Александр Спиридонов: "Нам важно не проспать передел Арктики"
Новый проспект
Мнения

Александр Спиридонов: "Нам важно не проспать передел Арктики"

Прочитано: 217

Фото: Instagram.com (принадлежит Meta Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) /balticshipyard

О том, что нужно российским судостроителям для доминирования в Арктике и создания зеленого флота для этого региона, рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

Нам важно не проспать глобальный передел Арктики, иначе нам грозят высокие геополитические риски и существенные экономические потери. Для сохранения влияния в регионе нам, разумеется, нужен мощный отечественный флот, и нам под силу его создать: у нас есть и соответствующий опыт строительства судов ледового класса, и технологии.

Что мы должны строить для Арктики? Правильный ответ — всё: от трубоукладчиков до манифольдов (элементы буровой установки. — Прим. «НП»). Но надо помнить, что в гражданской сфере, в отличие от гособоронзаказа, ключевую и даже определяющую роль играет вопрос экономической целесообразности. Его и надо придерживаться.

У нас северная страна, и нашим корабелам сложно тягаться с теми же корейцами и китайцами, которым строить корабли гораздо проще из-за климата. Но нам стоит ориентироваться на сложную морскую технику, такую, как нефтедобывающие платформы, рыбопромысловые суда, суда для разведки ресурсов. Сейчас многие новинки в этой сфере находятся в разработке, и есть уже опытные образцы. Это обнадеживает. Кроме того, стоит заняться роботизированной надводной и подводной техникой, сложными комплектующими для кораблей и судов, например элементами движительных комплексов.

Но мы видим, что очень часто наши судостроители не выдерживают сроки контрактов. Виной тому система управления проектами по созданию морской техники. На сегодняшний день не существует работающей системы, которая позволяла бы управлять строительством сложной крупной морской техники, поэтому директивные сроки, которые ставятся сверху нашим правительством и заказчиками, не сходятся с реальностью. Один из ярких примеров — ледокол, который строится по новому проекту. Он не может быть спроектирован, построен и испытан за пятилетку, но директивные сроки этого требуют. Эту ситуацию нужно менять.

Кроме того, отечественным судостроителям крайне важно повышать эффективность производства, тут нам есть куда стремиться. В советское время представители отрасли активно занимались рационализаторством, поскольку за это давали премии, а сейчас эта деятельность поутихла. Но важно менять законодательство и поддерживать людей, которые усовершенствуют что-то на местах.

Также нужно заниматься внедрением бережливого производства, которое действительно ведет к повышению эффективности и рентабельности проектов. Многие компании других стран уже прошли этот путь, правда, не у всех получилось. Здесь очень многое зависит от культуры производства. Тут нам тоже предстоит долгий путь.

Еще один из важнейших элементов развития отрасли — это цифровая трансформация. И речь не о классической автоматизации, а о новых подходах к организации производственных процессов, современных цифровых технологиях. Это и цифровое проектирование, и виртуальная отработка конструкций, и система дополненной реальности на этапах производственной подготовки, строительства, эксплуатации и ремонта судов.

Кроме того, важно решать вопросы с господдержкой, в том числе вопрос налоговых льгот и субсидий для судостроителей. Внедрение всех перечисленных инструментов позволит нам построить мощный арктический флот. Причем такой флот, на который будут равняться другие государства. особенно если нам удастся решить вопрос с его карбоновым следом. Для этого нам придется переходить на другие виды топлива, менять наши силовые установки, придется активно развивать газ и атом. Но у нас есть такой опыт, и я считаю, что мы можем даже потеснить на рынке остальных. Мы уже сегодня можем показать, что мы в Арктике самые зеленые и что для нас экология Арктики не пустое слово.

Мнение высказано в рамках ХI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»


Арктика судостроение наука
Читайте также по теме
Морской конгресс во Владивостоке прошел 30 и 31 мая. Судоремонтники и судостроители со всей России приехали поделиться опытом, проблемами и рассказать о новинках. Команда «Нового проспекта» посетила экспозицию и узнала, как будет выглядеть новая верфь ССК «Звезда», что такое каршеринг для яхт и какие специалисты сегодня нужны в судостроении больше всего.
Новая обнаруженная галактика появилась спустя 300 млн лет после Большого взрыва. Она — самая древняя из известных человечеству на данный момент.
01.06.2024
Трубная компания «Санеста-Металл» подала в арбитраж шесть исков к Балтийскому заводу. Так она пытается получить с контрагента 74 млн рублей за поставленную по контрактам продукцию. Желание крупных предприятий «бесплатно кредитоваться» за счет поставщиков стало новой экономической реальностью, говорят участники рынка.

Минюст объявил иноагентом комика Данилу Поперечного и еще четырех человек
14.06.2024
Пошлина на экспорт пшеницы из России с 19 июня снизится на 3,2%
14.06.2024
Картаполов: характер боев не изменится в случае отказа Киева от условий России
14.06.2024
В Петербурге появится первый апарт-отель бренда Cosmos Stay Apartments
14.06.2024
В России предложили зачислять детей студенток в детсады без очереди
14.06.2024
«Яндекс» открыл в Петербурге школу вождения для электросамокатчиков
14.06.2024
Требования кредиторов к QIWI Банку выросли до 36 млрд рублей
14.06.2024
Профсоюзы теряют дворец на площади Труда в Петербурге
14.06.2024
В этом году Военно-морской салон в Петербурге посетят делегации 15 стран мира
14.06.2024
Осенью на российском рынке появится еще один китайский автомобильный бренд Soueast
14.06.2024
Компания The Coca-Cola Company решила вернуться в Россию
14.06.2024
Голкипер из калининградской футбольной команды «Балтика» перешел в «Зенит»
14.06.2024
РАД продал склад на юге Петербурга за 480 млн рублей
14.06.2024
Самыми дорогими брендами мира остаются Apple, Google и Microsoft
14.06.2024
Москва назвала условия мира на Украине. Но Киев их отверг
14.06.2024
Петербургский грузоперевозчик купил пермского IT-разработчика
14.06.2024
В границы морского порта Усть-Луга войдут дополнительные земельные участки
14.06.2024
Дача Кушелевых-Безбородко превратится в офисный центр
14.06.2024
Реставрация канатного цеха "Красного гвоздильщика", произведенная Setl Group в Петербурге, признана лучшим ESG-проектом России
14.06.2024
На «Госуслугах» может появиться раздел «Мои SIM-карты»
14.06.2024
Таиланд уведомил Россию о намерении вступить в БРИКС
14.06.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки