Алёна Курская: "Внутренние коммуникации в компании надо менять кардинально"
Новый проспект
Мнения

Алёна Курская: "Внутренние коммуникации в компании надо менять кардинально"

Прочитано: 695

В кризис роль внутренних коммуникаций в компаниях значительно возрастает. Алёна Курская, руководитель центра по развитию бренда работодателя и внутренних коммуникаций компании МТС, считает, что в трудные времена важно вести с людьми открытый, откровенный, поддерживающий диалог, формируя корпоративную культуру — то, как сотрудники взаимодействуют между собой, обмениваются переживаниями и статусами внутри микроклимата. Но главное, чтобы за правильными словами стояли правильные дела.

Трансформация неизбежна

Сегодня в этом шатающемся мире, где не осталось ни одной сферы, которая не изменилась бы, остающиеся на плаву компании могут стать оплотом для своих сотрудников, фундаментом их стабильности, поддержки и того, что напоминает о привычном порядке вещей, а кому-то просто дает надежду.

Компания МТС — это цифровая экосистема, которая включает в себя множество бизнесов и продуктов. У нас очень разная аудитория, большое количество вертикалей, и как только мы попадаем в какую-либо зону турбулентности, перед нами встает огромное количество вызовов, потому что надо успокаивать и что-то объяснять очень большому количеству сотрудников (их около 60 тыс. человек). И здесь крайне хорош системный подход и некая общая коммуникация, которая будет максимально покрывать разные целевые аудитории.

На мой взгляд, после 24 февраля мир уже совершенно точно не будет прежним. Внутренние коммуникации тоже изменились. Текущая повестка отличается от повестки пандемии 2020 года. Мы не знаем, как будет выглядеть мир после окончания специальной военной операции, и нам необходимо не просто подстроиться под новый вызов, а во многом измениться.

Занимаем позицию взрослого

Мы для себя сформулировали три правила, по которым живем сегодня.

Правило №1: говорим прямо

Мы не пересказываем новостную повестку, не погружаемся в политические дискуссии, но и не говорим при этом банальных вещей. Мы информируем сотрудников, как сейчас ощущает себя наша компания, как она обеспечивает стабильность, и объясняем это через конкретные примеры, приводя аргументы, за счет чего компания чувствует себя стабильно сейчас и какие у нее планы на будущий год.

Таким образом мы поддерживаем максимальную прозрачность с точки зрения взаимоотношений между компанией и сотрудниками, поскольку, на мой взгляд, сейчас самое важное — вести прямой открытый диалог. Мы занимаем позицию взрослого и не просто говорим, что всё будет хорошо, похлопывая по плечу, а объясняем, за счет чего это «хорошо» будет. При этом мы не даем пустых обещаний, а говорим о конкретных планах, которые на самом деле могут обеспечить те или иные обещания.

Правило №2: обсуждаем конструктивно

Наша задача как внутренних коммуникаций — мотивировать диалоги руководителей с командами, поддерживать обсуждение состояния сотрудников, их переживаний и совместно искать решения по улучшению общего эмоционального фона.

Избежать совсем тревожной повестки, на мой взгляд, невозможно. Но вполне возможно модерировать эти обсуждения, и мы можем предложить инструментарий, чтобы научить менеджеров модерировать такие диалоги.

Правило №3: поддерживаем на деле

Оно, на мой взгляд, ключевое. Банальные обещания светлого будущего никого никогда не успокаивают. Задача внутренних коммуникаций — дать конкретные решения и техники по этому успокоению, реальную поддержку, которую компания как раз сейчас может оказать, повысив лояльность сотрудника к ней.

Сначала было слово

На мой взгляд, всё всегда должно начинаться с обращения президента или генерального директора компании — ее главы. Это визионер, он лучше всех знает, что происходит в компании и что ее ждет, поэтому его открытый диалог с людьми — это первый шаг, который нужно сделать. Главное — его нужно сделать именно на старте, своевременно, пусть не на следующий день после изменения повестки, но в течение первых дней.

Эта речь должна быть прямой, честной, очень откровенной и человечной. У нас эта речь вышла вовремя, и она была большая. При этом как-то очень быстро получилось, что речь, направленная на сотрудников, просочилась во внешнее поле, и ее читали сотрудники не только МТС, но и других телеком-компаний, активно сравнивая.

Наш президент отразил в своей речи самое важное: показал, что он тоже человек, который так же переживает это крайне непростое время; сказал, что понимает и поддерживает своих сотрудников, которые так же, как и он, испытывают беспокойство и тревогу за то, что происходит, и подчеркнул, что это нормально, но надо научиться с этим справляться.

Он рассказал о том, что помогает лично ему, и сфокусировался на том, что у нас хорошая команда, и сейчас наступило то самое время, когда крайне важно держаться вместе.

Справимся вместе

Таким образом, наш президент показал сотрудникам, что он разделяет их боль и проблемы, а это значит, что часть груза этой неопределенности он берет в лице компании на себя. И тут же предложил сотрудникам очень действенный инструмент — ящик поддержки «Вместе».

Дело в том, что буквально сразу же, как только всё началось, в течение суток, мы создали почтовый ящик, куда наши сотрудники могли написать любой вопрос, который мог их беспокоить в связи с повесткой. И вопросов поступало множество! Самые распространенные, конечно, были связаны с сокращениями, с выплатой премии, с индексацией заработных плат (на самом деле это был самый сложный вопрос: планировалось, что индексация начнется во второй половине года, но в связи с ситуацией мы перепланировались и поэтапно начали индексировать сразу).

Ответ на свой вопрос каждый сотрудник получал в течение 24 часов. Для этого мы создали экспертную комиссию и очень реактивно обсуждали всё необходимое, создав для этого рабочий файл, где в режиме реального времени обрабатывали все вопросы.

Конечно, на плечи президента компании была возложена некая миссия успокоить сотрудников, которые крайне нервничали и, повторюсь, успокоить аргументированно, показывая, насколько стабилен бизнес здесь и сейчас.

Нельзя было не показать, как компания относится к текущей ситуации в целом. Не сказать ничего — неправильно; сказать, что никак не относится, — глупо; говорить о политике — тоже неправильно. Поэтому важно было сказать, что мы сейчас должны быть сосредоточены на том, чтобы ту стабильность, которую обеспечил наш многолетний опыт, не растерять из-за того, что мы в раздрае. Нам важно сплотиться и делать свою работу максимально хорошо — так, как мы это умеем.

Антикризисные инструменты

Следующим шагом мы дали конкретные инструменты для преодоления внутреннего дисбаланса. Разработали антикризисные рекомендации для сотрудников, у нас был сервис «Понимаю», партнерство с психотерапевтами «Ясно» и антикризисный марафон для руководителей.

Уже 1 марта у нас появились рекомендации «Как справиться с тревогой», где мы описывали конкретные механики по управлению стрессом, после чего все сотрудники могли перейти на более глубокие курсы, которые учили, как справляться со своим состоянием.

Сервис «Понимаю» у нас работает давно: он включен в программу ДМС. Но мы расширили пул специалистов, которые в него входят. Если до этого главный упор был на здоровый образ жизни и психологию, то мы добавили финансовые и юридические консультации.

Если психолог помогает понять проблему, то тем, кто готов идти дальше и ее решать, мы предложили три бесплатные консультации с психотерапевтами «Ясно».

Кроме того, было важно провести обучение руководителей, чтобы научить их работать со стрессом внутри команд.

В здоровом теле

Следующим шагом стала трансформация коммуникации о запланированных на этот год проектах, которые надо было, конечно, корректировать.

На 9 марта у нас была запланирована творческая программа «Дофамин», которую мы не могли в самый разгар стресса запустить в запланированном радостном и солнечном варианте. Надо было сделать так, чтобы она выглядела как реальная забота в текущих временах и воспринималась актуальным инструментом.

И мы развернули повестку, показав, что счастье можно испытывать в любое время, если не забывать включать этот самый свет внутри себя и внутри своих коллег, ведь луч света в темном царстве есть всегда, даже когда кажется, что «безнадега-точка-ру». И когда мы позволяем себе заниматься любимым делом, выпуская свой творческий потенциал наружу, это помогает успокаиваться. Отклик был колоссальный!

То же самое произошло со спортивной программой «В движении»: мы говорили про здоровый дух в здоровом теле и о том, что наше тело должно способствовать тому, чтобы в это сложное время у нас был ресурс для эмоционального здоровья. Мы сделали фокус на медитациях и дыхательных практиках, комбинируя их со спортом, и также вовлекли в это большое количество сотрудников.

Меньше стресса, ярче жизнь

Когда компания крупная, системообразующая, мне кажется, очень важно распространять позитивные практики не только на своих сотрудников, но и выводить их за внутренний контур, на внешнюю арену. В нашем случае инструментом, который мы подарили всем, стало приложение самостоятельного управления стрессом Beffo «Меньше стресса, ярче жизнь».

Это приложение содержит 60 практик: тесты, дыхательные техники и истории для засыпания, и раньше оно было бесплатным только для сотрудников, а теперь стало доступно каждому.

Курсы в нем созданы совместно с психологами когнитивно-поведенческого подхода. Выполняя практики, пользователи могут развить навыки саморегуляции, среди которых минимизация стрессовой реакции, успокоение в моменты ситуативной тревоги, взятие под контроль сильных эмоций и развитие концентрации внимания.

Этот инструмент позволяет соблюсти приватность, если не хочешь идти к психологу или на корпоративные курсы, и самостоятельно минимизировать стрессовую реакцию.

Подводя итог, скажу, что за эти два с лишним месяца мы получили от сотрудников такое количество благодарности, какого не ожидали, а значит сделали и делаем всё правильно.

По материалам Quorum Conference «Антикризисный внутриком-2022: конкретные инструменты»


кадры работа
Читайте также по теме
Марина Рыжкова, партнер, руководитель трудовой практики компании Nextons, объясняет, почему работодателям теперь приходится доказывать в суде, что сотрудник уволился сам, а не оказался за бортом по воле нанимателя.
Большинство россиян (63%) отправится прямиком домой, если руководство отпустит их с работы на 2-3 часа пораньше.
21.01.2023
Сооснователь и бывший генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож объявил об уходе из компании и попрощался с сотрудниками.

30.12.2022

Присяжные оправдали Илона Маска по иску инвесторов Tesla
04.02.2023
Совладелец нескольких российских фармбизнесов Виктор Харитонин купил аэропорт в Германии
04.02.2023
Ученые предложили использовать мертвых женщин и мужчин в качестве суррогатных матерей
04.02.2023
Опрос: зарплата мечты в России составляет 181 тыс. рублей в месяц
04.02.2023
"Яндекс" выкупит долю Uber в совместном российском предприятии
04.02.2023
Россия и Украина обменялись пленными. Домой вернулись 179 человек
04.02.2023
За взятку задержан чиновник строительного комитета Ленобласти Сергей Шалыгин
04.02.2023
В Госдуму внесли законопроект о запрете деятельности коллекторов
04.02.2023
СМИ: Лондон планирует объявить "Вагнер" террористической организацией
04.02.2023
Трассу А-181 "Скандинавия" под Петербургом не планируют делать платной
04.02.2023
Инвесторы подали иск на 168 млн рублей к основателям проекта Gigant
04.02.2023
Суд в Москве заочно приговорил бывшую журналистку DOXA Гутникову к двум месяцам колонии
04.02.2023
В Сеть выложили трейлер к сериалу "Король и шут»
04.02.2023
Заброшенный завод "Красный треугольник" признали региональным памятником
04.02.2023
В Петербурге арестовали ведущего инженера "Водоканала" по делу о взятке
04.02.2023
Россия ответит на новые санкции Канады, заявил посол в Оттаве
04.02.2023
В РПЛ возвращается VAR
04.02.2023
С карт в Aviasales пропали государственные границы
04.02.2023
Двух врачей в Петербурге задержали по делу о торговле младенцами
04.02.2023
В Госдуме предложили обязать системно значимые банки открывать социальные вклады для малообеспеченных
04.02.2023
Мексика и Петербург начнут расширять сотрудничество в сферах образования и IT
04.02.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки