«Во власти города». Выставка Яна Антонышева
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

«Во власти города». Выставка Яна Антонышева

«Во власти города». Выставка Яна Антонышева
В эти дни в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков проходит камерная выставка художника-графика, пастелиста Яна Антонышева. Он настоящий петербургский мастер, который смотрит на город с нежностью и сопереживанием, иронией и лёгкой печалью. Его «картинки», как называет их сам художник, невозможно не узнать, если однажды увидел: в них есть и уникальная техника, и собственный авторский язык.
На выставке, которую готовили с ноября, представлены 33 работы художника 1980–2000-х годов, две их них — «Белая собака» и «Старогородские цветы» — входят в коллекцию музея, остальные находятся в частном собрании коллекционера Евгения Герасимова, который многие годы следит за творчеством Яна Антонышева.

Антонышев Ян. Белая собака. 1993 Картон, пастель, смешанная техника 56х61,2 МИСП.jpg
«Белая собака». 1993. Картон, пастель, смешанная техника. 56х61,2. МИСП

Евгений Герасимов, коллекционер:
«Мы с Яном знакомы уже 25 лет. Увидев его искусство, я был поражён и все эти годы собираю его работы. Несмотря на то, что мой основной интерес как коллекционера — ленинградская графика 20–40-х годов, то, что делает Ян, меня трогает всегда: его профессионализм; мастерство художника, уникальные графические приёмы, которые он разработал, и творчество, идущее от сердца».

Антонышев выставка 25 Татьяна Диодорова которая познакомила с Антонышевым.jpg
Архитектор и коллекционер Евгений Герасимов познакомился с Яном Антонышевым благодаря Татьяне Диодоровой, преподавателю Высшей школы дизайна и архитектуры

Ян Антонышев родился в Ленинграде в 1965 году. По образованию он реставратор икон. В 1981 году вместе с Дмитрием Егоровским и Валерием Филипповым художник образовал арт-группу «Старый город». Молодые художники не хотели следовать идеям соцреализма, они предпочли ему городские закоулки, старые дома и людей «из плоти и крови». Кроме того, группа «Старый город» выступала с градозащитными инициативами, призванными сохранить старую архитектуру Ленинграда.

Антонышев выставка 14.jpg
Арт-группа «Старый Город» образована в 1981 году, на фото двое из трех ее основателей: Ян Антонышев и Валерий Филиппов (на заднем плане)

Ян Антонышев, художник:
«В этом году группе «Старый город» исполняется 40 лет. И для меня это выставка важна в том числе потому, что это отличное начало празднования. Кроме того, я давно не видел своих старых работ, интересно увидеть их снова и посмотреть, как менялся собственный стиль. Многие из ранних картинок нравятся мне больше, но я уже не могу так рисовать. Например, важная для меня картинка — «Двое в городе. На свадьбу с Катей Козловой в Апраксином дворе». А на обложку каталога и афишу выставки вынесен портрет моего друга, художника и члена группы «Старый город» Валерия Филиппова».

Антонышев Ян. Старогородские цветы. 1993 Картон, пастель, смешанная техника 80х59,5 МИСП.jpg
«Старогородские цветы». 1993. Картон, пастель, смешанная техника. 80х59,5. МИСП

Стиль и язык

Каждая работа Антонышева — это сон, просвечивающий сквозь реальность, даже если мы видим обычные бытовые сцены. Все дома в его работах существуют или когда-то существовали: автору важно сохранить дорогое сердцу, успеть насмотреться на ускользающий городской пейзаж. Но на абсолютную реалистичность накладывается ощущение, будто с мира снимают слой за слоем, и за ними открывается истинное, пусть кажется что фантастическое, начало.

Разводной мост. 1995. 56,5х71 Картон, пастель, смешанная техника. Собрание Евгения Герасимова.jpg
«Разводной мост». 1995. Картон, пастель, смешанная техника. 56,5х71. Собрание Евгения Герасимова

Татьяна Белякова, куратор выставки:
«Узнаваемый авторский стиль Антонышева и оригинальное художественное видение можно охарактеризовать как символический сюрреализм или магический реализм. Люди, животные, дирижабли, воздушные шары в его искусстве населяют улицы и набережные, преображая родной для него Петербург, превращая знакомые здания и утраченные постройки в декорации мистических сновидений. Горькое сожаление об утрате дорогих сердцу художника домов побуждает его к романтическому уходу в мир мечты. Всем, кто любит Петербург, особенно исторический центр, будет интересно посмотреть на необычную интерпретацию архитектурных образов».

