
Петербургский рынок телекоммуникационных услуг пережил непростой 2020 год относительно благополучно за счет резкого роста спроса на виртуальные сервисы. Что еще помимо диверсификации портфеля помогает региональным операторам выдерживать конкурентную борьбу с федеральными игроками? Рассуждает гендиректор ООО «ОБИТ» Андрей Гук.2020 год ускорил развитие инструментов дистанционного обслуживания и коммуникаций. В первые две недели карантина мы помогли организовать работу из дома более чем для тысячи сотрудников наших корпоративных клиентов. Кроме того, пришлось обеспечить вторую линию техподдержки и масштабировать контакт-центры, так как поток телефонных обращений рос лавинообразно.
Один из наших клиентов, крупный федеральный банк, назвал прошлый год годом роста цифровой составляющей бизнеса. Более 90% его контактов с клиентами происходило удаленно. Для нас, как для оператора-интегратора, это означало увеличение концентрации на облачных сервисах.
Мы увидели 30%-ное увеличение спроса на виртуальные серверы. Когда стало понятно, что в офисы сотрудники вернутся нескоро, бизнес задумался над тем, как обеспечить совместную удаленную работу множества специалистов: дизайнеров, проектировщиков, архитекторов, программистов и т.п. На фоне необходимости оптимизировать бюджеты возросла востребованность IT-аутсорсинга, особенно в части исполнения трудных задач, требующих узкой экспертизы и редких компетенций.
Помимо факторов, связанных с пандемией, существуют и другие тенденции, формирующие телеком-индустрию в течение последних нескольких лет. Скорость и качество передачи данных растет, однако доходы от услуг связи растут медленно.
Запросы клиентов быстро меняются, оперативное реагирование на них требует дополнительного персонала и дополнительных вложений со стороны операторов. Себестоимость услуг увеличивается, а тарифы в борьбе за абонентов постоянно снижаются. И если игроки-монополисты могут позволить себе демпинговать, операторы меньшего масштаба всё чаще не справляются с этой гонкой. Это приводит к их постепенному уходу с рынка и консолидации отрасли.
Крупные игроки тоже сталкиваются с трудностями: продуктовые портфели телекоммуникационных компаний становятся всё сложнее, и эта сложность превращается в проблему. То, что начиналось как широкий спектр сервисов, разработанных с учетом потребностей различных групп абонентов, превратилось в головокружительный набор вариантов, в которых и клиентам, и линейному персоналу крупных компаний трудно сориентироваться.
Именно на этом могут сыграть региональные операторы: более гибкие и масштабируемые, они способны лучше удовлетворить потребности своих клиентов и удержать их персонализированным подходом.
Ключ к успеху средних и небольших операторов — это гибкая, экономичная операционная модель, маневренность, быстрая адаптация под потребности абонентов, способность оперативно менять свою бизнес-стратегию, исходя из рыночных реалий, которые, как показал прошлый год, могут быть абсолютно непредсказуемыми.
Я бы выделил четыре лайфхака, которые помогают региональным операторам успешно конкурировать с федеральными игроками.
Максимально понятные продукты и простая тарификация. Портфели продуктов большинства операторов связи со временем чрезвычайно усложнились. Некоторые компании предлагают более 20 тарифных планов, каждый из которых содержит множество страниц мелким шрифтом и написан крайне сложным для понимания языком. Но клиенту сегодня катастрофически не хватает времени. Всё что он хочет — несколько специально подобранных под него вариантов, которые не имеют скрытых комиссий или сборов. Это касается не только тарифных планов, но и самой услуги: абонентам нужны простые для понимания и применения инструменты решения их задач, а не супермаркет опций.
Дизайн, одобренный клиентами, и сверхлегкий пользовательский интерфейс. Даже самый оптимизированный и проработанный портфель услуг не выдержит конкуренции с монополистами, если не сможет обеспечить абонентам максимально удобного взаимодействия с оператором. Это означает наличие интуитивно понятного интерфейса, простых формулировок и коммуникаций. Специалисты по дизайну должны работать в тесном сотрудничестве с клиентами для создания и тестирования пользовательских интерфейсов (UI) и взаимодействия с пользователем (UX) на каждом этапе пути (например, чтобы для выполнения задачи можно было ограничиться минимальным количеством переключений).
Собственные специалисты в области цифровых технологий. Традиционно крупным игрокам не хватает узких компетенций, чтобы откликаться на индивидуальные запросы и, закрывая эту нехватку, многие выбирают модель аутсорсинга. Однако приходится констатировать, что в наши дни она всё чаще не оправдывает себя. Чтобы быстро реагировать и быстро адаптировать свой опыт под изменяющиеся реалии, необходимо иметь собственную команду, которая будет находиться в постоянном потоке обучения. Это требует новых подходов к кадровой работе, таких как работа со студентами вузов, набор персонала в университетских городках, создание рабочей среды, привлекательной для увлеченных и квалифицированных людей, а также обеспечение свободы самовыражения сотрудников.
Запуск новых брендов как инструмент роста. Как показывает пример западных компаний, в течение четырех кварталов с момента запуска новый бренд приносит около 25% от общего количества новых абонентов, при этом общая рентабельность выше более чем на 5%. Для многих крупных операторов это рискованный шаг, учитывая дублирование ролей и потенциальную каннибализацию, но для небольших игроков разработка новых брендов для той или иной линейки услуг — хороший инструмент для увеличения объемов бизнеса и сохранения лояльности потребителей. По данным экспертов, окупаемость инвестиций в новый бренд достигается в течение 6–9 месяцев.
Операторы связи серьезно сократили капитальные вложения. За последний год, по данным статистики Минцифры, они упали на 23,7%, до уровня ниже 350 млрд рублей. Это означает, что российская телекоммуникационная инфраструктура будет развиваться медленнее.
Маргарита Моржакова
31.07.2023
В России до 2035 года 90% абонентов должны иметь гигабитное подключение к сетям связи. Для этого власти ускорили легализацию закона о недискриминационном доступе операторов в многоквартирные жилые дома.
Маргарита Моржакова
04.07.2023
В России наступает эра ребрендингов. Особенно выпукло это демонстрирует телеком-рынок. На днях много шума наделала, казалось бы, простая смена логотипа сотового оператора МТС. Однако именно этот факт лишний раз показал, что IT-компании — одни из немногих в современных реалиях остаются живыми и гибкими в ведении бизнеса.
Маргарита Моржакова
03.04.2023