Опасные книги. Контроль за литературой и фильмами возложили на библиотекарей

Иллюстрация Джеффа Портера к роману Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Библиотеки, стриминговые платформы и другие хранители контента обязаны выявлять запрещенную информацию. Карательные санкции предусмотрены за любое упоминание однополых отношений, наркотиков, нежелательных организаций и многого другого.
Очень часто запрещенная информация содержится в классической литературе и кинофильмах, выпущенных в прокат задолго до изменения российского законодательства. Но это не снимает бремя контроля с организаций, обеспечивающих доступ к книгам, журналам и видеоконтенту.
Неправильная любовь
Многомиллионные штрафы применяются за пропаганду запрещенного в России ЛГБТ и демонстрацию ее несовершеннолетним. Нарушителями чаще всего признаются не кинокомпании, выпустившие содержащие «вредные» сцены фильмы, а вовремя не удалившие их стриминговые платформы. По логике надзорных органов, они должны проинспектировать весь размещенный за десятилетия контент.
При этом критерии запрещенной информации очень размыты. Некоторые сцены действительно говорят сами за себя, например однополые свадьбы. Сложнее оцениваются поцелуи представителей одного пола в «сексуальном контексте» или «причинно-следственная связь между творческими успехами главного героя и его нетрадиционной сексуальной ориентацией».
Но чаще всего выводы о демонстрации или пропаганде недозволенных отношений принимаются экспертами подведомственной Роскомнадзору организации «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ). Так, двухмиллионный штраф был наложен на платформу Wink (ООО «Рестрим Медиа»). «Героини многосерийного фильма «Единый» держатся за руки и собираются поцеловать друг друга», — отмечается в решении суда.
Пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений обнаружили и в художественном фильме «Ив Сен-Лоран». Министерство культуры РФ выдало картине прокатное удостоверение, но в нарушении уличили платформу «Кинопоиск». По уверению представителя Роскомнадзора, «прокатное удостоверение носит заявительный характер, в связи с чем Минкультуры проверяет продукцию только по факту заявленных знаков и содержания фильма». «На первом плане фильма расположены не успехи модельера Ив Сен-Лорана, а нетрадиционные отношения между двумя героями мужского пола», — заключил суд, налагая на стриминговую платформу штраф в 2 млн рублей. Сцену с «продолжительным поцелуем, выражающим сексуальную страсть двух девушек», выявили в вышедшем в эфир телеканала «ТВ-3 Россия» художественном фильме «Пиранья» и многих других популярных лентах.
«Суды оценивают в качестве демонстрации практически любое прямое или косвенное упоминание нетрадиционных отношений, даже во фрагменте в несколько секунд. В свою очередь, как пропаганда может расцениваться отсутствие негативной оценки однополых отношений или отрицательных правовых последствий», — констатирует Александр Анощенко из юридической фирмы Nextons.
Замахнулись на Вильяма нашего Шекспира
Многочисленные ограничения вынуждены соблюдать библиотеки. «Начались нападки даже на классическую литературу. Так, Шекспира обвинили в токсичной маскулинности [нездоровой форме мужественности]», — заявила заведующая сектором научно-методического отдела Российской национальной библиотеки Ирина Эйдемиллер на конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху».
Априори опасными для детей признаются произведения иностранных агентов. В их число попали писатели Михаил Веллер, Людмила Улицкая, Григорий Чхартишвили (больше известный как Борис Акунин, также включен в реестр экстремистов) и других. Карательные штрафы и даже уголовная ответственность предусмотрена за распространение материалов нежелательных организаций.
Вопрос ретроспективного применения таких норм остается нерешенным. В Российской библиотечной ассоциации апеллируют к разъяснениям заместителя Генерального прокурора России Виктора Гриня, который считает недопустимым массовое распространение только материалов, содержащих информацию о деятельности нежелательной организации. При этом можно свободно хранить и даже продавать издания авторов, вышедшие до признания их иностранными агентами. Более того, в правовом управлении Госдумы признают, что действующее законодательство не предусматривает ограничения доступа к документам, созданным включенными в реестр иностранных агентов. «Министерство культуры РФ не вправе установить в своем правовом акте какие-либо ограничения на доступ к таким документам», — убежден руководитель управления Роман Колачев.
Но на практика хранение спорной литературы может обернуться серьезными санкциями. Так, в петербургском Европейском университете прокуратура обнаружила книги о музеях, древнекитайском философе и другие, изданные при поддержке фонда Сороса. Хотя они вышли из печати почти за 10 лет до включения фонда в реестр нежелательных организаций, на университет наложили 35-тысячный штраф. «Довод, что информационные материалы хранились в библиотечном фонде до принятия Федерального закона №272-ФЗ [о нежелательных организациях], основанием для игнорирования установленных им требований не является», — заключили служители Фемиды.
Юридические приключения Эраста Фандорина
По словам Ирины Эйдемиллер, из библиотеки Европейского университета изъяли классическую литературу. Согласно закону об иноагентах, к политической не относится деятельность в области науки, культуры и искусства. «А значит, не должны относиться художественные произведения, сборники песен, поэзии и другие, если такая деятельность не противоречит национальным интересам России, основам правопорядка и так далее. Особая ситуация сложилась с 17 книгами серии детективов Бориса Акунина об Эрасте Фандорине. Они есть практически в каждой библиотеке и пользуются стабильным спросом со стороны читателей. При выдаче книг в библиотеке писатель не получает доход, но это способствует его популяризации. Считаем целесообразным делать пометку «запрещено для детей» и убрать из открытого доступа», — полагает Ирина Эйдемиллер.
По мнению Александра Анощенко, если созданный при участии иностранного агента или экстремистской организации фильм не содержит запрещенной информации, его показ законом не ограничен. «Поскольку деятельность в области культуры и искусства не относится к «иноагентской», то, пока не доказано иное, маркировка на созданные иноагентом фильмы также не потребуется. В случае с экстремистскими организациями в первую очередь важно обращать внимание на демонстрацию символики (в том числе упоминание названия) такой организации в фильме или в описании к нему, что может послужить поводом для вынесения штрафа. В отношении нежелательных организаций, напротив, независимо от содержания высок риск признания материала запрещенным к распространению. Например, при финансовом участии нежелательной организации в съемках фильма он может попасть под запрет», — констатирует юрист.
В отличие от стриминговых платформ, за «опасную» литературу надзорные органы чаще всего наказывают издателей. Так, в октябре 2023 года москвичка Н. принесла в отделение полиции взятую ее дочкой в библиотеке №252 книгу «Голубь Геннадий». Протокол изъятия стал основанием для обвинения издательства «Эксмо» в «длящейся пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений, выразившихся в распространении информации о гомосексуальных отношениях». Отклонив доводы юристов издательства об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности и заявления о назначении лингвистической экспертизы, суд наложил на него штраф в 900 тыс. рублей.
В то же время заместитель министра юстиции Олег Свириденко еще на Державинских чтениях предупредил, что за распространение материалов иноагентов без маркировки штрафы до полумиллиона рублей будут применяться не только к издательствам и телеканалам, но и к библиотекам и университетам.
Элементарно, Ватсон
Новый запрет на пропаганду наркотиков в средствах массовой информации и любых изданиях вступит в силу 1 сентября. К пропаганде приравнивается практически любое упоминание соответствующих препаратов.
В то же время законодатели разрешили хранить и даже издавать произведения литературы и искусства, в которых спорная информация «составляет оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла», но при условии ее маркировки: на уже выпущенные издания те же библиотеки обязаны будут наклеивать специальные ярлыки об опасности зелья.
Новые требования не затронут литературу, выпущенную в свет до 1 августа 1990 года. «До этой даты в нашей стране действовала цензура и такие произведения не пропускались. Законодатель нас успокаивает, что ни историй о Шерлоке Холмсе, ни других классических произведений эта норма не коснется», — отмечает Ирина Эйдемиллер.
За первую половину 2024 года за пропаганду и демонстрацию нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола и педофилии к административной ответственности привлечено 13 компаний, 77 должностных лиц и организаций. Общая сумма наложенных штрафов составила 18,6 млн рублей.