Только спокойствие. Три выставки накануне Рождества, исцеляющие души

Подошедший к концу 2021 год еще раз доказал актуальность лозунга «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Это применимо к такой важной характеристике качества человеческой жизни, как душевное спокойствие. Три выставки в петербургских музеях, каждая по-своему, возможно, смогут помочь в его достижении и сохранении.

«Пять искушений Иоганна Фауста»

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Шереметевский дворец, до 27 марта 2022

Выставка-бродилка повествует совсем не об истории создания произведений на сюжет Гёте, как можно было бы подумать. В темноватом лабиринте с обитыми мягкими стенами (новое выставочное пространство дворца), где посетители ходят исключительно в наушниках, оперы Гуно «Фауст» и Бойто «Мефистофель», оратория Берлиоза «Осуждение Фауста», «Фауст-симфония» Листа, «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке спорят друг с другом за душу Фауста, осуждая или оправдывая героя. Доказательствами служат различные артефакты, картины старых мастеров из коллекций Эрмитажа, Русского музея, Белгородского государственного музея и других, современные инсталляции и видеоарт, аудиовизуальный перформанс, предметы материальной и массовой культуры и, конечно, музыка.

В этом мощном мультимедийном потоке, который буквально затягивает в себя зрителя-слушателя, не только извечное противостояние осуждения и оправдания. Затейливая полифония проекта говорит одновременно и об одиночестве и страхе человека перед лицом природы, Бога и, конечно, техногенной цивилизации, о тщете посягательств на всемогущество и претензий на всезнание, о бессмертии и красоте. Звучит здесь и тема недостижимости полноты бытия, это чувство сегодня из-за пандемии знакомо буквально всем, а оно, разумеется, совсем не ново и всегда стояло в ряду извечных заблуждений ума и сердца.

Проект говорит об этих материях, используя разные образные системы, что втягивает зрителя в своеобразную игру по поиску понятного и близкого именно ему способа общения. И тут каждый видит и выбирает свое: роковой гедонизм персонажей видео-арта группы AES+F «Пир Трималхиона» или классический язык образов в работе Эжена Лами «Фауст и Мефистофель наблюдают пир Валтасара» из собрания Государственного Эрмитажа. А кому-то становится всё понятно при взгляде на обложку диска Аллы Пугачевой «Как тревожен этот путь». Понятно то, что мы не одиноки на этом пути лицом к лицу с извечными проблемами бытия и животрепещущими вопросами сегодняшнего дня.

«Покой и радость»

Центральный выставочный зал «Манеж», до 30 января 2022

Как объясняют толкователи знаменитых пушкинских строк «на свете счастья нет, но есть покой и воля», которые как раз перефразированы в названии выставки, речь идет о смысле человеческого существования. Куратор выставки, ректор Академии художеств Семен Михайловский, милосердно и даже с определенным оптимизмом заменил «волю» на «радость», намекнув таким образом на то, что поиски смысла могут и не дать результата, и это не так страшно, и одновременно заявив о психотерапевтических свойствах проекта. За последним все на выставку и идут.

В рамках проекта представлены произведения более 100 русских художников (в том числе хрестоматийных Владимира Боровиковского и Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и Ореста Кипренского, Фёдора Толстого и Карла Брюллова, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Михаила Нестерова и Виктора Борисова-Мусатова) из коллекций 36 ведущих музеев России и зарубежья. Тот, кто принципиально входит Русский музей только через корпус Бенуа и не покидает его пределов, потому что в парадных залах Михайловского дворца слишком много позолоты и вообще скучно, сможет открыть для себя заново знакомые до боли полотна.

Процесс пройдет безболезненно, в стерильных условиях стен элегантного серого оттенка и под специальный успокаивающий саундтрек композитора Антона Батагова. Всё действительно полно покоем и радостью, которые для удобства поделены на разделы. Начинается все с «Увертюры»: посетитель созерцает прекрасные дворянские лица, потом идет опять же прекрасная «Италия» — настало странное время, кода мы опять познаем эту страну посредством полотен Сильвестра Щедрина. Потом «Природа», «Россия», «Частная жизнь». Без намека на иронию можно сказать, что выставка производит обещанный эффект. Да, на душе становится спокойно, и этот покой позволяет внимательно вглядеться в полотна и в полной мере ими насладиться, зависнуть над «Вечным покоем» Левитана и ощутить хрупкую прелесть играющих в мяч девочек с полотна «Майские цветы» Борисова-Мусатова — оно, наверное, самое радостное в проекте.

«Вне истеблишмента»

Государственный Русский музей, Мраморный дворец, до 10 января

Выставку, которую куратор — заведующий отделом новейших течений Александр Боровский принципиально разместил на одном этаже с экспозицией Музея Людвига, в коллекции которого входят работы Пикассо, Уорхола, Кабакова, Лихтенштейна и других художников мирового уровня, предваряет словарь терминов. Из него можно узнать не только, что такое истеблишмент и арт-брют (самобытное искусство, спонтанный выброс из глубин сознания), но и что такое ПНИ (психоневрологический интернат) и «ментальные особенности». Но инклюзивный проект «Вне истеблишмента» не об арт-терапии, а об искусстве, так называемом искусстве аутсайдеров, которое сегодня пришло в музеи и галереи, войдя в мозаику большого искусства, и, наконец, о том, что шесть выставляемых художников могут и должны быть включены в художественный процесс. И это становится ясно с первого взгляда на открывающую проект работу «Старик» Александра Савченко, чьи яркие краски, мощный образ и проникновенный взгляд персонажа на полотне сразу цепляют, покоряют и буквально заставляют завернуть в залы, где размещен проект «Вне истеблишмента».

Вообще выставка затягивает, она настолько полна эмоций, что этот высокий градус напряжения даже чувствуется. Здесь любовь и боль, любование красотой и мрачные фантазии, трогательная наивность и едкая ирония, запечатленные в самых разных сюжетах и техниках. Это очень откровенные и личные произведения. Одни авторы пускают зрителя в свои параллельные миры, другие без утайки фиксируют подробности своей непростой жизни, но это всегда именно художественное высказывание, вне диагноза. Еще проект «Вне истеблишмента» про силу духа: как очень точно сформулировал Александр Боровский, «все участники проявили феноменальную волю к творческому самовыражению». Это так, и это как впечатляюще, так и поучительно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня