Алексей Пономаренко: «Рабочие профессии подразумевают бесконечное развитие»
Нехватка знаний о рабочих профессиях — главная причина того, что школьники их часто даже не рассматривают в качестве подходящего варианта для карьеры. Быстро исправить эту ситуацию не получится, но нужно постепенно разрушать стереотипы. Какие именно ошибочные клише о рабочих профессиях есть у детей и их родителей и как с ними справляются работодатели, рассказывает Алексей Пономаренко, заместитель генерального директора АНО «Корпоративная Академия Росатома».
Задача популяризации рабочих профессий очень емкая. Ее можно сравнить с темной комнатой, в которой надо навести порядок и куда мы заходим с фонариком. Если включить фонарик точечно, то мы увидим лишь фрагмент этой комнаты, а если в режиме рассеянного света, то сможем хотя бы гипотетически понять, что в ней находится, с чего начинать уборку и как продолжить.
Мы в своей работе сейчас также стараемся двигаться последовательно и видим несколько комплексных траекторий.
Знаний о рабочих профессиях нет
Ребята, которые подходят сегодня к выбору профессии, к сожалению, обычно мало что знают о профессиях в целом, а уж о промышленных вообще не знают почти никогда. У подростков в лучшем случае есть некое понимание, что они хотят работать в какой-то области, но эта область мало связана с конкретными должностями и еще меньше — с задачами, которые решаются в этих областях.
Мы регулярно проводим опросы, совсем недавно проводили опрос школьников в двух важных для нас регионах, Челябинской и Курской областях, и результаты его показывают, что, во-первых, среди топ-10 популярных направлений фактически отсутствуют промышленные профессии, а во-вторых, то, что ребята рассматривают профессии через три фокуса: престижность/статусность, инновационность и востребованность.
Они сейчас часто сталкиваются с примерами IT-специалистов (отрасль рекламируется, есть льготы, высокие зарплаты и прочее), блогеров (перспектива развлечения и легкой работы с высокими заработками), киберспортсменов (любые компьютерные игры как работа, за которую получают деньги). Это примеры профессий, связанных с гаджетами, которые дети очень любят.
А когда речь заходит о получении рабочих специальностей, то ребята часто говорят не о работе на заводе, а о создании собственного бизнеса или работе с частными заказчиками. Работу на заводе они называют «тяжелой, хотя и нужной для получения практики после учебы».
Таким образом, среди детей почти нет сформированных знаний о рабочих профессиях. Ни дети, ни родители не имеют представления о том, чем именно занимаются на производстве сварщики, электромонтажники и прочие специалисты, как именно строится профессиональное развитие и карьера.
Стремление быть независимым
Далее, мы видим определенный тренд на избегание атмосферы школы. Успеваемость у многих низкая или средняя, интереса к точным наукам нет, процесс школьного формата обучения тоже неинтересен, ЕГЭ пугает, непонятная работа в будущем тоже пугает, и очень хочется попробовать всё это оттянуть.
Помимо того, у современных подростков мы видим очень большой запрос на то, чтобы получить самостоятельность и финансовую независимость от родителей как можно раньше. А значит, нужно как можно раньше начать зарабатывать, причем это «зарабатывать» понимается с позиции подростка.
То есть он сейчас, в 9-10 классе, хочет иметь свои деньги. И это направляет ребят к получению среднего профессионального образования. Они видят, что с его помощью можно раньше стать самостоятельными, а значит, надо получить подходящую специальность в колледже и пойти работать по этой специальности. Если получится в ней развиваться, то можно дальше поступить в вуз.
Стереотип тяжелой работы
Работу в промышленности очень часто ассоциативно связывают с тяжелой работой. Вот показательная цитата одного из школьников, проходивших опрос: «Я летом подрабатывал разнорабочим и сорвал спину. В больнице потом лежал две недели и понял, что рабочая специальность не для меня».
Таким образом, привлекательность рабочих профессий ограничивается возможностями физического здоровья, представлениями об отсутствии карьерного роста и нерелевантности интеллектуальному развитию.
И мы понимаем, что нам нужно работать с этими стереотипами и осознавать, что профориентация должна идти не только относительно ребят, но и относительно их родителей, потому что, выбирая профессию, дети часто советуются с родителями.
В результате получается, что ребята далеко не всегда способны самостоятельно структурировать информационное поле, выбирать образовательные программы, связанные с профессией и будущим развитием, и обращаются к родителям. Родители начинают искать успешные кейсы трудоустройства, профессионального развития и становления.
А дальше выясняется, что нет примера человека, который сегодня пошел в рабочие, а завтра успешно заработал на машину и сегодня весь такой «модный, стильный, молодежный». Его и не может быть, ведь такому результату всегда предшествует период поэтапного развития и достаточно долгий вклад в профессиональную траекторию — всё это остается за кадром. Зато есть другая компонента: прикольно быть блогером, это символизирует легкие доступные деньги, и кажется, если я сейчас тоже начну, всё будет быстро и круто.
Системный подход
Сегодня от работодателей и структуры образования требуется системный подход, системный вклад, чтобы погрузить в реальное информационное поле и родителей, и самого соискателя.
По факту очень важно разрушить все четыре фактора, которые сегодня довлеют над выбирающими профессию: незнание всего спектра специальностей в выбранном направлении; неумение самостоятельно искать и изучать информацию о возможных учебных заведениях и специальностях; неосведомленность о том, кто и как именно будет обучать профессии и как методы обучения будут отличаться от школьных; непонимание, будет ли интересно учиться после школы или нет.
Работать с этим нужно сильно загодя, чтобы ребенок уже к 8-9 классу понимал, что рабочие профессии — это не только «копать или не копать», а, напротив, очень сложные технологические навыки, подразумевающие постоянное обучение и бесконечное развитие.
Таким образом, фактически у нас есть время до конца 7 класса, и оно в значительной степени должно быть посвящено, во-первых, расширению кругозора, а во-вторых, развитию понимания того, что спектр рабочих профессий огромен и связан с постоянной сменой технологических стандартов и практик, крайне динамичных и дающих возможность профессионального развития.
По материалам круглого стола «Роль бизнеса в популяризации промышленных профессий» на Форуме труда — 2024