Антонышев выставка 26 Куратор.jpg
Куратор выставки Татьяна Белякова с посетителями

Для Антонышева Петербург многолик. В обрамлении архитектуры складывается личная история художника со своими радостями и горестями. Улицы и дворы, в которых разворачивались события его жизни, как триггер, вызывают новый виток уже пережитых в этих местах эмоций и чувств. Воспоминания и наблюдения графика облекаются в сложносочинённые композиции, в которых зашифрованы события из его биографии.

Дворик на моховой.jpeg
«Дворик на Моховой, или Портрет сына Ивана». 1995. 57х78. Картон, пастель, смешанная техника. Собрание Евгения Герасимова

Так, в картине с изображением ребёнка («Дворик на Моховой», 1995) обычный на первый взгляд двор становится ареной, заряженной личными чувствованиями мастера: на брандмауэре под маской стрит-арта скрывается влюблённая пара, узнаётся спина автора, малыш в голубой шапке — это сын Антонышева. Сцены из семейной жизни также перемежаются с фантазийными образами и сюжетами.

Высокая вода у Николы. 1990. 71х52 Картон, пастель, смешанная техника. Собрание Евгения Герасимова.jpg
«Высокая вода у Николы». 1990. Картон, пастель, смешанная техника. 71х52. Собрание Евгения Герасимова

Техника и детали

Но весь этот фантасмагоричный мир — плывущий, сюжетный, полный деталей — не мог бы существовать вне собственной техники работы с картоном и пастелью. Антонышев изобрёл её сам и поделился секретом только с несколькими учениками.

Завод Красная Бавария. 1986. 21,5х30,5 Картон, пастель, смешанная техника. Собрание Евгения Герасимова.jpg
«Завод «Красная Бавария». 1986. Картон, пастель, смешанная техника. 21,5х30,5. Собрание Евгения Герасимова

Татьяна Белякова:
«Уникальность работ Яна Антонышева прежде всего в авторской пастельной технике. Антонышев работает быстро, смело выплёскивая образы на бумагу. Но к этой лёгкой сиюминутности график добавляет тщательное процарапывание иглой тончайших деталей. Изображения, нанесённые мягкими цветными мелками на листы грубого картона и дополненные жёстким рисунком, словно протравленным кислотой по металлу, отличает особая фактура, напоминающая эффект состаренной киноплёнки и пульсирующего пространства».

На балконе Апраксина двора. Старый город или Old town people. 1985. 45,5х36 Картон, пастель, смешанная техника Собрание Евгения Герасимова.jpg
«На балконе Апраксина двора. Старый город, или Old town people». 1985. Картон, пастель, смешанная техника. 45,5х36. Собрание Евгения Герасимова

Работы Яна Антонышева интересны не только сюжетами, но и своей глубокой бережной детализацией. Почти в каждом произведении встречаются такие предметы, как колючая проволока, бело-красная лента, лестница в небеса, мяч с изображением пацифика, яблоки. Появление некоторых подобных элементов в искусстве Антонышева — следствие влияния фильмов Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер». Мяч — это вообще отличительная черта работ автора: он есть на каждой картинке.

На ходулях (подарок себе на д.р. 33 года). 1998 71х56 Картон, пастель, смешанная техника Собрание Евгения Герасимова.jpg
«На ходулях (подарок себе на день рождения — 33 года)». 1998. Картон, пастель, смешанная техника. 71х56. Собрание Евгения Герасимова

Татьяна Белякова:
«Кроме прочего в графике Антонышева усматриваются аллюзии на мистификации Достоевского. Как и рефлексирующий герой из повести «Слабое сердце», Антонышев чувствует, что «весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолочёнными палатами — отрадой сильных мира сего, в этот сумеречный час походит на фантастическую, волшебную грёзу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к тёмно-синему небу».

Последний дом деда.jpg
«Последний дом деда». 1998. Картон, пастель, смешанная техника. 56х71. Собрание Евгения Герасимова

Произведение с изображением госпиталя для больных лёгочным туберкулёзом на Лиговском проспекте становится исповедью художника, иносказательным оплакиванием смерти деда. Гроб на колёсах и больничная койка на переднем плане раскрывают мотив прощания, разрыва семейных связей, глубины горя и боли. Даже снег на крыше здания мерцает инфернальными мордами амфибий. Антонышев изображает себя со спины, скрывая лицо и усиливая драматизм события. Фигура автора всё время предстаёт в оцепенении, скованной беспомощности, как будто у него нет сил бороться и он всю жизнь плывёт по течению. Однако разомкнутая композиция, построение пространства с эффектом выпуклой линзы говорят об открытости бесконечности. Осиротевший герой по-будничному держит руку в кармане, стараясь приручить жизненную трагедию привычными вещами: рядом лежит знакомый мяч, вьётся лента. Поэтому яркая по колориту работа может быть истолкована и как вселяющая надежду метафора смирения и терпения — извечных качеств русского характера.

Наводнения по-разному. 1997 58,5х48 Картон, пастель, смешанная техника. Собрание Евгения Герасимова.jpg
«Наводнения по-разному». 1997. Картон, пастель, смешанная техника. 58,5х48. Собрание Евгения Герасимова

Детальность увлекает. Перед каждой работой можно стоять долго, искать метафоры, погружаться, практически проваливаться в пространство рисунка. Каждая картина — приглашение в путешествие, словно короткая история, которую хочется дочитать: это женщины, с которыми хочется познакомиться, собаки, которых хочется погладить, вещи, которые хочется «присвоить». При этом работы абсолютно лишены мрачности, что для петербургского автора большая редкость.

Антонышев выставка 16.jpg
Слева направо: Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Ян Антонышев и Евгений Герасимов

Евгений Герасимов:
«У Яна Антонышева есть свой художественный язык и цельный стиль. Творчество Яна — это плоть от плоти Санкт-Петербурга. Я давно люблю его искусство и собираю его работы много лет. В его чувственной, абсолютно не рассудочной и не конъюнктурной графике есть всё, что есть в самом человеке: сожаления и надежды, мечты и разочарования, любовь и секс. Он пишет так, как дышит, и передаёт эмоции и страсти в режиме «здесь и сейчас», он весь — оголённый нерв. Это ценно».


Во всём, что делает мастер, есть энергия и, главное, жизнь, а её так часто не хватает современному искусству. Кроме самих работ на выставке показывают документальный фильм Елены Окопной «Круги Яна». Он позволяет лучше узнать личность художника, услышать его голос и чуть больше осмыслить его работы. Полную версию фильма можно увидеть на Youtube. Также на выставке можно приобрести каталог со статьями известного искусствоведа Александра Боровского и куратора выставки Татьяны Беляковой, выпущенный издательством «Пропилеи». Автор каталога — Сергей Веснин.

Выставка «Во власти города» проходит в Музее искусства Санкт-Петербурга XX—XXI вв.еков (наб. канала Грибоедова, 103) до 28 марта. На ней представлены 33 работы Яна Антонышева.

На обложке: «Авось на Фонтанке». 1998. 58х78. Картон, пастель, смешанная техника. Собрание Евгения Герасимова

Антонышев выставка 1.jpg
Антонышев выставка 12.jpg
Антонышев выставка 21.jpg
Антонышев выставка 9.jpg
Антонышев выставка 20.jpg
Антонышев выставка 5.jpg
Антонышев выставка 7.jpg
Антонышев выставка 3.jpg
Антонышев выставка 11.jpg
Антонышев выставка 10.jpg
Антонышев выставка 23.jpg
Антонышев выставка 13.jpg
Антонышев выставка 6.jpg
Антонышев выставка 19.jpg
Антонышев выставка 18.jpg
Антонышев выставка 22.jpg
Антонышев выставка 2.jpg
Антонышев выставка 11.jpg
Антонышев выставка 24.jpg

К списку новостей