Александру Беглову могут придать минское направление

22 Сентября 2020

Губернатора Петербурга Александра Беглова молва снова отправляет в Минск — налаживать сотрудничество между Россией и Белоруссией. Недавно, если верить Telegram-каналам, его пытались пристроить на место госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии, которое сейчас занимает Григорий Рапота, кстати, тоже бывший полпред (видимо, существует некая нисходящая логика назначений на бессмысленные должности, в череде которых звание госсекретаря Союзного государства является конечным).

Разговоры об этом идут около месяца. Уже не сбылись надежды тех, кто поверил в отставку Беглова в начале сентября, но успокаивать общественность удается с трудом. Пришлось даже задействовать Дмитрия Пескова, который прямо заявил, что все это суть фейки и «заказные упражнения».

Анонимы, однако, продолжают примерять губернатора Петербурга к белорусскому направлению уже даже без конкретной должности, прогнозируя его визит к соседям в конце сентября в компании с председателем Совета федерации Валентиной Матвиенко, которая-де и лоббирует перестановку. А неделей раньше туда же поедет глава Ленинградской области Александр Дрозденко (ну, это по крайней мере, официально). То ли кастинг у них там, то ли одного губернатора для такого дела мало.

Верить или не верить Telegram-каналам — вопрос, который каждый решает для себя сам. Но раз уж в их силу верит сам Александр Лукашенко, которого гипотетическое назначение касается напрямую, придется по его примеру насторожиться.

На бумаге появление какого-то нового человека на фронте отношений с Белоруссией выглядит многообещающим. Ведь именно сейчас, на фоне всех этих протестов и демонстративного отворачивания Минска от Европы в сторону Москвы, усилились разговоры об интеграции двух стран. Надо сказать, пока что эта интеграция кажется вещью более желаемой, чем действительной — во всяком случае, тот же Григорий Рапота описывает процесс только загадочными фразами типа «предложено активизировать деятельность по некоторым дорожным картам». Что в переводе на нормальный язык, видимо, должно означать: «С Лукашенко ничего не получается, но мы же пытаемся».

В рамках такого подхода выбор кандидатуры Беглова кажется вполне адекватным. Пускай у него в политическом анамнезе никаких специальных связей с Белоруссией нет (ну, выступил один раз на российско-белорусском форуме в Петербурге, так ведь явно по должности; с визитом в Минск вроде собирался, но так и не доехал — даже губернатор Приморского края доехал, а Беглов нет). Зато это человек исполнительный и способный изображать «активизацию деятельности» сколько угодно времени и на каком угодно посту. А то активного представителя российских интересов в Минск уже пробовали посылать — Михаила Бабича. И он там как-то очень быстро и бесславно не прижился.

К тому же Беглов, как известно, любит работать лопатой, а значит, органично впишется на постановочные фото уборки картофеля рядом с Александром Лукашенко. Впрочем, и Александр Дрозденко будет смотреться не хуже. Если по этому параметру выбирать, то выбор, пожалуй, нелегкий. Хотя в пользу петербургского градоначальника, вероятно, сыграл бы тот факт, что к разгонам оппозиционных митингов он относится так же одобрительно, как белорусский президент.

Во всех остальных ракурсах вероятное перемещение Беглова смотрится, к сожалению, совсем неубедительно. Аргументов в его пользу нет. Злые языки утверждают, что дело тут не в том, чтобы кого-то куда-то продвинуть, а в том, чтобы кого-то откуда-то постараться убрать. Так у нас нередко бывает — сначала человека с должности выпихнуть, а уж потом думать, кем бы теперь заткнуть образовавшуюся брешь. Слишком уж много появляется желающих взять под крыло хорошее кресло. И предположение о том, что Валентина Матвиенко все еще не оставляет стремлений пролоббировать в губернаторы Петербурга своего протеже Максима Соколова, наверное, тоже может иметь под собой основания.

Только такие многоходовки иногда заканчиваются неожиданно. К примеру, в 2011 году петербургские единороссы вдруг стали активно добиваться увольнения из сенаторов Сергея Миронова, который по совместительству возглавлял партию «Справедливая Россия». Добивались — и добились. Шумно отпраздновали победу. А Матвиенко (тоже к тому времени уже видный единоросс), занимавшая должность губернатора Петербурга, не только не заступилась за Миронова, но и проводила его ехидными замечаниями в духе «туда и дорога».

Каково же, как говорится, было их удивление, когда буквально через месяц Валентину Матвиенко пригласили занять место изгнанного Сергея Миронова. С Петербургом пришлось спешно прощаться со слезами на глазах. Симфония двух ветвей власти в городе, к неудовольствию единороссов, разрушилась, и винить им в этом было некого, кроме самих себя.

Учитывая нарастающие слухи о скорой смене власти в Совете федерации, вполне может внезапно оказаться, что на посту госсекретаря Союзного государства лучше всего смотрится как раз энергичная и авторитетная женщина-политик с опытом дипломатической работы. В конце концов, есть надежда, что хотя бы с женщиной Александру Лукашенко придется быть более обходительным.

Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ

Актуально сегодня