«Во власти города». Выставка Яна Антонышева

В эти дни в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков проходит камерная выставка художника-графика, пастелиста Яна Антонышева. Он настоящий петербургский мастер, который смотрит на город с нежностью и сопереживанием, иронией и лёгкой печалью. Его «картинки», как называет их сам художник, невозможно не узнать, если однажды увидел: в них есть и уникальная техника, и собственный авторский язык.

На выставке, которую готовили с ноября, представлены 33 работы художника 1980–2000-х годов, две их них — «Белая собака» и «Старогородские цветы» — входят в коллекцию музея, остальные находятся в частном собрании коллекционера Евгения Герасимова, который многие годы следит за творчеством Яна Антонышева.

Антонышев_Ян._Белая_собака._1993_Картон,_пастель,_смешанная_техника_56х61,2_МИСП.jpg
«Белая собака». 1993. Картон, пастель, смешанная техника. 56х61,2. МИСП

Евгений Герасимов, коллекционер:
«Мы с Яном знакомы уже 25 лет. Увидев его искусство, я был поражён и все эти годы собираю его работы. Несмотря на то, что мой основной интерес как коллекционера — ленинградская графика 20-40-х годов, то, что делает Ян, меня трогает всегда: его профессионализм; мастерство художника, уникальные графические приёмы, которые он разработал, и творчество, идущее от сердца».

Антонышев_выставка_25_Татьяна_Диодорова_которая_познакомила_с_Антонышевым.jpg
Архитектор и коллекционер Евгений Герасимов познакомился с Яном Антонышевым благодаря Татьяне Диодоровой, преподавателю Высшей школы дизайна и архитектуры

Ян Антонышев родился в Ленинграде в 1965 году. По образованию он реставратор икон. В 1981 году вместе с Дмитрием Егоровским и Валерием Филипповым художник образовал арт-группу «Старый город». Молодые художники не хотели следовать идеям соцреализма, они предпочли ему городские закоулки, старые дома и людей «из плоти и крови». Кроме того, группа «Старый город» выступала с градозащитными инициативами, призванными сохранить старую архитектуру Ленинграда.

Антонышев_выставка_14.jpg
Арт-группа «Старый Город» образована в 1981 году, на фото двое из трех ее основателей: Ян Антонышев и Валерий Филиппов (на заднем плане)

Ян Антонышев, художник:
«В этом году группе «Старый город» исполняется 40 лет. И для меня это выставка важна в том числе потому, что это отличное начало празднования. Кроме того, я давно не видел своих старых работ, интересно увидеть их снова и посмотреть, как менялся собственный стиль. Многие из ранних картинок нравятся мне больше, но я уже не могу так рисовать. Например, важная для меня картинка — «Двое в городе. На свадьбу с Катей Козловой в Апраксином дворе». А на обложку каталога и афишу выставки вынесен портрет моего друга, художника и члена группы «Старый город» Валерия Филиппова».

Антонышев_Ян._Старогородские_цветы._1993_Картон,_пастель,_смешанная_техника_80х59,5_МИСП.jpg
«Старогородские цветы». 1993. Картон, пастель, смешанная техника. 80х59,5. МИСП

СТИЛЬ И ЯЗЫК

Каждая работа Антонышева — это сон, просвечивающий сквозь реальность, даже если мы видим обычные бытовые сцены. Все дома в его работах существуют или когда-то существовали: автору важно сохранить дорогое сердцу, успеть насмотреться на ускользающий городской пейзаж. Но на абсолютную реалистичность накладывается ощущение, будто с мира снимают слой за слоем, и за ними открывается истинное, пусть кажется что фантастическое, начало.

Разводной_мост._1995._56,5х71_Картон,_пастель,_смешанная_техника._Собрание_Евгения_Герасимова.jpg
«Разводной мост». 1995. Картон, пастель, смешанная техника. 56,5х71. Собрание Евгения Герасимова

Татьяна Белякова, куратор выставки:
«Узнаваемый авторский стиль Антонышева и оригинальное художественное видение можно охарактеризовать как символический сюрреализм или магический реализм. Люди, животные, дирижабли, воздушные шары в его искусстве населяют улицы и набережные, преображая родной для него Петербург, превращая знакомые здания и утраченные постройки в декорации мистических сновидений. Горькое сожаление об утрате дорогих сердцу художника домов побуждает его к романтическому уходу в мир мечты. Всем, кто любит Петербург, особенно исторический центр, будет интересно посмотреть на необычную интерпретацию архитектурных образов».

Антонышев_выставка_26_Куратор.jpg
Куратор выставки Татьяна Белякова с посетителями

Для Антонышева Петербург многолик. В обрамлении архитектуры складывается личная история художника со своими радостями и горестями. Улицы и дворы, в которых разворачивались события его жизни, как триггер, вызывают новый виток уже пережитых в этих местах эмоций и чувств. Воспоминания и наблюдения графика облекаются в сложносочинённые композиции, в которых зашифрованы события из его биографии.

Дворик_на_моховой.jpeg.jpg
«Дворик на Моховой, или Портрет сына Ивана». 1995. 57х78. Картон, пастель, смешанная техника. Собрание Евгения Герасимова

Так, в картине с изображением ребёнка («Дворик на Моховой», 1995) обычный на первый взгляд двор становится ареной, заряженной личными чувствованиями мастера: на брандмауэре под маской стрит-арта скрывается влюблённая пара, узнаётся спина автора, малыш в голубой шапке — это сын Антонышева. Сцены из семейной жизни также перемежаются с фантазийными образами и сюжетами.

Высокая_вода_у_Николы._1990._71х52_Картон,_пастель,_смешанная_техника._Собрание_Евгения_Герасимова.jpg
«Высокая вода у Николы». 1990. Картон, пастель, смешанная техника. 71х52. Собрание Евгения Герасимова

ТЕХНИКА И ДЕТАЛИ

Но весь этот фантасмагоричный мир — плывущий, сюжетный, полный деталей — не мог бы существовать вне собственной техники работы с картоном и пастелью. Антонышев изобрёл её сам и поделился секретом только с несколькими учениками.

Завод_Красная_Бавария._1986._21,5х30,5_Картон,_пастель,_смешанная_техника._Собрание_Евгения_Герасимова.jpg
«Завод «Красная Бавария». 1986. Картон, пастель, смешанная техника. 21,5х30,5. Собрание Евгения Герасимова

Татьяна Белякова:
«Уникальность работ Яна Антонышева прежде всего в авторской пастельной технике. Антонышев работает быстро, смело выплёскивая образы на бумагу. Но к этой лёгкой сиюминутности график добавляет тщательное процарапывание иглой тончайших деталей. Изображения, нанесённые мягкими цветными мелками на листы грубого картона и дополненные жёстким рисунком, словно протравленным кислотой по металлу, отличает особая фактура, напоминающая эффект состаренной киноплёнки и пульсирующего пространства».

На_балконе_Апраксина_двора._Старый_город_или_Old_town_people._1985._45,5х36_Картон,_пастель,_смешанная_техника_Собрание_Евгения_Герасимова.jpg
«На балконе Апраксина двора. Старый город, или Old town people». 1985. Картон, пастель, смешанная техника. 45,5х36. Собрание Евгения Герасимова

Работы Яна Антонышева интересны не только сюжетами, но и своей глубокой бережной детализацией. Почти в каждом произведении встречаются такие предметы, как колючая проволока, бело-красная лента, лестница в небеса, мяч с изображением пацифика, яблоки. Появление некоторых подобных элементов в искусстве Антонышева — следствие влияния фильмов Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер». Мяч — это вообще отличительная черта работ автора: он есть на каждой картинке.

На_ходулях_(подарок_себе_на_д.р._33_года)._1998_71х56_Картон,_пастель,_смешанная_техника_Собрание_Евгения_Герасимова.jpg
«На ходулях (подарок себе на день рождения — 33 года)». 1998. Картон, пастель, смешанная техника. 71х56. Собрание Евгения Герасимова

Татьяна Белякова:
«Кроме прочего в графике Антонышева усматриваются аллюзии на мистификации Достоевского. Как и рефлексирующий герой из повести «Слабое сердце», Антонышев чувствует, что «весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолочёнными палатами — отрадой сильных мира сего, в этот сумеречный час походит на фантастическую, волшебную грёзу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к тёмно-синему небу».

Последний_дом_деда.jpg
«Последний дом деда». 1998. Картон, пастель, смешанная техника. 56х71. Собрание Евгения Герасимова

Произведение с изображением госпиталя для больных лёгочным туберкулёзом на Лиговском проспекте становится исповедью художника, иносказательным оплакиванием смерти деда. Гроб на колёсах и больничная койка на переднем плане раскрывают мотив прощания, разрыва семейных связей, глубины горя и боли. Даже снег на крыше здания мерцает инфернальными мордами амфибий. Антонышев изображает себя со спины, скрывая лицо и усиливая драматизм события. Фигура автора всё время предстаёт в оцепенении, скованной беспомощности, как будто у него нет сил бороться и он всю жизнь плывёт по течению. Однако разомкнутая композиция, построение пространства с эффектом выпуклой линзы говорят об открытости бесконечности. Осиротевший герой по-будничному держит руку в кармане, стараясь приручить жизненную трагедию привычными вещами: рядом лежит знакомый мяч, вьётся лента. Поэтому яркая по колориту работа может быть истолкована и как вселяющая надежду метафора смирения и терпения — извечных качеств русского характера.

Наводнения_по-разному._1997_58,5х48_Картон,_пастель,_смешанная_техника._Собрание_Евгения_Герасимова.jpg
«Наводнения по-разному». 1997. Картон, пастель, смешанная техника. 58,5х48. Собрание Евгения Герасимова

Детальность увлекает. Перед каждой работой можно стоять долго, искать метафоры, погружаться, практически проваливаться в пространство рисунка. Каждая картина — приглашение в путешествие, словно короткая история, которую хочется дочитать: это женщины, с которыми хочется познакомиться, собаки, которых хочется погладить, вещи, которые хочется «присвоить». При этом работы абсолютно лишены мрачности, что для петербургского автора большая редкость.

Антонышев_выставка_16.jpg
Слева направо: Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Ян Антонышев и Евгений Герасимов

Евгений Герасимов:
«У Яна Антонышева есть свой художественный язык и цельный стиль. Творчество Яна — это плоть от плоти Санкт-Петербурга. Я давно люблю его искусство и собираю его работы много лет. В его чувственной, абсолютно не рассудочной и не конъюнктурной графике есть всё, что есть в самом человеке: сожаления и надежды, мечты и разочарования, любовь и секс. Он пишет так, как дышит, и передаёт эмоции и страсти в режиме «здесь и сейчас», он весь — оголённый нерв. Это ценно».

Во всём, что делает мастер, есть энергия и, главное, жизнь, а её так часто не хватает современному искусству. Кроме самих работ на выставке показывают документальный фильм Елены Окопной «Круги Яна». Он позволяет лучше узнать личность художника, услышать его голос и чуть больше осмыслить его работы. Полную версию фильма можно увидеть на Youtube. Также на выставке можно приобрести каталог со статьями известного искусствоведа Александра Боровского и куратора выставки Татьяны Беляковой, выпущенный издательством «Пропилеи». Автор каталога — Сергей Веснин.

ВЫСТАВКА «ВО ВЛАСТИ ГОРОДА» ПРОХОДИТ В МУЗЕЕ ИСКУССТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XX—XXI ВВ.ЕКОВ (НАБ. КАНАЛА ГРИБОЕДОВА, 103) ДО 28 МАРТА. НА НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 33 РАБОТЫ ЯНА АНТОНЫШЕВА.

На обложке: «Авось на Фонтанке». 1998. 58х78. Картон, пастель, смешанная техника. Собрание Евгения Герасимова

Антонышев_выставка_1.jpg
Антонышев_выставка_12.jpg
Антонышев_выставка_21.jpg

\
Антонышев_выставка_9.jpg
Антонышев_выставка_20.jpg
Антонышев_выставка_5.jpg
Антонышев_выставка_7.jpg
Антонышев_выставка_3.jpg
Антонышев_выставка_11.jpg
Антонышев_выставка_10.jpg
Антонышев_выставка_23.jpg
Антонышев_выставка_13.jpg
Антонышев_выставка_6.jpg
Антонышев_выставка_19.jpg
Антонышев_выставка_18.jpg
Антонышев_выставка_22.jpg
Антонышев_выставка_2.jpg
Антонышев_выставка_11.jpg
Антонышев_выставка_24.jpg

Актуально сегодня