Александр Спиридонов: "Нам важно не проспать передел Арктики"
Новый проспект
Мнения

Александр Спиридонов: "Нам важно не проспать передел Арктики"

Прочитано: 149

Фото: Instagram.com (принадлежит Meta Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) /balticshipyard

О том, что нужно российским судостроителям для доминирования в Арктике и создания зеленого флота для этого региона, рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

Нам важно не проспать глобальный передел Арктики, иначе нам грозят высокие геополитические риски и существенные экономические потери. Для сохранения влияния в регионе нам, разумеется, нужен мощный отечественный флот, и нам под силу его создать: у нас есть и соответствующий опыт строительства судов ледового класса, и технологии.

Что мы должны строить для Арктики? Правильный ответ — всё: от трубоукладчиков до манифольдов (элементы буровой установки. — Прим. «НП»). Но надо помнить, что в гражданской сфере, в отличие от гособоронзаказа, ключевую и даже определяющую роль играет вопрос экономической целесообразности. Его и надо придерживаться.

У нас северная страна, и нашим корабелам сложно тягаться с теми же корейцами и китайцами, которым строить корабли гораздо проще из-за климата. Но нам стоит ориентироваться на сложную морскую технику, такую, как нефтедобывающие платформы, рыбопромысловые суда, суда для разведки ресурсов. Сейчас многие новинки в этой сфере находятся в разработке, и есть уже опытные образцы. Это обнадеживает. Кроме того, стоит заняться роботизированной надводной и подводной техникой, сложными комплектующими для кораблей и судов, например элементами движительных комплексов.

Но мы видим, что очень часто наши судостроители не выдерживают сроки контрактов. Виной тому система управления проектами по созданию морской техники. На сегодняшний день не существует работающей системы, которая позволяла бы управлять строительством сложной крупной морской техники, поэтому директивные сроки, которые ставятся сверху нашим правительством и заказчиками, не сходятся с реальностью. Один из ярких примеров — ледокол, который строится по новому проекту. Он не может быть спроектирован, построен и испытан за пятилетку, но директивные сроки этого требуют. Эту ситуацию нужно менять.

Кроме того, отечественным судостроителям крайне важно повышать эффективность производства, тут нам есть куда стремиться. В советское время представители отрасли активно занимались рационализаторством, поскольку за это давали премии, а сейчас эта деятельность поутихла. Но важно менять законодательство и поддерживать людей, которые усовершенствуют что-то на местах.

Также нужно заниматься внедрением бережливого производства, которое действительно ведет к повышению эффективности и рентабельности проектов. Многие компании других стран уже прошли этот путь, правда, не у всех получилось. Здесь очень многое зависит от культуры производства. Тут нам тоже предстоит долгий путь.

Еще один из важнейших элементов развития отрасли — это цифровая трансформация. И речь не о классической автоматизации, а о новых подходах к организации производственных процессов, современных цифровых технологиях. Это и цифровое проектирование, и виртуальная отработка конструкций, и система дополненной реальности на этапах производственной подготовки, строительства, эксплуатации и ремонта судов.

Кроме того, важно решать вопросы с господдержкой, в том числе вопрос налоговых льгот и субсидий для судостроителей. Внедрение всех перечисленных инструментов позволит нам построить мощный арктический флот. Причем такой флот, на который будут равняться другие государства. особенно если нам удастся решить вопрос с его карбоновым следом. Для этого нам придется переходить на другие виды топлива, менять наши силовые установки, придется активно развивать газ и атом. Но у нас есть такой опыт, и я считаю, что мы можем даже потеснить на рынке остальных. Мы уже сегодня можем показать, что мы в Арктике самые зеленые и что для нас экология Арктики не пустое слово.

Мнение высказано в рамках ХI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»


Арктика судостроение наука
Читайте также по теме
С сентября судоремонтные предприятия получили возможность обнулить ставку НДС. Эту меру поддержки рынок ждал давно, но пока ни одной заявки на участие в программе Минпромторг не получил. «Новый проспект» разбирался в причинах.
Петербургское ЦКБ «Нептун» возглавил представитель семьи, члены которой контролируют бизнес с суммарным годовым оборотом в 2,3 млрд рублей. Финансовое положение самого «Нептуна» плачевно, а эксперты считают перспективы его продукции туманной.
Странный золотой шар нашли ученые на дне Тихого океана у побережья Аляски. Возможно это яйцо неизвестного морского существа или губки. Его отправили в лабораторию для исследований.
08.09.2023

Tesla может построить завод по производству аккумуляторов в Индии
22.09.2023
Минобрнауки готовит изменения в высшем образовании к 2024 году
22.09.2023
В Ленобласти средняя номинальная зарплата превысила 66 тысяч рублей
22.09.2023
В Стрельне открыли памятник создателю Мариинского дворца, где заседает парламент Петербурга
22.09.2023
На месте офиса "ЛСР. Базовые материалы" может появиться апарт-отель
22.09.2023
На Южной дороге в Петербурге появится новое общественное пространство
22.09.2023
В Ленобласти стало на один социальный долгострой меньше
22.09.2023
Компания "Литум" перезапустит производство лакокрасочных покрытий в Ленобласти
22.09.2023
Центробанк выпустил монету в честь присоединения новых регионов к России
22.09.2023
Карабахским военным, которые сложат оружие, обещана амнистия
22.09.2023
На Канонерском острове построят две новые котельные
22.09.2023
Банк ВТБ начал аудит петербургских активов ОСК
22.09.2023
В проектах Setl Group с начала года открылись 200 новых магазинов и кафе
22.09.2023
По штабу Черноморского флота в Севастополе нанесен ракетный удар
22.09.2023
"Мавис" откроет отель в центре Петербурга
22.09.2023
ГК "Энерго" закрыла свой интернет-магазин Helptomama
22.09.2023
В Ленинградском зоопарке показали малыша-манула Шу, ему исполнилось 4 месяца
22.09.2023
В Петербурге разработали аналог ChatGPT для бизнеса – Jay CoPilot
22.09.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки