Образование должно быть синхронизировано с рынком труда

30 Октября 2025

Современные выпускники со средним профессиональным образованием испытывают проблемы с трудоустройством, потому что потребности рынка труда меняются на глазах. Как помочь студентам обрести профессию и дело всей своей жизни, обсуждали на конференции «Независимая оценка профессиональных компетенций и квалификаций выпускников СПО: проблемы методологии, синхронизации, качества образования», которая прошла в Экспофоруме в рамках Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке».

Первой темой обсуждения экспертов стала подготовка к демонстрационному экзамену, в ходе которого выпускники выполняют практические задания в условиях, максимально приближенных к реальным. По словам Алексея Куликова, к.э.н., заместителя директора по учебно-воспитательной работе СПб ГБПОУ «Петровский колледж», председателя Учебно-методического совета Учебно-методического объединения по среднему профессиональному образованию Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, такой экзамен имеет свои преимущества перед другими, поскольку позволяет учащимся прокачивать интеллектуальные навыки, но также в нем есть и минусы.

«При подготовке к демонстрационному экзамену существуют риски того, что студента будут банально натаскивать, — объясняет Алексей Куликов. — Это обозначает смещение фокуса на императивные, а не фундаментальные знания».

Кроме того, считает специалист, для проведения и оценки такого экзамена часто не хватает квалифицированных экспертов, поскольку потенциальные работодатели не всегда заинтересованы в участии.

Валерий Андреев, директор СПб ГБ ПОУ «Колледж водных ресурсов», председатель ФУМО СПО по УГПС 08.00.00 Техника и технологии строительства, рассказал коллегам и слушателям о том, как повысить качество подготовки кадров, чтобы увеличить возможности трудоустройства выпускников.

Он полагает, что сегодня большая проблема для выпускников — отсутствие вакансий, что особенно актуально для регионов. Вместе с этим есть еще одна проблема: у студентов нет мотивации искать работу. Они хотят выучиться, а дальше жить по обстоятельствам. Очень много выпускников бросают профессию в первый год трудоустройства, поясняет эксперт.

Кроме того, часто учебные заведения сталкиваются с тем, что нет спроса на профессию, но направление модное и потому востребованное у абитуриентов.

Помимо всего прочего, на программы среднего профессионального образование сильно влияют желания работодателей.

«Все теперь хотят универсальных специалистов, чтобы умел делать решительно всё, — добавляет Валерий Андреев. — Поскольку такая проблема назрела, на мой взгляд, надо раньше начинать профориентацию у школьников».

Главный специалист Управления методического обеспечения Центра сопровождения и развития системы оценки качества среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО ИРПО, к.ф.н. Валентина Толкачева поддержала коллегу, отметив, что профориентацией у школьников следует начинать заниматься уже с 6-го класса. Сейчас, по ее словам, будущие выпускники могут поменять шесть-семь профессий, которые даже не будут смежными.

Валентина Толкачева отметила, что на сегодняшний день особенно необходимо синхронизировать программы подготовки специалистов по рабочим специальностям с требованиями рынка труда.

Елена Парикова, к.т.н., директор по развитию — руководитель проектного офиса ассоциации «Национальное объединение строителей», высказала мнение работодателей на тему кадровых потребностей современной экономики.

Сегодня работодатели желают видеть хорошо обученного выпускника, который сразу мог бы приступить к работе, подчеркнула она. Например, в строительной сфере вопрос кадров стоит очень остро, и нехватку специалистов, увы, не перекрыть мигрантами, поэтому абсолютно все заинтересованы в притоке квалифицированных кадров. Эксперт добавила, что правительство РФ разработало концепцию подготовки кадров для строительства и ЖКХ до 2035 года в связи с растущей потребностью в профессионалах.

«Страна очень нуждается в людях, которые горели бы своей профессией, любили ее», — подчеркнула Елена Парикова.

Между тем система среднего профессионального образования переживает наплыв учащихся. Число желающих поступить в колледж сразу после школы увеличилось в разы, сообщила Елена Гладнева, к.ф.н., начальник учебного управления РГПУ им. А.И. Герцена. Но это повлекло за собой серьезную проблему — дефицит преподавательского состава в части подготовки рабочих кадров. Поэтому сейчас активно развивается программа Министерства просвещения по подготовке педагогов профессионального образования по отраслям.

«Очень нужны педагоги, которые будут готовить специалистов по рабочим специальностям под запросы работодателей, особенно требуются мастера производственного обучения», — подчеркнула Елена Гладнева.

Подводя итоги конференции, директор СПб ГБПОУ «Петровский колледж», председатель РОО «Совет директоров СПО СПб», д.э.н. Елена Васина заявила, что в настоящее время система среднего профессионального образования сталкивается с острым дефицитом экспертов, привлекаемых к процедуре аттестации учащихся. Ключевой причиной является недостаточный уровень оплаты труда. Решение этого вопроса позволит наладить эффективное сотрудничество таких специалистов с образовательными учреждениями.

Источник: Экспофорум

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня