Никогда не поздно. Может ли финансовая грамотность сотрудников повлиять на развитие бизнеса
Управление личными сбережениями и семейным бюджетом, подушка безопасности и квартирный вопрос, цифровая грамотность и будущая пенсия: «Новый проспект» разбирался, что такое финансовая культура и почему финансовое просвещение сотрудников приносит пользу бизнесу.
В октябре 2023 года правительство утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. К этому времени все российские школьники и студенты колледжей должны получать базовые знания по финансовой грамотности.
«В школе финансовая грамотность уже прописана, а вот взрослого человека за парту снова не посадишь, и здесь важна роль работодателя, который, обучая своих сотрудников, повышает тем самым эффективность своей компании», — считает Михаил Мамута, член совета директоров Банка России, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.
Недаром в июне на ПМЭФ-2024 Министерство финансов РФ, Банк России и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) заключили соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, главная роль в котором отводится работодателям.
Михаил Мамута рассказывает, что для работающих людей предусмотрены короткие программы по финансовой грамотности. По данным опросов, хуже всего люди разбираются в квартирном вопросе. То есть ипотека — это по-настоящему сложно. «Потому что когда ты совершаешь одну сделку раз в 15 лет, то при всем желании не можешь учесть все подводные камни. А самый низкий результат у пенсионного планирования: люди реально не до конца понимают, как правильно конструировать свое будущее, чтобы защитить себя в пожилом возрасте. И тут у нас, что называется, поле не пахано, работы непочатый край», — отмечает он.
Такие короткие обучающие программы уже опробованы на ряде компаний, и чаще всего, по его данным, люди выбирают темы, касающиеся кибермошенничества, планирования будущего, подушки безопасности, квартирного вопроса и пенсионного планирования. «После обучения люди стали лучше понимать ценность финансового планирования будущего», — подчеркивает Михаил Мамута.
В результате реализации этих программ, отмечает он, больше чем на 10% улучшилось качество выбора, то есть люди стали совершать меньше ошибок, начали лучше понимать ценность финансового планирования как инструмента видения будущего. По его словам, после обучения даже снизилась доля эмоциональных покупок, когда человек идет в магазин за одним, а в результате под воздействием порыва набирает еще какие-то товары. «Это очень важные результаты, которые говорят о том, что такой навык дает людям реальную способность лучше управлять своей жизнью».
Где финансы не поют романсы
РСПП провел опрос 125 компаний, в котором выяснил приоритеты заинтересованности сотрудников в этой теме и готовность предприятий дать им нужные знания. «Тема, связанная с финансовым просвещением сотрудников, является одной из ключевых, и касается не только топ-менеджмента, но и специалистов среднего звена», — уточняет Александр Мурычев, вице-президент РСПП.
По данным опроса, люди в основном действительно интересуются управлением личными сбережениями, инвестициями, в том числе пенсионными накоплениями, а также управлением доходами и расходами, семейным бюджетом, рациональным потреблением и вопросами кибербезопасности и цифровой безопасности в целом.
При этом около 84% предприятий готовы им в этом помогать, уже участвуя или планируя участвовать в мероприятиях финансового просвещения. 46% из этих предприятий бизнес-мотивированы. «70% компаний занимают активную позицию в части финансового просвещения. Они готовы проводить семинары и всячески развивать своих сотрудников», — отмечает Андрей Лисицын, управляющий директор по финансовой политике и финансовым рынкам РСПП.
Он называет компании, которые вплотную занялись финансовой грамотностью своего персонала, заинтересовывая его в обучении и помогая тем самым справляться со сложными финансовыми ситуациями. Это, например, РЖД и «Ростелеком».
Но даже те 30% предприятий, уточняет Лисицын, которые занимают пассивную позицию, готовы использовать информацию из различных библиотек и участвовать в проведении диктантов по грамотности и финансовой культуре.
Кто остается в выигрыше
Михаил Мамута вспомнил видных предпринимателей XX века, которые были известны своей социальной ответственностью: «Компании, которые заботятся о благополучии своих сотрудников на десятилетия вперед, остаются в выигрыше: они более стабильно работают и имеют большую производительность труда».
Он рассказал, что с четырьмя компаниями уже достигнуты договоренности о создании для их сотрудников модульных программ финансовой грамотности с обучением на рабочем месте. Это пилотный проект, который будет расширяться.
«Мы будем увеличивать количество компаний и, соответственно, количество финансово грамотных людей, потому что, если посчитать общее число сотрудников компаний в совокупности, то это даже не миллионы, а с учетом членов семей — десятки миллионов человек», — говорит Михаил Мамута.
Он объясняет, почему роль работодателей крайне важна: «Проблема взрослого населения в том, что людям некогда учиться, а решения-то на финансовом рынке они принимают сегодня и ошибки совершают тоже сегодня. Поэтому предложить хорошо работающие программы для работников компании — это не просто дать им дополнительные знания, но и в том числе помочь им более успешно планировать свое будущее и достигать лучших результатов в работе».
Прямой интерес работодателей
При этом у работодателей есть в таком подходе к сотрудникам прямая заинтересованность, ведь это еще и повышение лояльности: сотрудники видят, что компания не только думает о том, чтобы платить ему нормальную зарплату сегодня, но и стремится, чтобы у него было комфортное будущее через 5, 10 и даже 20 лет. То есть инвестиционный план помогает смотреть в будущее, что на самом деле выливается в довольно существенные цифры производительности труда. Поэтому такой подход совершенно очевидно является подходом «выигрыш-выигрыш».
«Финансовое просвещение работников — прямой интерес работодателей, потому что люди сосредоточены на работе лишь тогда, когда у них нет проблем со здоровьем, а финансовые вопросы находятся под контролем», — подтверждает Павел Кадочников, заместитель Министра министерства финансов Российской Федерации.
Минфин готов дать возможность получить такие знания: в 63 регионах России уже есть центры финансовой грамотности, а к 2030 году, по словам заместителя министра, они будут во всех регионах.
«От того, насколько глубокие знания по финансовой грамотности имеет человек, зависит благосостояние его семьи, а значит и его предприятия, и страны», — заключает Павел Кадочников.
По материалам круглого стола «Финансовое просвещение на предприятии: пиар или бизнес-задача?», прошедшего в рамках Международного форума-выставки «Российский промышленник»