— Я положительно отношусь к ЕГЭ. И, кстати, большинство родителей, с которыми я общаюсь, тоже за его сохранение. Они не хотят, чтобы их дети сдавали по 10 выпускных экзаменов, как это было в наше время, и не хотят, чтобы в каждом вузе при поступлении были свои нюансы и свое видение содержания сдаваемого на экзамене предмета.
Я считаю, что задачи, которые решаются с помощью ЕГЭ для поступления в профильные вузы (с физико-математической направленностью), решаются вполне адекватно. Современный экзамен ничуть не хуже прежних классических вступительных экзаменов в вуз. Другой вопрос, что для поступления в огромное большинство вузов достаточно совсем небольших баллов, но это не проблема, порождаемая ЕГЭ, а проблема общего уровня образования.
Напомню: пока официально ЕГЭ не было, многие петербургские вузы поводили так называемые совмещенные экзамены, когда дети писали выпускной экзамен, а вузы засчитывали эту оценку в качестве вступительного экзамена. По сути это и был ЕГЭ, он действовал в основном в школах физико-математической направленности при поступлении в профильные вузы.
Какие я слышу основные претензии к ЕГЭ? В первую очередь, речь о том, то идет натаскивание, и чтобы сдать ЕГЭ нормально, не требуется больших знаний, которые нужны для поступления и обучения в том или ином вузе.
Натаскивание, конечно, есть, потому что сам экзамен по всем предметам жестко зафиксирован. Поэтому квалифицированный человек сможет подготовиться и подготовить к экзамену других. Если этот принцип сломать, натаскивание исчезнет и появится нормальное обучение. Однако мы не знаем, как на это отреагирует общество.
Еще одна претензия к ЕГЭ заключается в том, что и педагоги, и ученики изучают только те предметы, которые включены в ЕГЭ, а остальные дисциплины идут по остаточному принципу. Напомню, такая ситуация сложилась еще до появления ЕГЭ, после того как были отменены обязательные экзамены по всем школьным предметам. Например, обязательным был выпускной экзамен по алгебре. Соответственно, в некоторых даже очень хороших школах геометрия практически не изучалась, потому что в списке обязательных экзаменов ее не было. И данная проблема не в самом ЕГЭ, а в организации общеобразовательного процесса.
Скажу еще одну страшную вещь: сейчас ЕГЭ — это единственный реальный инструмент управления содержанием образования. Грубо говоря, если вы хотите, чтобы школьники знали, что Волга впадает в Каспийское море, то включаете этот вопрос в ЕГЭ. Тогда есть шанс, что этот вопрос будет выучен.