13%. Мясо многим не по карману, люди от него отказываются.

Далее идут расходы на напитки, алкогольные и безалкогольные. Их доля в расходах стабильна — около 12%. Следующее место занимают молочные продукты — примерно 12%. Динамика роста расходов на молочку в деньгах составила 3%, а в натуральном выражении мы видим снижение потребления примерно на 3%. При этом растет спрос на альтернативные продукты, то есть на молоко на растительной основе.

Кроме того, в прошлом году был заметен рост расходов на покупки продуктов с длительным сроком хранения. Резкий скачок продемонстрировали продажи замороженных продуктов, в первую очередь овощей, а также теста, пиццы и пельменей. Интерес россиян к заморозке показывает, что они активно запасаются продуктами впрок, им важно тратить меньше времени на приготовление пищи. В сегменте заморозки покупатели стали отдавать предпочтение более дорогим, премиальным продуктам.

Интересно, что во время локдауна наблюдалась и противоположная тенденция: люди больше покупали ингредиенты для приготовления блюд, например муку, поскольку много времени проводили дома.

Что касается овощей и фруктов, то эта категория товаров также пользовалась и пользуется популярностью. Потребитель всё чаще задумывается о том, как правильно питаться и поддерживать своё здоровье. Отмечу, что год назад рос спрос на фрукты, богатые витамином С (цитрусовые). А в этом году тренд сменился. Люди вернули в рацион хурму, сливу, бананы и стали больше покупать арбузы.

Среди овощей популярностью в этом году пользуются свежая кукуруза, баклажаны и томаты, традиционно — редис и картофель.

Что касается категории non-food, то за минувший год несколько сократились траты на средства по уходу за кожей и телом, наверное потому, что россияне значительную часть времени проводили дома.

Кроме того, в прошлом году значительно выросли траты на фармацевтику. Еще 2-3 года назад эта строчка в расходах была примерно на десятом месте. Сейчас она поднялась на четвертое место и не сдает позиции, занимая около 10% в общем объеме расходов товаров FMCG.

Подводя итог, хочется отметить, что мы постепенно возвращаемся к привычному ритму жизни, что влечет за собой возвращение и к доковидным трендам на рынке FMCG. Например, тренд на увеличение объема покупок ингредиентов для приготовления блюд сохраняется в 2021 году только частично, поскольку значительная часть россиян всё-таки вернулась на работу в офис. В результате время на домашнее приготовление блюд сократилось, что привело к снижению объема покупок соответствующих продуктов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Но сейчас мы возвращаемся приблизительно на уровень потребления 2019 года.

Что касается трендов, которые активно развивались до ковида (ЗОЖ, готовые решения и т. д.), то сказать, насколько они продолжили свое развитие или потеряли актуальность, мы сможем ближе к завершению года.


продукты питания потребительский рынок спрос
Читайте также по теме
Компания «Балтийский хлеб» инвестирует 300 млн рублей в строительство нового хлебозавода в Гатчине. Россияне в пандемию стали есть больше хлеба. В причинах разбирался «Новый проспект».
Рыбообрабатывающий комбинат №1 потратит 1,5 млрд рублей на перевод производственных мощностей на новую площадку в Гатчинском районе Ленобласти. Там же создадут большую форелевую ферму. Проект перевода рыбного хозяйства «в поля» изучил «Новый проспект».
Конкурсное производство на Петербургской макаронной фабрике (производила продукцию под брендом «Знатные») завершилось мировым соглашением. Эксперты склоняются к мысли, что теперь имущественный комплекс на ул. Коли Томчака в Московском районе ждет редевелопмент.

Глава Роспотребнадзора сообщила, что локдауна не будет
24.09.2021
Саратовские школы ушли на дистанционное обучение
24.09.2021
Размер материнского капитала вырастет к 2024 году до 719 тыс. рублей
24.09.2021
Зампреда "Новатэка" в США отпустили под залог в $80 млн
24.09.2021
Денис Камалягин* судится с Роскомнадзором
24.09.2021
Беглов отправил в отставку избравшихся депутатами чиновников
24.09.2021
Захар Прилепин отказался от депутатского мандата
24.09.2021
Коммунистам отказали в проведении протестной акции в Москве
24.09.2021
Талибан* вернет практику отрубания рук людям
24.09.2021
В 2023 году "Автотор" выпустит первый электромобиль собственной разработки
24.09.2021
Генпрокуратура признала нежелательной организацией церковь Рона Хаббарда
24.09.2021
Основатель сети "Магнит" Сергей Галицкий признался, что болен
24.09.2021
Александр Шарапов возглавил РГУД
24.09.2021
В турецких помидорах нашли инфекцию
24.09.2021
Пермский стрелок пришел в сознание
24.09.2021
Материнский капитал можно будет потратить на ремонт дачи
24.09.2021
"Пионер-М" передадут Севастопольскому государственному университету весной 2022 года
24.09.2021
УМВД по Приморскому краю отрицает арест актрисы за ношение полицейской формы
24.09.2021
Setl Group начал реставрацию Канатного цеха с водонапорной башней
24.09.2021
Автобусы из Петербурга в Хельсинки начнут ходить с 1 октября. Но не для туристов
24.09.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки