Только спокойствие. Три выставки накануне Рождества, исцеляющие души
Новый проспект
Новый ДК

Только спокойствие. Три выставки накануне Рождества, исцеляющие души

Прочитано: 215

Подошедший к концу 2021 год еще раз доказал актуальность лозунга «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Это применимо к такой важной характеристике качества человеческой жизни, как душевное спокойствие. Три выставки в петербургских музеях, каждая по-своему, возможно, смогут помочь в его достижении и сохранении.

«Пять искушений Иоганна Фауста»

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Шереметевский дворец, до 27 марта 2022

Выставка-бродилка повествует совсем не об истории создания произведений на сюжет Гёте, как можно было бы подумать. В темноватом лабиринте с обитыми мягкими стенами (новое выставочное пространство дворца), где посетители ходят исключительно в наушниках, оперы Гуно «Фауст» и Бойто «Мефистофель», оратория Берлиоза «Осуждение Фауста», «Фауст-симфония» Листа, «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке спорят друг с другом за душу Фауста, осуждая или оправдывая героя. Доказательствами служат различные артефакты, картины старых мастеров из коллекций Эрмитажа, Русского музея, Белгородского государственного музея и других, современные инсталляции и видеоарт, аудиовизуальный перформанс, предметы материальной и массовой культуры и, конечно, музыка.

В этом мощном мультимедийном потоке, который буквально затягивает в себя зрителя-слушателя, не только извечное противостояние осуждения и оправдания. Затейливая полифония проекта говорит одновременно и об одиночестве и страхе человека перед лицом природы, Бога и, конечно, техногенной цивилизации, о тщете посягательств на всемогущество и претензий на всезнание, о бессмертии и красоте. Звучит здесь и тема недостижимости полноты бытия, это чувство сегодня из-за пандемии знакомо буквально всем, а оно, разумеется, совсем не ново и всегда стояло в ряду извечных заблуждений ума и сердца.

Проект говорит об этих материях, используя разные образные системы, что втягивает зрителя в своеобразную игру по поиску понятного и близкого именно ему способа общения. И тут каждый видит и выбирает свое: роковой гедонизм персонажей видео-арта группы AES+F «Пир Трималхиона» или классический язык образов в работе Эжена Лами «Фауст и Мефистофель наблюдают пир Валтасара» из собрания Государственного Эрмитажа. А кому-то становится всё понятно при взгляде на обложку диска Аллы Пугачевой «Как тревожен этот путь». Понятно то, что мы не одиноки на этом пути лицом к лицу с извечными проблемами бытия и животрепещущими вопросами сегодняшнего дня.

«Покой и радость»

Центральный выставочный зал «Манеж», до 30 января 2022

Как объясняют толкователи знаменитых пушкинских строк «на свете счастья нет, но есть покой и воля», которые как раз перефразированы в названии выставки, речь идет о смысле человеческого существования. Куратор выставки, ректор Академии художеств Семен Михайловский, милосердно и даже с определенным оптимизмом заменил «волю» на «радость», намекнув таким образом на то, что поиски смысла могут и не дать результата, и это не так страшно, и одновременно заявив о психотерапевтических свойствах проекта. За последним все на выставку и идут.

В рамках проекта представлены произведения более 100 русских художников (в том числе хрестоматийных Владимира Боровиковского и Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и Ореста Кипренского, Фёдора Толстого и Карла Брюллова, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Михаила Нестерова и Виктора Борисова-Мусатова) из коллекций 36 ведущих музеев России и зарубежья. Тот, кто принципиально входит Русский музей только через корпус Бенуа и не покидает его пределов, потому что в парадных залах Михайловского дворца слишком много позолоты и вообще скучно, сможет открыть для себя заново знакомые до боли полотна.

Процесс пройдет безболезненно, в стерильных условиях стен элегантного серого оттенка и под специальный успокаивающий саундтрек композитора Антона Батагова. Всё действительно полно покоем и радостью, которые для удобства поделены на разделы. Начинается все с «Увертюры»: посетитель созерцает прекрасные дворянские лица, потом идет опять же прекрасная «Италия» — настало странное время, кода мы опять познаем эту страну посредством полотен Сильвестра Щедрина. Потом «Природа», «Россия», «Частная жизнь». Без намека на иронию можно сказать, что выставка производит обещанный эффект. Да, на душе становится спокойно, и этот покой позволяет внимательно вглядеться в полотна и в полной мере ими насладиться, зависнуть над «Вечным покоем» Левитана и ощутить хрупкую прелесть играющих в мяч девочек с полотна «Майские цветы» Борисова-Мусатова — оно, наверное, самое радостное в проекте.

«Вне истеблишмента»

Государственный Русский музей, Мраморный дворец, до 10 января

Выставку, которую куратор — заведующий отделом новейших течений Александр Боровский принципиально разместил на одном этаже с экспозицией Музея Людвига, в коллекции которого входят работы Пикассо, Уорхола, Кабакова, Лихтенштейна и других художников мирового уровня, предваряет словарь терминов. Из него можно узнать не только, что такое истеблишмент и арт-брют (самобытное искусство, спонтанный выброс из глубин сознания), но и что такое ПНИ (психоневрологический интернат) и «ментальные особенности». Но инклюзивный проект «Вне истеблишмента» не об арт-терапии, а об искусстве, так называемом искусстве аутсайдеров, которое сегодня пришло в музеи и галереи, войдя в мозаику большого искусства, и, наконец, о том, что шесть выставляемых художников могут и должны быть включены в художественный процесс. И это становится ясно с первого взгляда на открывающую проект работу «Старик» Александра Савченко, чьи яркие краски, мощный образ и проникновенный взгляд персонажа на полотне сразу цепляют, покоряют и буквально заставляют завернуть в залы, где размещен проект «Вне истеблишмента».

Вообще выставка затягивает, она настолько полна эмоций, что этот высокий градус напряжения даже чувствуется. Здесь любовь и боль, любование красотой и мрачные фантазии, трогательная наивность и едкая ирония, запечатленные в самых разных сюжетах и техниках. Это очень откровенные и личные произведения. Одни авторы пускают зрителя в свои параллельные миры, другие без утайки фиксируют подробности своей непростой жизни, но это всегда именно художественное высказывание, вне диагноза. Еще проект «Вне истеблишмента» про силу духа: как очень точно сформулировал Александр Боровский, «все участники <…> проявили феноменальную волю к творческому самовыражению». Это так, и это как впечатляюще, так и поучительно.

культура выставка
Другие статьи автора Читайте также по теме
Масяня: этого мультгероя знают все, у кого был доступ в интернет ещё 20 лет назад. «Новый проспект» поговорил с создателем культового персонажа Олегом Куваевым о том, как события на Украине изменили Масяню и что полезно было бы поделать тем, кто придумывает «паспорта хорошего русского».
Несколько российских СМИ заявили, что группа «ДДТ» прекращает концертную деятельность в России.
26.05.2022
Лидер Tequilajazzz Евгений Фёдоров в большом интервью «Новому проспекту» рассказал про песню Рикошета «Любовь к оружию», которая только что совсем неслучайно была перепета вместе с группой «Кино», про причины эмиграции в Скандинавию и будущее группы без трёх Z в конце.

Глава "Роскосмоса" предложил "напечатать" денег и отдать их промышленности под новые проекты
28.05.2022
Сбербанк снижает ставки по ипотеке и потребительским кредитам
28.05.2022
Группа Home Credit продала доли в страховом и микрокредитном бизнесе в России местным инвесторам
28.05.2022
Сегодня в центре Петербурга проходит Фестиваль мороженого
28.05.2022
Испанский бренд обуви Camper приостановил работу в России из-за проблем с логистикой
28.05.2022
Опрос: более 20% россиян перестали пользоваться соцсетями
28.05.2022
Смольный готов платить за жизнь и здоровье петербургских чиновников, которые поедут на Донбасс
27.05.2022
Украинская церковь осудила военную спецоперацию и заявила о независимости от РПЦ
27.05.2022
Компания Wella окончательно уходит из России
27.05.2022
"Аэрофлот" с 1 июня начнет выполнять прямые рейсы из Петербурга во Владивосток
27.05.2022
Рок-музыкант Валерий Кипелов "ответил" со сцены Юрию Шевчуку на размышления о родине
27.05.2022
Петербургский завод Hyundai продлил простой до 30 июня
27.05.2022
В США выпустили новую куклу "Барби". Теперь она - трансгендер
27.05.2022
Сборная России по хоккею может остаться без главных турниров до 2025 года
27.05.2022
Евгений Финкельштейн: "Будущее у Depeche Mode есть"
27.05.2022
Сеть медицинских центров "Полис" расширяет присутствие в Петербурге
27.05.2022
Турецкие бренды одежды решили открыть магазины в России
27.05.2022
Автограф Чехова продан на букинистическом аукционе в Петербурге с пятикратным превышением стартовой цены
27.05.2022
Ян Дюннинг избран президентом торговой сети "Магнит" еще на три года
27.05.2022
В Петербурге состоялась Гастрономическая ассамблея
27.05.2022
Инвесторы подали в суд на Илона Маска и Twitter
27.05.2022
Новый владелец McDonald’s выбирает название из пяти вариантов
27.05.2022
Правительство выделит почти 1 млрд рублей на закупку флагов и гербов для школ
27.05.2022
В России решили изменить систему капремонта домов
27.05.2022
Netflix больше не открывается без VPN в России
27.05.2022
В России резко вырос онлайн-спрос на отечественную одежду
27.05.2022
В Ленобласти появилась особая экономическая зона с проектами на 2,2 трлн рублей
27.05.2022
Осенью у Невской ратуши откроется новое общественное пространство
27.05.2022
Сегодня Петербург отмечает День города. Дворцовый мост и Большой проспект Петроградки раскрасят в триколор
27.05.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки