"Высоко бил фонтан комет". Группа Majdanek Waltz рассказала о символизме Волошина в новой реальности
Новый проспект
Новый ДК

"Высоко бил фонтан комет". Группа Majdanek Waltz рассказала о символизме Волошина в новой реальности

Прочитано: 394

Павел Блюмкин и Илья Мацевич. Фото из архива Majdanek Waltz

7 октября 2022 года «Новый проспект» презентует новую работу признанных мастеров death folk from Russia, рязанско-московской группы Majdanek Waltz «Цеппелины над Парижем». Группа уже почти 20 лет исследует глубины поэзии гениев прошлого, вплетая в строки мертвых поэтов живую музыку. Музыканты не могут объяснить, как у них получается актуализировать работы символистов прошлого так, что они рассказывают о современной России, однако факт остается фактом: ничего случайного нет вообще.

Сингл Majdanek Waltz «Цеппелины над Парижем» включает в себя оригинальное 11-минутное полотно и кавер-версию от дружественного проекта «Доктор Хали-Гали». После сборника-манифеста «Война» с композицией Im Eisenhimmel Majdanek Waltz заглянули в годы Первой мировой войны, когда в 1915 году 38-летний Максимилиан Волошин написал одноименное стихотворение, полное тревожных предчувствий. Это история свидания с драконом, который превзошел все прежние представления о рукотворном страшном, сон, ставший реальностью.

Весь день звучали сверху струны

И гуды стерегущих птиц.

А после ночь писала руны,

И взмахи световых ресниц

Чертили небо. От окрестных

Полей поднялся мрак и лёг.

Тогда в ущельях улиц тесных

Заголосил тревожный рог…

И было видно: осветленный

Сияньем бледного венца,

Как ствол дорической колонны,

Висел в созвездии Тельца

Корабль. С земли взвивались змеи,

Высоко бил фонтан комет

И гас средь звезд Кассиопеи.

Внизу несомый малый свет

Строений колыхал громады;

Но взрывов гул и ядр поток

Ни звездной тиши, ни прохлады

Весенней — превозмочь не мог.

Фото: majdanekwaltz.bandcamp.com

Снова, как в работе над предыдущим альбомом «Она», голосу Павла Блюмкина аккомпанирует представитель московского контркультурного подполья, фронтмен коллективов «Регион-77» и «Огонь» Александр (Леший) Ионов. Он пересказывает сон Волошина о безлюдном городе, который «цепенел в молчании и ужасе» от неведомого бедствия, которое «витало над ним». «В чём заключалась грозящая беда, никто не знал, но все прятались, таились, боялись показываться на улицы», — писал Волошин более ста лет назад, как будто бы про настоящее России. И, вполне возможно, что новое высказывание MW не только о настоящем, но даже о будущем, где страх встречи с живым драконом обернётся отвращением от осознания его искусственности.

Кавер от музыканта из Владимира и проекта «Доктор Хали-Гали» в этом смысле переносит слушателя из таинственной тревожности оригинала MW в ту самую едкую среду отвращения, которую воплощает вокал Михаила Кирюхина (участник дарк-эмбиент-дуэта Lords of Infinity, в прошлом — основателя культовой панк-группы «Братья Шимпанзе»).

Как граф Фердинанд фон Цеппелин в октябре 1900 года смог организовать первые успешные полеты своих механических драконов, которые в итоге исчезли без следа, оставив в памяти человечества лишь яркие вспышки и страх, перемешанный с восхищением, так в октябре 2022 года Majdanek Waltz с единомышленниками фиксирует страх, смешанный с отвращением от регулярного механического подчинения жизни — жизни, которая подчиняется смерти, пока (а вдруг!) не разглядит в драконе всего лишь механизм.

«…Он пролетал так медленно, точно полз по небу, и так низко, что я не мог разглядеть его всего; я различил отчетливо серо-желтую чешую на его брюхе, и все щитки ее двигались, точно дышали. И вдруг я понял, что эта чешуя не живая, что она часть какого-то сложного аппарата, и что этот Дракон не зверь, а машина. И ужас, живший в душе от этого открытия, начал превращаться в безграничное отвращение, более жестокое, чем самый страх…»

Крушение цеппелина «Гинденбург» в 1937 году

обратите внимание!

