Алексей Шубин: «Через 20 лет человека в магазине заменят роботы»
Новый проспект
Мнения

Алексей Шубин: «Через 20 лет человека в магазине заменят роботы»

Прочитано: 1082
Алексей Шубин: «Через 20 лет человека в магазине заменят роботы»
Директор дивизиона потребительской электроники ГК Inventive Retail Group Алексей Шубин рассказал, как происходит технологическая экспансия в сфере ретейла, почему роботы-продавцы становятся популярны и кто выдержит конкуренцию с ними.
В середине прошлого столетия знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов предугадал будущее, назвав три закона робототехники и рассказав миру про роботов-помощников (до него фантасты описывали их как злодеев, вредящих своим владельцам или порабощающих мир). Роботы-помощники появляются и в нашем быту, и в торговле. Но обо всем по порядку.

Помните, как зародилась торговля? Еще в каменном веке люди начали обменивать продукты в форме «товар — товар». До появления денег это были классические варианты обмена яблока на грушу или дубинки на топор. С появлением такой ценности, как деньги, торговля трансформировалась в цепочку «товар — деньги — товар».

Трансформация ретейла продолжается беспрерывно, и я настаиваю на том, что технологический прогресс происходит во многом благодаря ретейлу. Если вспомнить, что у нас происходило за последние 10 лет, то одним из самых революционных событий в мире стало появление онлайн-торговли.

Если в 2010 году на рынке торговли непродовольственных товаров онлайн-ретейл занимал лишь 1% от общего оборота, то в 2015-м уже 5%, в прошлом году он перевалил за 10%, и к 2025 году аналитики прогнозируют рост онлайн-ретейла до 20%.

Еще 10–15 лет назад покупатели в массе своей расплачивались бумажными деньгами, лишь изредка используя банковские карты. Теперь подавляющее большинство покупок оплачивается виртуальными деньгами — через карточки.

Еще 5–10 лет мы не предполагали, что будем всерьез разрабатывать технологии виртуальных примерочных. Теперь эти технологии вполне рабочие и быстро внедряются в жизнь.

Мы видим, что за последние 10–20 лет ретейл развивался мощными скачками. Возникший много веков назад классический ретейл со стационарными магазинами просуществовал примерно до 2010-х годов: магазины давали покупателям выбор товара, а покупатели его выбирали. С 2010-х годов стал развиваться ретейл торговых центров: покупатели выбирали магазины. А в последние годы мир стремительно переходит на новый уровень, когда покупатели контролируют сам ретейл, в удобное для себя время и в удобном месте без привязки к магазину выбирая товары, продукты, производителей, способы доставки и прочее.

И сегодня возникает вопрос: возможно ли существование ретейла без человека? Заменят ли роботы нас?

Я уверен, что эта «фантастика» не за горами. Во многих магазинах США, Европы и даже России роботы уже заменили человека. Нет кассиров, нет консультантов: покупатель приходит в магазин, выбирает товар, выходит, и с его карточки списываются деньги.

В перспективе 10–20–30 лет роботы в магазинах будут заменять человека повсеместно. Это уже происходит: даже в России один из гипермаркетов строительных материалов попробовал провести эксперимент: убрал традиционные кассы с кассирами, оставив лишь кассы самообслуживания. Но, убрав кассиров и попытавшись оптимизировать фонд оплаты труда, экспериментаторы в какой-то момент были вынуждены приставить к кассе самообслуживания человека, который стал помогать покупателю производить оплату.

И процесс роботизации происходит не только в магазинах. Уже сейчас есть «умные холодильники», которые могут сделать заказ молока или масла, когда эти продукты заканчиваются. Думаю, что люди будут всё меньше ходить за товарами сами и в конце концов перестанут посещать магазины за регулярными покупками — делать их будут электронные помощники.

Думаю, в этом году мы сможем наблюдать апофеоз развития Smart Home — «умного дома». До настоящего момента Smart Home был представлен классическими видеокамерами, роботами-пылесосами, холодильниками, которые заказывали молоко (пока не на территории РФ) и, возможно, чем-то еще. Но в перспективе этого года мы увидим огромное количество роботов, которые выгуливают собак, очищают воздух, моют окна, разогревают к определенному времени микроволновую печь и пр. Наступает эра Smart Home! Именно «умный дом» является проводником роботов в наш быт.

Но классический ретейл останется по-прежнему популярен, просто он перейдет в эмоциональную плоскость. Там продавец будет дарить покупателю эмоции и улыбки, а покупатели — совершать индивидуальные покупки.

Поэтому полностью людей роботы не заменят. Да, они будут совершенствоваться и когда-то, через 50–100–200 лет, тоже научатся улыбаться. Но наделить робота эмпатией невозможно! Ведь и человека наделить эмпатией невозможно: она либо есть, либо ее нет. Можно научиться улыбаться, но искренне радоваться — нет. Это и будет ценно!

Справка «Нового проспекта»:

Алексей Шубин, директор дивизиона потребительской электроники ГК Inventive Retail Group, работает в ГК Inventive Retail Group с 2008 года. Он был директором по логистике и закупкам, коммерческим директором, директором дивизиона. Строил закупочный и логистический контур ГК, переводил на платформу SAP, выстраивал категорийный менеджмент, открывал сети Huawei, Xiaomi и re.New.

Inventive Retail Group широко представлена на территории РФ фирменными магазинами re:Store, Apple, Samsung, Huawei, Xiaomi, LEGO, Nike, Street Beat, UNOde50 и многими другими. В онлайне компания управляет магазинами Lenovo, Dyson и другими.

По материалам онлайн-конференции от L'Oréal «Будущее ретейла: как эмпатия и новый опыт помогают завоевывать клиентов»

ретейл новые технологии IT
Читайте также по теме
EdTech-рынок в России вырос на треть в 2023 году. Однако уже в IV квартале стало ясно, что темпы роста значительно снижаются. Аналитики считают, что в 2024 году выручка проектов в области образовательных технологий упадет на 10–15%. Вся надежда остается на детский сегмент этого рынка.
Умные датчики и бортовые устройства помогли снизить расход топлива на 20%1, контролировать местонахождение и техническое состояние автомобилей2 в реальном времени и автоматизировать бизнес-процессы.
06.02.2024
Как санкции против России повлияли на рынок торговли, почему ретейлерам не стоит делать большую ставку на искусственный интеллект и как не попасть в зависимость от новых технологий, узнал «Новый проспект».

Мать Алексея Навального говорит, что видела тело сына, но пока не может получить его для похорон
22.02.2024
Страны G7 намерены не признавать выборы президента РФ в новых регионах
22.02.2024
Альфа-банк собирается запустить мобильного оператора связи
22.02.2024
Минпросвещения предлагает увеличить количество школьных уроков истории
22.02.2024
Великобритания ввела новые санкции против России
22.02.2024
На бывшем автозаводе Hyundai возобновят выпуск "корейцев" под новым брендом
22.02.2024
В Ленобласти вдоль трасс построят сеть придорожных центров для туристов
22.02.2024
Петербургская компания приобрела Борский и Клинский стекольные заводы
22.02.2024
В Петербурге на выходных ожидается теплая и дождливая погода
22.02.2024
В Петербурге суд постановил изъять в пользу государства активы автодилера "Рольф"
22.02.2024
Российский суд привлек к ответственности германскую компанию за исполнение санкций
22.02.2024
"Яндекс" остался самой дорогой российской IT-компанией
22.02.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки