Один за всех. Легендарный фототролль споткнулся об тяжбу с КМЗ

Фото: скриншот из видеоинтервью Александра Лаврентьева youtube-каналу «VDT l Влог о недвижимости и строительстве» — личному влогу генерального директора Vesco Group Алексея Аверьянова

В Петербургском арбитраже слушают очередное дело, инициированное индивидуальным предпринимателем Лаврентьевым, который уже засудил тысячи организаций за нарушения авторских прав. Среди тех, с кем судился ИП, — региональные и федеральные СМИ, МИД РФ и даже психиатрическая лечебница. Лаврентьев проиграл всего 4% поданных исков. Но на очередном деле — против Кингисеппского машиностроительного завода — споткнулся всерьез. «Новый проспект» изучил детали этого сложного и резонансного дела.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти дал 2 месяца индивидуальному предпринимателю Александру Лаврентьеву, чтобы предоставить суду оригинал договора с фотографом Александром Поповым, права которого ИП пытается отстоять в суде с ноября 2023 года.
Как следует из базы данных судебных актов, предприниматель Лаврентьев обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности фотографа Попова, поскольку является его доверительным управляющим. Лаврентьев подал не менее 500 исков против различных российских медиа и других структур, которые в своих публикациях использовали фотографии Попова из интернета и тем самым нарушили его авторское право.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

В 2023 году ИП Лаврентьев защищал в судах не только авторские права фотографа Попова. У юриста на тот момент было 14 таких клиентов. По данным СПАРК, за последние 4 года юрист подал почти 4 тыс. исков, из которых 641 — в 2024 году. Лишь 4% дел, инициированных ИП, суды до сих пор трактовали не в пользу истца.

Полноценные судебные слушания

Ответчиком по очередному делу выступает Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ), с которого ИП требует 60 тыс. рублей за использование фотографии «Северо-Муйский тоннель» авторства Александра Попова. Картинка стала иллюстрацией к заметке принадлежащего КМЗ портала Mashnews.ru про финансирование модернизации Байкало-Амурской магистрали. 
Юристы КМЗ уверены, что в данном случае были соблюдены все требования, из-за которых суды обычно встают на сторону ответчика: фото было использовано в информационных целях с упоминанием автора и указанием источника заимствования, на карточке есть водяной знак с псевдонимом фотографа. «Формулировки судебных решений по таким делам зачастую типовые, как и сами иски», — говорят юристы КМЗ. 
Тем не менее судебные процессы, инициированные Лаврентьевым, до последнего времени проходили в упрощенном порядке и обычно заканчивались его победой. Юристам КМЗ удалось прервать эту практику: они свое дело перевели из упрощенного формата в формат полноценных слушаний. Требования ИП они считают необоснованными. Более того, юристы КМЗ сомневаются в существовании договора с приложениями, которые предприниматель Лаврентьев и фотограф Попов подписали в 2021 году. Основания для сомнений есть в самом исковом заявлении от ИП. Доказывая свой статус доверительного управляющего, предприниматель сослался на приложение под №1573, что буквально означает следующее: фотограф Попов подписал свей рукой с ИП минимум 1,5 тыс. бумаг одним днем. Теоретически это возможно, но, честно говоря, маловероятно. 

Вопросы без ответов

Чтобы развеять сомнения, юристы КМЗ еще в декабре 2023 года запросили у истца оригиналы спорного фото и доказательства авторства Попова, но суд их пока не получил. А на последнем заседании Лаврентьев в очередной раз сменил своего представителя, и новый человек не смог ответить на вопрос, где оригинал договора и почему на заседании суда нет самого фотографа. 
На вопросы «Нового проспекта» ни фотограф, ни предприниматель также толком не ответили. «Договор подтверждаю, требования поддерживаю. Остальные комментарии по данному делу не готов давать. На все вопросы ответят мои представители», — заявил фотограф Попов. «Направьте запрос. Пресс-служба подготовит ответ», — сообщили в офисе ИП Лаврентьева. 
Развязка судебного разбирательства, вероятно, произойдет в сентябре. Вся эта история в случае проигрыша может обернуться серьезными проблемами для Лаврентьева — она станет основанием для пересмотра других дел, которые предприниматель выиграл. А это почти 4 тыс. исков. 

Айтишник-фотограф — борец с ворами 

Александр Лаврентьев до 2018 года не был связан с судебной практикой. Он по образованию IT-специалист, а по призванию — фотограф. Занимается фотографией с 15 лет, и это дело стало его первым бизнесом: он был фотографом-руфером, зарабатывал на съемке с дронов, выполнял съемку по заказу компаний. 
Именно во время профессионального занятия фотографией Лаврентьев, как писал Forbes, понял, что проблема с защитой авторских прав в этой области довольно серьезная. 
Вместе с однокурсником-айтишником Федором Расстрыгиным он разработал систему генерации исков по заданной теме. «Обычно юрист тратит много времени на заполнение всех документов. Отчасти поэтому его услуги стоят дорого. Мы же хотели сделать правосудие доступным», — заявлял он в Forbes. Позже в фирму Лаврентьева и Расстрыгина «Антипиратские технологии» пришла юрист по авторскому праву Юлия Чистова. Она возглавила соответствующее направление и до сих пор числится соучредителем компании. Еще позже Лаврентьев получил статус ИП для перехода на упрощенное налогообложение.
Предприниматель не скрывает, что нашел благодатную тему для заработка: «Если воруют снимки у нас, то их воруют еще у кого-то. Услуга по защите авторских прав может быть востребована», — цитировал бизнесмена Forbes. 
В 2019 году выручка фирмы «Антипиратские технологии» составляла всего 5 млн рублей, а прибыль — меньше 1 млн рублей. Но уже в 2023 году были поданы в суд иски с общей суммой заявленных требований более 450 млн рублей. И хотя по большинству из них (до 75%) суды снизили сумму требований, доход всё равно измерялся десятками миллионов рублей. Предприниматель даже расширил команду с 10 до 30 человек.

От «прелестей» до фейков

В настоящее время в своих социальных сетях Александр Лаврентьев демонстрирует атрибуты жизни богача и успешного предпринимателя: пишет про «вид на Кремль» из офиса, постит фото из путешествий, рассказывает о росте бизнеса. 
Ему, похоже, всё равно, что публикация в Forbеs о бизнесе фототроллей привлекла внимание представителя МИД РФ Марии Захаровой, которая рассказала, что даже МИД «испытал на себе все «прелести» неурегулированности данной сферы» и открыто призвала правоохранительные органы проверить деятельность подобных Лаврентьеву бизнесменов. «Это не какая-то узкая тема, а то, что так или иначе касается всех нас», — заявила Мария Захарова.
А летом прошлого года портал Lenta.ru опубликовал расследование о работе команды Лаврентьева, где описаны многочисленные тяжбы юристов со СМИ и рассказано, почему российское законодательство позволяет процветать подобному бизнесу. Лаврентьева и его коллег в этом расследовании даже обвинили в финансировании ВСУ и публикации фейков об армии. Но и эта история, похоже, никак на текущей работе компании не отразилась.

Фототролли расставляют ловушки

Жертвы фототроллей говорят, что те нередко используют в интернете ловушки для потребителей контента. И эти схемы при тщательном рассмотрении могут оказаться не чем иным, как мошенничеством. 
«Обычно ситуация развивается так: фотографы заключают договоры доверительного управления со структурами (нередко ИП), которые размещают их работы на стоковых сервисах, где любой желающий может законно и бесплатно взять картинку для иллюстрации. Как только мониторинг показывает, что фото кто-то использовал, запись со стока удаляется, а к «нарушителю» идут с претензией. Далее следует судебный иск», — рассказывала порталу «Право.ру» руководитель практики разрешения споров NEVSKY IP Law Ангелина Скворцова.
А учредитель «Социнформбюро» Александр Крылов говорил в беседе с порталом «Лента.ру», что сталкивался с откровенной фальсификацией со стороны фототроллей. Он поведал, что однажды его редакция проиллюстрировала материал об одном из массовых мероприятий снимками внештатного корреспондента, который лично продал фотографии СМИ, а спустя какое-то время получила иск как раз по поводу этих фото. К иску была приложена копия договора доверительного управления, реальное существование которого опроверг сам автор фото. «Вся эта история не про защиту прав, а про деньги», — уверен Александр Крылов. 
По его словам, редакция не сомневалась, что выиграет это дело, поскольку согласие на публикацию снимков от автора было получено заблаговременно. Но на деле вышло иначе. Иск был рассмотрен в упрощенном порядке, и тролли его выиграли.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня