Александр Семёнов: "Российские фармкомпании могут заполнить до 90% рынка, но им надо помочь"
Президент АО «Активный Компонент» Александр Семёнов рассказал «Новому проспекту», как сложности с логистикой увеличивают цены на сырье для фармацевтической отрасли, о новой волне пандемии в Китае и о том, при каких условиях российские производители лекарств могут выжить в новой реальности и даже начать экспорт товара.
Российская фармацевтическая отрасль, как и другие сферы промышленности, сейчас претерпевает глобальные изменения. Несмотря на отсутствие официального запрета на импорт, многие европейские компании практически полностью остановили отгрузки в Россию, объясняя это ограниченным авто- и авиасообщением. На взаимодействии с Индией и Китаем, где отечественные предприятия покупали большую часть оборудования и компонентов для производства лекарств, политическая обстановка отразилась в меньшей степени, однако логистика действительно крайне затруднена. Например, большинство морских доставок сейчас заблокировано в европейских портах, эфиопские авиалинии больше не совершают полеты в Россию, а компания «Аэрофлот», с помощью которой мы доставляли основную часть своих грузов, заявила о временной остановке всех международных рейсов.
Дополнительно негативное влияние на ситуацию оказал уже традиционный за последние 3 года инцидент: в Китае зафиксирована новая вспышка коронавирусной инфекции, и многие каналы сообщения с этой страной закрываются во избежание дальнейшего распространения заболевания. Например, один из крупнейших аэропортов Шанхая сейчас не работает на отгрузку.
Под влиянием всех вышеперечисленных факторов стоимость логистики выросла на 80-120%, а срок ожидания груза достигает 4 недель.
Также нельзя забывать про рынок стандартных образцов: зарубежные агентства по контролю качества (европейская EDQM и американская FDA) заявили о прекращении поставок. А ведь почти все российские препараты зарегистрированы согласно американской или европейской фармакопее. Иностранные стандартные образцы действующих веществ и примесей постоянно используются при производстве, и чтобы поступить в продажу, каждая серия лекарственного средства должна быть аттестована с их помощью. Но отгрузки новых позиций остановлены, а оставшиеся запасы стремительно истощаются.
«Активный Компонент» является партнером Национального центра стандартных образцов (НЦСО) и уже несколько лет ведет активную работу по созданию российского института стандартизации в фарме. За последний год мы подготовили 75 образцов, но для обеспечения бесперебойного анализа и выпуска жизненно необходимых препаратов нужно разработать около 800 образцов, а значит, проблему нужно максимально оперативно и системно решать уже на государственном уровне.
При соответствующем правительственном субсидировании закупок оборудования или предоставлении льготных условий его аренды мы до конца календарного года готовы разработать стандартные образцы активных действующих веществ и примесей в общей сложности почти на 300 позиций для производства лекарств из социально значимого списка препаратов.
Сейчас наша страна находится на распутье, и из этой точки два совершенно разных пути. В первом случае государство принимает решение оставить российские компании без поддержки, а вместо этого организует ввоз незарегистрированных и непроверенных иностранных лекарств. Это неизбежно приведет к коллапсу рынка и глобальному снижению уровня здоровья всего населения. При втором сценарии развития событий государство системно подойдет к вопросу и запустит вспомогательные меры, которые обсуждаются уже несколько лет. А российские компании современные, гибкие и адаптивные, при условии своевременной господдержки они смогут закрыть потребности населения страны. Если применить хотя бы четыре инструмента: льготные кредиты на пополнение оборотного капитала и инвестиционные проекты, полноценное внедрение инициативы «второй лишний» о преференциях на государственных тендерах в пользу отечественного производителя полного цикла (от субстанции до готовой лекарственной формы), ускорение изменений нормативной документации и актуализация предельных отпускных цен на препараты низкого ценового сегмента, — можно вполне реально говорить о том, что в ближайшее время локальные компании смогут обеспечивать собственной продукцией до 90% российского фармрынка, а в дальнейшем будут даже рассматривать перспективу выхода на зарубежные площадки.