Александр Спиридонов: "Нам важно не проспать передел Арктики"
Новый проспект
Мнения

Александр Спиридонов: "Нам важно не проспать передел Арктики"

Прочитано: 59

Фото: Instagram.com (принадлежит Meta Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) /balticshipyard

О том, что нужно российским судостроителям для доминирования в Арктике и создания зеленого флота для этого региона, рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

Нам важно не проспать глобальный передел Арктики, иначе нам грозят высокие геополитические риски и существенные экономические потери. Для сохранения влияния в регионе нам, разумеется, нужен мощный отечественный флот, и нам под силу его создать: у нас есть и соответствующий опыт строительства судов ледового класса, и технологии.

Что мы должны строить для Арктики? Правильный ответ — всё: от трубоукладчиков до манифольдов (элементы буровой установки. — Прим. «НП»). Но надо помнить, что в гражданской сфере, в отличие от гособоронзаказа, ключевую и даже определяющую роль играет вопрос экономической целесообразности. Его и надо придерживаться.

У нас северная страна, и нашим корабелам сложно тягаться с теми же корейцами и китайцами, которым строить корабли гораздо проще из-за климата. Но нам стоит ориентироваться на сложную морскую технику, такую, как нефтедобывающие платформы, рыбопромысловые суда, суда для разведки ресурсов. Сейчас многие новинки в этой сфере находятся в разработке, и есть уже опытные образцы. Это обнадеживает. Кроме того, стоит заняться роботизированной надводной и подводной техникой, сложными комплектующими для кораблей и судов, например элементами движительных комплексов.

Но мы видим, что очень часто наши судостроители не выдерживают сроки контрактов. Виной тому система управления проектами по созданию морской техники. На сегодняшний день не существует работающей системы, которая позволяла бы управлять строительством сложной крупной морской техники, поэтому директивные сроки, которые ставятся сверху нашим правительством и заказчиками, не сходятся с реальностью. Один из ярких примеров — ледокол, который строится по новому проекту. Он не может быть спроектирован, построен и испытан за пятилетку, но директивные сроки этого требуют. Эту ситуацию нужно менять.

Кроме того, отечественным судостроителям крайне важно повышать эффективность производства, тут нам есть куда стремиться. В советское время представители отрасли активно занимались рационализаторством, поскольку за это давали премии, а сейчас эта деятельность поутихла. Но важно менять законодательство и поддерживать людей, которые усовершенствуют что-то на местах.

Также нужно заниматься внедрением бережливого производства, которое действительно ведет к повышению эффективности и рентабельности проектов. Многие компании других стран уже прошли этот путь, правда, не у всех получилось. Здесь очень многое зависит от культуры производства. Тут нам тоже предстоит долгий путь.

Еще один из важнейших элементов развития отрасли — это цифровая трансформация. И речь не о классической автоматизации, а о новых подходах к организации производственных процессов, современных цифровых технологиях. Это и цифровое проектирование, и виртуальная отработка конструкций, и система дополненной реальности на этапах производственной подготовки, строительства, эксплуатации и ремонта судов.

Кроме того, важно решать вопросы с господдержкой, в том числе вопрос налоговых льгот и субсидий для судостроителей. Внедрение всех перечисленных инструментов позволит нам построить мощный арктический флот. Причем такой флот, на который будут равняться другие государства. особенно если нам удастся решить вопрос с его карбоновым следом. Для этого нам придется переходить на другие виды топлива, менять наши силовые установки, придется активно развивать газ и атом. Но у нас есть такой опыт, и я считаю, что мы можем даже потеснить на рынке остальных. Мы уже сегодня можем показать, что мы в Арктике самые зеленые и что для нас экология Арктики не пустое слово.

Мнение высказано в рамках ХI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»


Арктика судостроение наука
Читайте также по теме
Всемирная организация здравоохранения уже зафиксировала более 3,2 тыс. случаев заражения оспой обезьян в 58 странах мира. «Новый проспект» спросил экспертов, стоит ли россиянам опасаться новой заразы. И какова вероятность очередной глобальной пандемии.

Елена Хлесткина, директор ФИЦ «Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Вавилова», рассказала «Новому проспекту» о научной составляющей сельского хозяйства, о редактировании генома растений и о том, почему основные производители семян в западных странах — это крупные химические концерны.
Кандидат политических наук и автор ютуб-канала с аудиторией почти в 1 млн пользователей Екатерина Шульман (признана СМИ-иноагентом) уехала в Германию. Об этом в качестве стипендиата фонда имени Роберта Боша. Об этом она сообщила на своем ютуб-канале.
13.04.2022

OBI закрыла сделку по продаже российского бизнеса за один евро
30.07.2022
В России около 1,2 млн пенсионеров получат социальные региональные доплаты
30.07.2022
В Швеции предупредили о возможных отключениях электричества зимой
30.07.2022
В России создали уникальный прибор для ориентации в космосе
30.07.2022
Бывшая британская «дочка» «Газпрома» сменила название
30.07.2022
Турция резко увеличила экспорт товаров в Россию на фоне санкций
30.07.2022
Факелы Ростральных колонн дважды зажгут в честь Дня ВМФ в Петербурге
30.07.2022
Папа Франциск допустил отречение от престола из-за проблем со здоровьем
30.07.2022
Илон Маск подал встречный иск к Twitter
30.07.2022
ФНС планирует автоматизировать возмещение НДС при экспорте в ЕАЭС
30.07.2022
Завершена разработка новой морской доктрины России
30.07.2022
Еврокомиссия: полного запрета на выдачу виз ЕС россиянам быть не может
30.07.2022
Минцифры анонсировало эксперимент по допуску пассажиров к полетам по биометрии
30.07.2022
ЦБ готовится к прекращению биржевых торгов долларом
30.07.2022
"Газпром": турбину "Северного потока" поставили из Канады в ФРГ в нарушение контракта
30.07.2022
Группа "Тату" воссоединится для выступления на шоу в Минске
30.07.2022
В российских поликлиниках начала заканчиваться вакцина "Спутник Лайт"
30.07.2022
Боррель заявил о снижении в два раза доли российского газа в закупках ЕС
30.07.2022
Блинкен не планирует встречаться с Лавровым в Камбодже, сообщили в Госдепе
30.07.2022
Пентагон заключил контракт на 3,3 миллиарда долларов на разработку ПВО
30.07.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки