Олег Малащенко: «В Ленобласти есть коровы, которые ставят рекорды Европы по надоям»

Заместитель председателя правительства Ленобласти, председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Олег Малащенко рассказал «Новому проспекту», почему у птицеводов хорошо получается инвестировать в развитие, что тормозит молочное животноводство и почему аграриев не спасают льготные кредиты.
Олег Михайлович, расскажите об итогах работы агропромышленного комплекса Ленобласти за прошлый год.
— В прошлом году объем производства продукции агропрома Ленобласти достиг 481,5 млрд рублей в денежном выражении, что на 69,9 млн рублей больше уровня 2023 года.
В сельскохозяйственных организациях индекс производства продукции сельского хозяйства вырос на 3%. Объем производства в растениеводстве вырос на 1,7% — в основном за счет увеличения объемов выращивания рапса. Производство продукции животноводства выросло на 2,7%: мы традиционно выросли по яйцу на 4,7%, до 3,6 млрд штук, и приросли по свинине на 4,7%, до 40,6 тыс. тонн.
В каких сферах продолжится рост и за счет чего?
— Однозначно будет расти птицеводство благодаря инвестпроектам таких крупных компаний, как АО «Птицефабрика Синявинская», которая строит новые птичники. АО «Птицефабрика Роскар» также строит новые корпуса для развития своего яичного направления, компания очень активно включилась в эту работу. Она занимается и переработкой яйца, у них для этого создано большое современное производство.
Кроме того, активно работает агрохолдинг «Таврос», который не так давно приобрел птицефабрику ЗАО «Агрокомплекс «Оредеж» и планирует построить в Ленобласти новую производственную площадку и комбикормовый завод.
Ленобласть производит уже 7,9% яйца всей страны. Думаю, что в ближайшее время сможем перешагнуть показатель в 4 млрд яиц в год. К какому именно году, я пока прогнозировать не буду, потому что обстоятельства меняются, например та же ключевая ставка. Но рекорд в 4 млрд яиц произойдет в ближайшее время.
По бройлерному птицеводству ситуация стабильная. Несмотря на то, что АО «Птицефабрика «Северная» также активно проводит модернизацию, АО «Птицефабрика Роскар» сокращает производство бройлера, переводя площади на яичное производство. Эти выпадающие мощности замещает «Северная», но рост будет небольшим.
Вы сказали, что вырастет и производство свинины. За счет каких проектов?
— Компания «Идаванг Луга» достраивает свой производственный комплекс в Лужском районе. В какой-то момент они притормозили со строительством, но сейчас возобновили реализацию проекта. Возможно, появятся и другие проекты в свиноводстве.
Получится ли прирасти по молоку?
— До сих пор на молочное животноводство влияет ситуация 2023 года. Тогда мы столкнулись со значительным снижением цен на сырое молоко, оно стоило примерно по 20 рублей за литр. Сельхозпроизводители были на грани того, чтобы выливать молоко, потому что поставлять его на молокозаводы было невыгодно.
Соответственно, на фоне низких цен на продукцию многие хозяйства сокращали поголовье и отказывались от планов по развитию. Такая ситуация возникла в разных регионах России. Но Ленобласти она практически не коснулась. Пострадали субъекты юга страны, Татарстан, Башкортостан. Но со второй половины 2023 года ситуация стала улучшаться, цена на сырое молоко — расти. А потом в 2023 году также начала расти ключевая ставка, что отрицательно сказалось на отрасли.
Кроме того, по ряду причин закрылись такие предприятия, как АО «Племенной завод «Ленинский путь», АО «Ущевицы», АО «Сумино». Ждем изменения ситуации.
Но у аграриев есть льготные кредиты…
— Да, но все привыкли к льготным кредитам на уровне 5% годовых. Более высокие ставки уже неподъемны для отрасли. Ставка в 10–12% ставит на паузу многие инвестпроекты. Надо отдать должное Минсельхозу России, ведомство максимально долго старалось удерживать ставку на доступном для сельхозпроизводителей уровне. Но сейчас ситуация становится сложнее. Даже если взять кредит под 12%, нет никакой гарантии, что банк не повысит ставку в одностороннем порядке. Такие примеры уже есть, к сожалению.
Какие-то компании успели расшириться и модернизировать мощности до повышения ставки?
— Да, например, АО «Племзавод «Рапти» построил новую молочную ферму и планирует ввести еще один комплекс. ООО «Племзавод «Бугры» завершает строительство комплекса на 8 тыс. голов крупного рогатого скота (в том числе 2,5 тыс. дойного стада) мощностью 25 тыс. тонн молока в год. Расширились АО «ПЗ «Красноозерное», ЗАО «Осьминское», постоянно модернизируется ЗАО «ПЗ «Рабитицы».
Почему так получается, что в том же птицеводстве предприятия расширяются активно, а у молочников ситуация другая?
— Крупных птицеводческих предприятий, обеспечивающих основной объем производства, у нас в регионе не так много — всего четыре, отрасль консолидирована. У них большой объем производства и солидная выручка, что дает большие возможности для инвестиций. Все птицефабрики региона занимают заметную долю рынка в своих сегментах, будь то яичное или мясное направление.
В то же время у молочных хозяйств объемы производства не такие большие. Рынок не консолидирован, каждое предприятие занимает 2–3% от всего объема производства молока в Ленобласти. Соответственно, выручка и прибыль у хозяйств намного меньше, нет таких больших возможностей для собственных инвестиций, а у птицефабрик другие масштабы.
Кроме того, у производителей молока более скоропортящийся, если можно так сказать, продукт, чем у птицеводов; молочникам нужно продать молоко максимально быстро. И если молокозаводы в одностороннем порядке снижают закупочную цену, вариантов у хозяйств нет, кроме как продавать молоко по предлагаемой цене, что снижает прибыльность предприятий.
Кроме того, у птицефабрик возврат вложений происходит намного быстрее, чем у молочников — от 40 дней по мясу и 180 дней по яйцу. А животноводам нужно ждать более 2 лет, пока корова начнет давать молоко. Это совершенно другой по времени производственный цикл.
Может ли сохраниться тенденция к повышению цен на молоко? И хорошо ли это в принципе?
— Важен баланс. Если у производителей резко растет цена на сырье, им, конечно, хорошо. Но тут переработчики начинают ужиматься и перекладывать это повышение в цену конечной продукции. Это такая пружина, которая сожмется, а потом выстрелит. При этом переработчиков тоже можно понять: у них растут расходы на оборотные средства, другие направления, в том числе модернизацию.
Рост цен на сырое молоко прекратился, уже в марте текущего года наблюдается снижение закупочных цен на молочное сырье.
А что с потреблением молока в нашем регионе?
— В Ленобласти потребление молока выше, чем в среднем по России — 290 литров на человека в год против среднего показателя в 240 литров на человека ежегодно. Посмотрим в ближайшее время, будет ли рост или снижение. Эти тенденции могут проявиться уже весной текущего года. Соответственно, можно ожидать, что переработчики будут либо повышать цену на свою продукцию, либо предложат производителям снизить закупочные цены. Сейчас средняя стоимость литра сырого молока в Ленобласти составляет от 44 до 55 рублей. Кто-то продает и за 60 рублей и заключает с переработчиками долгосрочные контракты, например на 3 года. Я считаю, что такие контракты — это хороший выход из ситуации.
Что может сделать правительство Ленобласти, чтобы поддержать молочный сектор?
— Мы постоянно ищем инструменты, которые позволят нам поддержать производителей и стимулировать наращивание объема производства сельскохозяйственной продукции. Мы платим по 5 рублей на килограмм реализованного молока сверх объема предыдущего года, а также до полутора рублей за килограмм реализованного молока на уровне прошлого года. Есть субсидии для переработчиков: в 2025 году мы платим 370 рублей на тонну сырого молока, направленного на переработку.
Будет ли динамика по производству молока в 2025 году положительной?
— Да, она уже положительная. Однако прорывного роста ждать не стоит, ведь у нас срабатывает эффект высокой базы. Напомню, что у нас уже довольно высокие надои в среднем по Ленобласти. Есть компании, у которых надои превышают 15 тонн молока от одной коровы в год. Это лучшие показатели не только в России, но и в Европе.
К сожалению, при этом у нас также есть хозяйства, где средние надои составляют всего 6 тонн молока от одной коровы в год, это очень мало. Но некоторые собственники не заинтересованы в повышении продуктивности. Их устраивает текущая ситуация. И тут мы на них повлиять не можем.
Вводятся ли новые меры поддержки для аграриев?
— Да, например, с этого года мы стали возмещать часть затрат: 40% на строительство модульных зданий для содержания животных, 50% на доильное оборудование, новые субсидии на прирост зерновых и зернобобовых культур — 2 тыс. рублей на 1 тонну и по 4 тыс. рублей на 1 тонну при приросте производства картофеля и овощей открытого грунта.
С 2024 года для снижения импортозависимости товарного рыбоводства Ленобласти введена новая мера поддержки, которая способствует созданию хозяйствами собственных маточных стад форели и сиговых видов рыб.
Для стимулирования покупки отечественной сельхозтехники в 2025 году принято решение увеличить предельный размер субсидий на приобретение тракторов мощностью свыше 250 л.с. с 3,3 млн рублей до 5 млн рублей.
Ожидается, что общий объем господдержки из бюджета Ленобласти увеличится в 2025 году по сравнению с уровнем 2024 года на 500 млн рублей.
Олег Михайлович Малащенко родился 17 октября 1970 года в деревне Огородники Гомельской области. Получил два высших образования: в 2006 году окончил Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет; в 2015 году — Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
С 2000 года работал на руководящих постах в ОАО «Газпром», ООО «Газторгпромстрой», ООО «Запсибгазторг».
С 2010 по 2012 год — заместитель генерального директора, генеральный директор Лужского комбикормового завода.
С октября 2012 по октябрь 2014 года — и.о. главы администрации Лужского муниципального района. С ноября 2014 по сентябрь 2017 года — глава администрации Лужского муниципального района.
С октября 2017 года — заместитель председателя правительства Ленинградской области — председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.
Женат, воспитывает троих детей.