Алексей Бнатов : «ЗСД остаётся динамично развивающимся проектом»

Строительство и эксплуатация Западного скоростного диаметра осуществлялись в соответствии с законом «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах» от 25 декабря 2006 года. Эта законодательная база позволила реализовывать в северной столице масштабные и референтные ГЧП-проекты ещё до принятия в 2015 году федеральных документов, регламентирующих данную сферу. Одним из ключевых этапов глобальной работы по подготовке конституционного документа — соглашения о государственно-частном партнёрстве (СГЧП) — было распределение рисков. В ходе реализации проекта они распределялись между сторонами на условиях, прописанных в документе.

Например, на этапе проектирования и строительства город взял на себя задачи и, соответственно, риски по освобождению и предоставлению территорий для дальнейшей работы, а частный партнёр принял риски по срокам сдачи и ввода объекта в эксплуатацию, риски по увеличению стоимости проекта и другие. Как известно, объект был построен в согласованные сроки без какой-либо дополнительной финансовой нагрузки на Петербург, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию. С момента ввода объекта в эксплуатацию частный партнёр финансирует обслуживание и организацию корректной работы дороги, занимается текущим и капитальным ремонтом магистрали и принимает на себя возникающие риски. В то же время публичный партнёр несет риски, связанные со спросом, и покрывает их через механизм субсидии в рамках уровня максимально компенсируемых затрат партнёра. Данный уровень был одним из основных критериев открытого конкурса на право заключения СГЧП.

Ключевым этапом работы также стала подготовка основополагающих документов проекта: СГЧП, кредитного соглашения, договора подряда и многих других. Это кропотливый процесс, занимающий значительное время и требующий участия профессионалов высочайшего класса из разных сфер: строителей, юристов, финансистов, которые представляют интересы всех вовлечённых в проект сторон. Качество подготовки конституционных документов в значительной степени определяет успех проекта на стадии его реализации, минимизирует незапланированные сложности. Разумеется, значимым фактором успеха является ответственность сторон и неукоснительное следование принятым обязательствам. В случае с нашим проектом мы говорим о позитивном опыте работы с городскими партнёрами, которые тщательно соблюдают все условия подписанных документов.

Западной скоростной диаметр — первая платная внутригородская многополосная автомагистраль страны, которая является крупнейшим в мире ГЧП-проектом в сфере строительства платных дорог. Основные работы по созданию магистрали завершились 2 декабря 2016 года. Вместе с тем ЗСД остаётся динамично развивающимся проектом, в котором внедряются лучшие современные технологии, позволяющие сделать магистраль ещё более удобной, безопасной, эффективной. Проектом предусмотрено создание трёх перспективных развязок ЗСД с улично-дорожной сетью Санкт-Петербурга: развязка с Новым шоссе, с Шуваловским проспектом и со Шкиперским протоком. Развязка с Новым шоссе уже находится в стадии строительства.

Дальнейшее развитие получит и проект фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Новейшие технологии позволят фиксировать нарушения скоростного режима, выбора полосы движения, в том числе грузовыми транспортными средствами, остановки на магистрали и другие. По отзывам пользователей, обозначение наиболее сложных разделений съездов специальными светоотражающими элементами, расположенными непосредственно на линиях разметки, делает навигацию проще, а дорогу безопаснее, поэтому работа в данном направлении будет продолжаться.

В постоянном режиме в связи с ростом процента пользователей, оплачивающих проезд с помощью транспондеров, проводится программа по переоборудованию универсальных полос в быстрые транспондерные полосы Fast Lane. Существенно повышается пропускная способность пунктов взимания платы, скорость проезда ПВП и уровень комфорта пользователей. В стадии тестирования находятся аппараты приёма платежей, позволяющие обслуживать пользователей, не имеющих транспондеров, на полосах без участия кассиров-операторов. В стадии рассмотрения проект по предоставлению возможности использования транспондеров для оплаты услуг и товаров вне пределов ЗСД: парковки, автомойки, АЗС.

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ

Актуально сегодня