Новая работа Majdanek Waltz доступна на официальной bandcamp-страничке группы

«Новый проспект» спросил музыкантов о символизме в целом и об актуальности новой работы в частности.

Насколько выбор именно этих строк Волошина неслучаен сейчас?

Илья Мацевич (гитара, концепция Majdanek Waltz):

— Он действительно неслучаен, но то, что он неслучаен, получилось само собой. Работа над песней началась еще до 24 февраля, значит что-то такое уже витало в воздухе, что нас к этому привело.

То есть если слушатель видит параллели, это не вызывает у вас отрицания?

— Не вызывает. Это стихотворение, насколько мы его понимаем, несомненно, имеет несколько вариантов и уровней понимания. На одном из уровней оно про войну и про нападение механизмов на людей.

А на втором?

— Давай сразу про 11-й? А на 11-м уровне это про корабли в небесах, которые обычным людям не видны. И не нужны. Но они есть. Это и есть символизм. Что символизирует в строках символиста слово «корабль»?

Корабль как символ побега, исхода, освобождения?

— Возможно. Но я всегда думал, что корабль ассоциируется с прибытием, с приплытием. Кто-то отплывает, кто-то приплывает. И для меня корабль в небе — символ приплытия, как в моем любимом фильме «Жидкое небо». Конечно, заманчиво разгадать этот текст в контексте нынешней ситуации. Не то чтобы я этому сопротивляюсь, но я точно сопротивляюсь тому, чтобы разгадывать это только на одном уровне, когда их больше, чем один.

Ваша работа заканчивается словами Волошина о том, как страх свидетеля явления дракона в небе превращается в «безграничное отвращение», когда герой понимает, что перед ним всего лишь машина. «Отвращение более жестокое, чем самый страх»… Многие сегодня испытывают похожие чувства?

— Думаю, что все.

Многие рукоплещут и зубоскалят.

— Думаю, что и они испытывают отвращение. И страх тоже. Абсолютно любой человек, который оказался в нынешнем замесе, испытывает страх. Но кто-то испытывает страх вперемешку с восторгом, а кто-то вперемешку с отвращением. Волошин точно не испытывал никакого восторга. В том замесе он был сторонний наблюдатель. Его текст — точка зрения поэта-символиста, который был провидцем. Он смотрел сквозь десятилетия и века. Это не имеет отношения к тому, что и как люди воспринимают именно сейчас.

Максимилиан Волошин. Фото: vk.com/kimmeria.voloshina

Я про переход от страха к отвращению…

— Я понимаю, к чему ты ведешь. Эта мысль возникает, да, но не у всех. В данном случае она привела к отвращению Волошина, а других — нет. И тогда не привела, и сейчас не приведет.

То есть путь от страха к отвращению — путь единиц?

— Конечно. Вот был Волошин таким. А остальные очень многие поэты-символисты совершенно по-другому относились к происходящему в 1915 году. Гумилев поехал воевать, например. Волошин же увидел иное. И этого его осознания хватило уже более чем на 100 лет. Но, опять же, это видение стало доступно далеко не всем. Что уж говорить о наших современниках, которые не просто смотрят в окно на битву в небесах, как Максимилиан Александрович, а тупо в телефон! Круглые сутки таращатся в телегу! Мемы смотрят!

Было бы полезно послушать «Цеппелины над Парижем», отложив смартфон в сторонку?

Павел Блюмкин (голос и продюсер звука Majdanek Waltz):

— Невозможно оторваться! Есть же много мемов на злобу дня!

Илья Мацевич:

— Если человек видит войну при первом взгляде на нашу работу — окей, пусть. Текст Волошина ведь навеян войной, с этим трудно спорить. Но мы можем спорить со всем остальным. У символистов и война была символом, а чего именно — это другой вопрос. У символистов дело происходит не на этом уровне реальности. Даже если человеку кажется, что он узнает что-то знакомое, он ошибается. Не стоит эту ошибку множить.

Окей. На какой эффект в людях после прослушивания этого трека вы рассчитываете?

— Мы не верим, что треки производят какой-то эффект в людях. Вот в эффект, который в людях производят ракетные системы залпового огня, я верю. В треки же больше не верю… Наша работа — это подношение. Без расчета на реакцию.

Илья Мацевич и Павел Блюмкин. Фото из архива Majdanek Waltz

Как сам Волошин давал приют нуждающимся у себя в Коктебеле без расчета на выгоду, которой давно пронизан полуостров?

Павел Блюмкин:

— Да. Кстати, о Волошине и символизме: я помню, как много лет назад мы наслаждались видами, сидя около музея Волошина в Крыму в Коктебеле, и что-то пили — местное, хорошее. Верните мне мой 2007-й! Помню, что музейная смотрительница нам рассказала забавную историю. Им надо было ремонтировать музей, а денег не было. Но был первый Майдан. И предприимчивые работницы музея одновременно обратились за помощью с финансированием и к Ющенко, и к Януковичу. Откликнулся Янукович. Музей починили. Им было абсолютно всё равно, кто поможет спасать эту важную точку на карте, важно было сохранить. Игра на противоречиях — тоже важный символизм. Помню, что там внутри красивая деревянная лестница наверх… Но теперь по ней нескоро погуляем.

Илья Мацевич:

— Да нет, погуляем. И скоро.

Дойти-то как?

— По главной лестнице с оркестром! Пешком, яко посуху. «Цеппелины над Парижем» — это история про то, как человек увидел и ужаснулся тому, что остальные не видят. И сейчас такие люди есть, которые видят то, чего не видят остальные. Боятся они или им отвратительно — это уже другой вопрос. Другие никогда не увидят, не испытают никаких чувств: ни отвращения, ни страха. Цеппелины символизируют корабль в небе, а этот корабль символизирует нечто, чего нам не понять вообще. Корабль — это другие уровни. Если всё это приземлять, то я против приземления. А если разматывать, то тогда нужно всех в эти уровни помещать. Уже с каббалистической разверткой.

Павел Блюмкин:

— То, что мы делаем, это почти всегда результат стечения обстоятельств, которые невозможно запрограммировать. Однажды Илья пришел с новой заготовкой. Она ему показалась очень похожей на нашу композицию «Берлин», где с нами впервые записался в качестве чтеца Александр (Леший) Ионов.

Илья играл, мне очень нравилось. Но мне показалось, что новый набросок Ильи совсем не похож на «Берлин». Нужен был текст. А у нас это всегда мучительный процесс — выбор текстов. И у меня тогда на столе почему-то лежал не Стивен Кинг, не Донцова, а Волошин. Огромная книга Максимилиана Волошина. Листаю, вижу это стихотворение, начитываю — и идеально подходит. Первый раз в жизни такое было. Этот сингл мог бы быть выпущен и три года назад, но компьютер, где были записанные партии, умер. Там было записано иначе. Всё пришлось переделывать. Возникла идея снова привлечь Александра Ионова. Мы попросили нашего друга написать что-то вроде пресс-релиза про это. А он просто прислал нам в ответ цитату из генерала царской армии Андрея Евгеньевича Снесарева: «Цель войны — убить дух сначала отдельного бойца, потом — массы их, а затем — всей нации. Отсюда смешны писательства корреспондентов, возражения против цеппелинов (якобы поражающих только мирное население), против жестокости и т. п.; во всём одна идея: угнетать дух, и если это достигается, значит война ведётся, а не намечается только». Да, сказанное Волошиным и наша реальность — абсолютно разные вещи. Но наш друг, послушав наш новый трек, сказал, что реальность сделала из этой нашей работы нечто иное. Неведомые силы правят всем…

Павел Блюмкин. Фото из архива Majdanek Waltz

Majdanek Waltz — «Цеппелины над Парижем»

Павел Блюмкин — голос, фортепиано, синтезатор

Александр Ионов — голос

Илья Мацевич — гитара

Пётр Старов — бас-гитара

Анна Мурсалова— терменвокс

Александр Тимофеев— саксофон

Иван Ципорков — флейта, саксофон

Сергей Востров — труба

Игорь Кузьменко — виолончель

Музыка — Majdanek Waltz

Тексты — Максимилиан Волошин

Записано и смикшировано на Студии звукозаписи 2007, Dog Vomit Studio

Мастеринг — Jhonnie Kratong

«Доктор Хали-Гали» — «Взмахи световых ресниц»

(Ремейк Majdanek Waltz «Цеппелины над Парижем».)

Михаил Кирюхин — вокал, бэк-вокал, электрогитары, фидбэк-гитары, синтезаторы «Поливокс», Yamaha-505, аргонотрон, перкуссия, полевые записи, сведение

Студия «Клиника Доктора Хали-Гали»

справка нового проспекта

Majdanek Waltz. Российская музыкальная группа. Была образована в Рязани в 2001 году как студийный проект, работающий в жанре постиндастриал.

С 2004 года группа стала давать концерты. Ранние сочинения группа не тиражирует, дразня коллекционеров: «Лучшим мы считаем альбом 2003 года «Зимняя сказка». Его нигде нельзя послушать/скачать/достать. Это секретный альбом! Именно он наилучшим образом представляет Majdanek Waltz».

Первый официальный CD был издан в Санкт-Петербурге в 2006 году. Мини-альбом «Холод» на стихи Бориса Поплавского ознаменовал переход группы к акустическому dark folk звучанию, которого группа придерживается до сих пор, периодически отходя в шумовые и эмбиентные эксперименты. Группа считается одной из самых заметных в темной российской сцене. Активно вступает в творческие союзы с самыми разными музыкантами.

Каждый новый релиз группа представляла концертами в Санкт-Петербурге до 2022 года. В настоящее время концертная деятельность остановлена по понятным всем причинам.

В дискографии группы полтора десятка альбомов, еще столько же синглов и совместных работ. 1 ноября 2022 года Majdanek Waltz представят новый альбом, над которым группа работала несколько лет.

Илья Мацевич и Павел Блюмкин. Фото из архива Majdanek Waltz

Избранная дискография Majdanek Waltz

«Холод» (2006)

«Детство Гамлета» (2007)

«Офелия» (2009)

Tenebrae (2011)

«Оцепеневшие» / Majdanek Waltz / Sal Solaris (2011)

Nachtlied (2014)

Die Blinden Schützen (2016)

Pentagram (2017)

«Кладовая крысиного короля» (2019)

Der Weg Der Toten (2019)

«Она» (2020)

«♄ (Сатурн)» (2021)

Lumiere Astrale (2021)

музыка культура
Другие статьи автора Читайте также по теме
«После России» — музыкальный альбом на стихи поэтов, которые покинули Россию сто лет назад, во время Гражданской войны. Все треки проекта записаны современными российскими творцами, многие из которых тоже покинули Россию. В интервью «Новому проспекту» идеолог проекта режиссер Рома Либеров рассказал о символизме этой большой работы и ее героях.
Дебаты о способах наказания «неправильных» деятелей культуры набирают обороты: неделю назад их собирались лишать гражданства, теперь депутаты Госдумы предлагают варианты, как бы таких артистов вовсе удалить с экранов.
Госдума одобрила законопроект о защите русского языка от «чрезмерных иностранных заимствований». Закон запретит чиновникам, журналистам и другим деятелям массовой культуры использовать иностранные слова. Художник Сергей Ёлкин, признанный СМИ — иностранным агентом, задумался, насколько уместна такая инициатива в глобальном мире.

Сергей Фургал признан виновным в организации покушения на убийство
02.02.2023
Россия опустилась на 146-е место в рейтинге демократий
02.02.2023
В МОК пока не приняли решения о допуске российских и белорусских спортсменов на Олимпиаду
02.02.2023
На Дальнем Востоке запустили первый дата-центр уровня Tier III
02.02.2023
Бывший завод Ford в Ленобласти отдадут под лесопереработку
02.02.2023
Десятый пакет санкций ЕС намерен принять к годовщине спецоперации
02.02.2023
Экспорт из Германии в Россию сократился в декабре почти на 60%
02.02.2023
В Петербурге выставляют на торги офисный бизнес рядом с "Невской ратушей"
02.02.2023
В России прекратился прием заявок на загранпаспорта нового образца
02.02.2023
Индекс промпроизводства в Петербурге вырос по итогам 2022 года
02.02.2023
Сергей Лавров: "Следующей Украиной" станет Молдавия
02.02.2023
Большинство российских компаний заменили западное оборудование китайским
02.02.2023
Роструд назвал самые доходные профессии в России
02.02.2023
Сын министра финансов возглавил департамент в "Аэрофлоте"
02.02.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки