Александр Спиридонов: "Нам важно не проспать передел Арктики"
Новый проспект
Мнения

Александр Спиридонов: "Нам важно не проспать передел Арктики"

Прочитано: 197

Фото: Instagram.com (принадлежит Meta Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) /balticshipyard

О том, что нужно российским судостроителям для доминирования в Арктике и создания зеленого флота для этого региона, рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

Нам важно не проспать глобальный передел Арктики, иначе нам грозят высокие геополитические риски и существенные экономические потери. Для сохранения влияния в регионе нам, разумеется, нужен мощный отечественный флот, и нам под силу его создать: у нас есть и соответствующий опыт строительства судов ледового класса, и технологии.

Что мы должны строить для Арктики? Правильный ответ — всё: от трубоукладчиков до манифольдов (элементы буровой установки. — Прим. «НП»). Но надо помнить, что в гражданской сфере, в отличие от гособоронзаказа, ключевую и даже определяющую роль играет вопрос экономической целесообразности. Его и надо придерживаться.

У нас северная страна, и нашим корабелам сложно тягаться с теми же корейцами и китайцами, которым строить корабли гораздо проще из-за климата. Но нам стоит ориентироваться на сложную морскую технику, такую, как нефтедобывающие платформы, рыбопромысловые суда, суда для разведки ресурсов. Сейчас многие новинки в этой сфере находятся в разработке, и есть уже опытные образцы. Это обнадеживает. Кроме того, стоит заняться роботизированной надводной и подводной техникой, сложными комплектующими для кораблей и судов, например элементами движительных комплексов.

Но мы видим, что очень часто наши судостроители не выдерживают сроки контрактов. Виной тому система управления проектами по созданию морской техники. На сегодняшний день не существует работающей системы, которая позволяла бы управлять строительством сложной крупной морской техники, поэтому директивные сроки, которые ставятся сверху нашим правительством и заказчиками, не сходятся с реальностью. Один из ярких примеров — ледокол, который строится по новому проекту. Он не может быть спроектирован, построен и испытан за пятилетку, но директивные сроки этого требуют. Эту ситуацию нужно менять.

Кроме того, отечественным судостроителям крайне важно повышать эффективность производства, тут нам есть куда стремиться. В советское время представители отрасли активно занимались рационализаторством, поскольку за это давали премии, а сейчас эта деятельность поутихла. Но важно менять законодательство и поддерживать людей, которые усовершенствуют что-то на местах.

Также нужно заниматься внедрением бережливого производства, которое действительно ведет к повышению эффективности и рентабельности проектов. Многие компании других стран уже прошли этот путь, правда, не у всех получилось. Здесь очень многое зависит от культуры производства. Тут нам тоже предстоит долгий путь.

Еще один из важнейших элементов развития отрасли — это цифровая трансформация. И речь не о классической автоматизации, а о новых подходах к организации производственных процессов, современных цифровых технологиях. Это и цифровое проектирование, и виртуальная отработка конструкций, и система дополненной реальности на этапах производственной подготовки, строительства, эксплуатации и ремонта судов.

Кроме того, важно решать вопросы с господдержкой, в том числе вопрос налоговых льгот и субсидий для судостроителей. Внедрение всех перечисленных инструментов позволит нам построить мощный арктический флот. Причем такой флот, на который будут равняться другие государства. особенно если нам удастся решить вопрос с его карбоновым следом. Для этого нам придется переходить на другие виды топлива, менять наши силовые установки, придется активно развивать газ и атом. Но у нас есть такой опыт, и я считаю, что мы можем даже потеснить на рынке остальных. Мы уже сегодня можем показать, что мы в Арктике самые зеленые и что для нас экология Арктики не пустое слово.

Мнение высказано в рамках ХI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»


Арктика судостроение наука
Читайте также по теме
Судостроительный завод «Ростр» из Новой Ладоги и строительное ООО «Энергосервис» не могут договориться об уплате верфью долга за выполненные работы. Угроза банкротства нависла над компанией в тот момент, когда у малых судостроителей есть все шансы для развития.
Завод по выпуску лакокрасочных материалов из Ленобласти «Литум» пытается признать банкротом петербургского производителя судов на воздушной подушке ЦКБ «Нептун». Сумма долга ответчика не превышает 1 млн рублей, но для сторон дело, судя по всему, стало принципиальным.
На Адмиралтейских верфях в Петербурге прошла церемония поднятия государственного флага РФ на большом морозильном рыболовном траулере «Капитан Мартынов».
01.03.2024

Летние Олимпийские игры в Париже могут лишить церемонии открытия из-за террористической угрозы
29.03.2024
Список пострадавших в «Крокусе» увеличился до 382 человек
29.03.2024
Лавров анонсировал очередную встречу с послами по Украине
29.03.2024
"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки