«Скучновато и предсказуемо». Артемий Троицкий (иноагент) о музыке коронавируса, политике и своём предвидении
Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Троицким Артемием Кивовичем либо касается деятельности иностранного агента Троицкого Артемия Кивовича
Чем карантин в Эстонии отличается от карантина в России, как звучит музыка коронавирусной весны, что происходит с российской политикой — об этом, а также о благотворительности, всеобщем онлайн-угаре и кино, которое больше не снимут, «Новому проспекту» в большом интервью рассказал Артемий Троицкий.
Артемий, как у вас выглядит самоизоляция? Вы же сейчас в Таллинне сидите?
— В Таллинне я и сижу, и лежу. Обычно лежу. Погода очень хорошая. Солнце, хотя и прохладно. У нас большая терраса у дома, расставлены всякие кресла, шезлонги. Валяюсь, работаю, пишу, загораю. И сейчас имею загар, про который все думают, что он пляжный африканский или азиатский. Ан нет. Северо-европейский загарчик у меня!
Артемий Троицкий заперт на самоизоляцию если не российскими, то эстонскими властями?
— Нет. У нас самоизоляция выглядит очень дружелюбно. Если бы не запреты на всякие дальние перелёты, то я был бы готов жить в такой самоизоляции всегда. Потому что отсекается огромное количество совершенно ненужных вещей. Какие-то тусовки, выставки, премьеры, концерты. Ходить никуда не надо. Улицы пустые. Магазины пустые. Очень мне по душе такая разряженная и расслабленная обстановочка. Режим тут спокойный. Ходить гулять можешь сколько угодно. С собачкой регулярно бываю на пляже в Пирита, в парке Кадриорг, в старом городе. Гуляем повсюду. Рестораны открыты. Магазины, кондитерские, кафе открыты. Единственное, что было закрыто и открывается 11 мая, это всякие большие магазины и торговые центры. А так, за исключением отмены массовых мероприятий, которые мне и так на фиг не нужны, всё остальное как обычно. Но с тем бонусом, что повсюду пусто, трафика никакого нет. Тишина и покой. Очень всё хорошо.
Фото: facebook Artemy Troitsky
У вас там кто медикам помогает? У нас оказалось, что это нужно чаще самим гражданам.
— Честно скажу, не очень активно интересуюсь эстонскими социальными акциями. Но я уверен, что и тут собирают для врачей. Но я в этом никак не участвую. Другое дело, что, в отличие от России, тут государство пострадавшим слоям населения помогает деньгами. Мелкие бизнесы, артисты и музыканты, так называемые самозанятые, получают от государства какие-то небольшие денежные пособия. Многие знакомые их получили. Но поскольку я тут никак не оформлен, как самозанятый или ИП, то я от эстонского государства ничего не получил. Будь я ИП, то я мог бы подать на эти денежные вспомоществования, даже притом, что я иностранец. У меня тут есть юные друзья, молодые музыканты из Нижнего Новгорода. Они как раз оформились как ИП. Они российские граждане. Ежемесячно получают от эстонского государства деньги. Сколько точно не знаю, но по моим прикидкам, это около 500 евро.
Чем Артемий Троицкий зарабатывает на жизнь в 2020 году?
— Я конечно потерял в доходах… Прямо сейчас я должен был быть во Франкфурте. В конце апреля-начале мая у меня должен был быть лекционный тур по Германии. Берлин, Гамбург, Дюссельдорф, и так далее. Отменился. До этого в конце марта-начале апреля у меня отменился лекционный тур по США. Денег стало меньше. С другой стороны, у меня есть еженедельная часовая передача радиопередача на «Радио Свобода» — «Музыка на Свободе». Это никто не отменял. Зарплату я за этот труд получаю. И поскольку зарплата немаленькая, то, в общем-то, мы чувствуем себя нормально.
Фото: Artemy Troitsky
Редкая позитивная новость. Вообще мало позитива вокруг. Как у ваших друзей, в вашем окружении с настроениями? Вы же продолжаете общаться с людьми в России, в Москве.
— Всё зависит от индивидуальных качеств конкретных представителей этого самого народа. Все мои, слава богу, в порядке. Никто не заболел, не умер. Все стараются как-то справляться с данной ситуацией. Если говорить о предпринимателях, то у меня есть пара друзей. Он известный в Москве ресторатор. Она хозяйка авангардного одёжного бутика. Поскольку рестораны в России свою работу свернули, то Максим, который муж хозяйки бутика, превратился в разносчика заказов одежды магазина своей жены. Бутик тоже закрыт. Но товары имеются. И лояльная клиентура тоже имеется. Продают одежду вразнос! Наташа соответственно держит связь с клиентурой, получает заказы. Максим ездит по адресам. Развозит эту одежду для примерки и продажи.
Фарцовщики Москвы 2020 года?
— Ну, это не фарцовка. Всё честно здесь. Просто такое заочное обслуживание. Точно так же ещё один мой дружок живёт. Крупный виноторговец. Он говорит, что положение у них «кисло-сладкое». Кислая сторона — закрылись рестораны. А сладкая сторона в том, что его индивидуальные заказчики, наоборот, пить стали гораздо больше. И они тоже занимаются тем, что развозят всякое элитное французское, итальянское, испанское вино по квартирам и дачам. Все что-то делают. Музыканты тоже чем-то заняты. Кто-то пишет активно новые песни. Кто-то не только пишет, но и записывать умудряется. Кто-то даже выставляет их напоказ в youtube. Естественно, никаких денег без концертов у музыкантов нет… Но большинство моих друзей музыкантов люди достаточно обеспеченные. Накопления какие-то у них имеются. Потихоньку проживают накопленное.
Что говорят друзья о том, когда закончится это время? Какие ощущения?
— Все говорят об этом. Лейтмотив всех этих разговоров — ничего точно сказать не можем, можем только предполагать. Если говорить конкретно о музыкантах, то уже понятно, что всякие летние фестивали не состоятся. Это уже всеми воспринимается как данность. Все рассчитывают, что концертная деятельность, туры, клубные концерты и туры возобновятся с сентября. Но говорят об этом неуверенно…
Кто вылез в онлайн музицирование удачно, а кто лучше бы не вылезал?
— Из того, что я слышал, а я слышал довольно много, удачнее всех, конечно же, вылезли Rolling Stones с песней Living In A Ghost Town. Можно сказать, что эта песня стала гимном всей сегодняшней ситуации. И группа великая. И как это ни странно, песня хорошая. Rolling Stones попали в десятку. И я за этих ребят очень рад.
А если говорить о наших, то было две песни, которые мне очень понравились. Притом, что одна из них была написана до пандемии, но выстрелила именно сейчас. Шикарная песня Саши Васильева и группы «Сплин» — «Передайте это Гарри Поттеру, если вдруг его встретите». Отличная песня!
И, кстати, ответ на неё от Андрея Макаревича (2 сентября 2022 года включен Минюстом в список физлиц-иноагентов) тоже неплох.
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
И вторая русская песня, которая мне очень понравилась, это песня Васи Обломова «В очереди». Типичная для Васи песня, но от этого не менее трогательная.
Ну, а всё остальное скучновато и совсем предсказуемо… Правда, вот ещё была довольно весёлая песенка карантинная у Тимура Шаова. Называется «Хрень». Типичная сатирическая бардовская. А вот песня Бори Гребенщикова «Не выходи за дверь» мне не очень понравилась.
Но весь его этот цикл «Подношение Интересному Времени» — довольно удачная идея. Он там вспомнил массу своих старинных и очень хороших песен. Приятно было сейчас в новой обстановочке их переслушать и вспомнить. То есть весь его этот песенный сериал симпатичный, но новая карантинная песня самая слабая среди всех этих подношений.
Есть ответ на вопрос, как тоталитаризм порождает рок? Условия для новой волны ещё просто не сложились, и поэтому мы перебираем крупицы?
— Тоталитаризм стимулирует контркультуру вообще и радикальную музыку — будь-то рок, или хип-хоп, или даже бардовскую песню, в частности. Это музыка боли, сарказма, протеста. Не «Мумий Тролль» или «Ленинград», а Noize МС или «Порнофильмы» (о неожиданных пересечениях с этой группой «Новому Проспекту» ранее рассказал поэт и лидер группы ПТВП Алексей Никонов. — Прим. «НП»). Однако я не думаю, что на новом витке цензуры и зажима музыка будет играть такую же яркую роль, как во времена Высоцкого и Цоя (читайте интервью с музыкантом «Кино» Александром Титовым. — Прим. «НП»). Рисунок силовых линий изменился. Интернет изменил.
Вы заметили, как в онлайн-эфиры всевозможных медиа повылезали вообще все? Даже те, кто молчал годами. И это не обязательно рокеры. Масса древних попсовиков ожила. Не удивились?
— Я ничего про это не знаю. Телевизор не смотрю. Я слышал только про эфир на ТВ «Дождь». Я глянул на состав участников. И как-то меня он не сильно заинтересовал. Да, там были симпатичные люди. Тот же Боря Гребенщиков, Шевчук, «Мумий Тролль», даже Федя Чистяков из Нью-Йорка. И в то же время какой-то совсем ужасный говно-рок. «Чайф»! Попсовиков куча. Понимаю, зачем это нужно «Дождю». Чтобы привлечь внимание широкой аудитории. Домохозяек престарелых. Это вполне резонно…
Они деньги врачам собирали.
— Ради бога! Это всё очень хорошо. Я понимаю, как там оказалась Вера Брежнева. Но такой лайн-ап меня не сильно привлёк. А про благотворительный посыл я, честно говоря, упустил. Не вдавался в детали мотиваций.
Фото: facebook Artemy Troitsky
Но есть и музыканты, которые отказываются участвовать в этом всеобщем онлайн-угаре. Есть люди, которые по умолчанию живут в режиме «я всегда против». И сейчас принципиально стоят в сторонке. Понимаете их?
— Я вообще считаю, что понятой может быть любая позиция. Люди ведь все разные. Есть экстраверты, есть интроверты. Есть, кто на карантине бесятся от одиночества, лезут на стенку, им ужасно хочется со всеми пообщаться, и так далее. Есть люди, которые, напротив, чувствуют себя в этой изолированной ситуации очень даже спокойно, неплохо и расслабленно. К таким людям отношусь я. Я без каких-то побудительных сигналов извне ни в какие youtube-каналы, интервью и так далее не лезу. Вот ты мне позвонил, ну я и откликнулся. Сейчас мне звонили из города Иркутска. Я с ними тоже договорился. А так нет у меня желания ни малейшего повышать градус общительности. Нет. Это всё зависит от конкретной индивидуальности каждого человека. Я не считаю, что этот вирус настолько силён, что он начинает действовать на менталитет людей, и люди превращаются в общественных животных, или отшельников. Нет. Все остаются сами собой. Просто оказались в необычной ситуации.
Сложно спорить. Пока мы далеко не ушли от музыки. Вы как-то рассказывали мне, что у вас самая юная дочь слушает IC3PEAK, группу, за которой гонялись люди в погонах во время их предыдущего тура по России. У них вышел новый альбом. Изучили совместно?
— Я послушал сингл из их нового альбома «До свидания». Песня называется «Плак-плак». Видеоклип очень сильный, а вот в музыкальном отношении мне показалось, что в этом треке они заморозились. Очень похоже на то, что они делали раньше. Был скорее разочарован музыкальным контентом этого конкретного сингла. А целиком альбом ещё не слышал.
Попрошу ребят мне его прислать. Я тут всё пытаюсь группу IC3PEAK спровадить на европейский рынок. Уже договорился с несколькими хорошими инди-лейблами о том, чтобы они готовы их законтрактовать. Это вообще удивительное дело! Если бы я обратился к любой другой группе, они были бы счастливы! Эти же ребята настолько самостийны. Коля и Настя. Они говорят, что им это нафиг не надо, что справляются сами. Это вызывает у меня с одной стороны уважение, а с другой стороны некоторое недоумение. Но попытки я буду продолжать. Несколько лейблов на них запало. Скажем, английский известный лейбл последний, кто мне про них написал, что готов с ними заключить records deal и publishing deal, это Мартин Голдшмит. Cooking Vinyl. Это статусный лейбл. Может, хоть на Cooking Vinyl клюнут.
Можно назвать эту пластинку «антивоенной». По-крайней мере, ассоциации с последствиями войн там чёткие через весь диск проходят…
— Точно! И этот клип «Марш» я видел. И он мне больше понравился, чем «Плак-плак».
«Воздух вокруг с каждым годом душней. Я не хочу убивать людей. Без приглашения заходят в мой дом. Новое слово и новый закон»? Эпидемия не может это обнулить?
— Я боюсь, что это будет абсолютно актуально ещё некоторое время. А если вспомнить ещё и текущую истерику про 75-летие победы в Великой Отечественной войне… Разумеется, вирус нивелирует всё. До некоторой степени размазывает и замыливает всё. Но милитаристическая тема, она конечно же для России остаётся абсолютно актуальной. Тем более что вирус, будем надеяться, скоро испарится. А «Юнармия», к сожалению, останется.
Фото: facebook Artemy Troitsky
Политолог Белковский (15 сентября 2023 года признан иностранным агентом) не исключает, что властям может понадобиться новая война для коррекции имиджа после этой вирусной весны. Актриса Юлия Ауг в этом смысле переживает за родную для неё Эстонию. Вам там не страшно?
— Нет. Нам там не страшно. Я думаю, что Россия на текущий момент слишком слаба и деморализована, чтобы «начинать войну». Если говорить о войне, то я бы сказал, что балтийские страны не рассматриваются вообще. Это НАТО, ЕС. И это мировая война. Имеется несколько более, скажем так, очевидных точек для приложения этой силы. Естественно, Беларусь, естественно, Украина. И до известной степени Казахстан. Тем более, что в Казахстане, как я понимаю, начинается некоторая турбулентность. Я уверен, что ничего этого не будет. Россия сейчас в крайне жалком состоянии. И с точки зрения экономической, и в первую очередь, с точки зрения моральной. У меня такое ощущение, что настроения в стране повсеместно и универсально депрессивные и панические. Это явно не та атмосфера, при которой имеет смысл объявлять какую-то мобилизацию. Для такой мобилизации нужен теперь супер-серьёзный повод. Такого повода нет. Я тут написал текст на эту тему. Называется «Своевременная кончина». Я пишу о текущем дне. Что в текущей ситуации, скорее всего, могут пожертвовать Путиным. Ради успокоения народных масс. Есть такое ощущение, что этот президент доживает последние месяцы своего президентства. Может быть, до конца года. Я так говорю просто потому, что было бы совершенно естественно не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения моральной, и политической, раскупорить все их эти кубышки. Поддержать народ. Раздать деньги, поддержать малый и средний бизнес. Но этого не делается. Причём это явно работает против Путина очень сильно. Это работает против его рейтинга («Левада-центр» фиксировал снижение позитивного отношения к президенту ещё в марте. — Прим. «НП»). Мне раньше по наивности казалось, что, в общем-то, этими фондами более-менее единолично распоряжается Путин. Выходит, что нет. Не распоряжается. В его положении он тут же стал бы снова любим, человеком-спасителем, и так далее. Люди бы ходили не с лозунгом «Крым наш», а с лозунгом «Фонд наш»! Но этого не происходит. Из чего я делаю вывод — эти фонды на самом деле воровской общак. То есть даже смотрящим за общаком этот общак вскрыться не может. А это означает, что пайщики, или дольщики этого общака, скорее готовы, пожертвовать Путиным, нежели общаком. Если пожертвуют Путиным, то в общем-то, ситуация в стране изменится к лучшему. Следующий этап это будет новый deal, новый договор с Западом. С российской стороны это прекращение, как минимум, украинской авантюры. А с западной стороны, это, как минимум, снятие санкций, а может быть и экономическая помощь. Думаю, что события должны будут развиваться дальше в таком ключе.
Но если всё так, то весь подготовительный период конституционной реформы с провозглашением защиты суверенитета и исторической правды нужно как-то дезавуировать?
— Думаю, что вирус и нефть тут вносят критичные поправки в эту повестку. Вполне допускаю, что референдум про обнуление вообще будет отменён (схожие прогнозы ранее «Новому проспекту» дал политолог Глеб Павловский. — Прим. «НП»). Я не думаю, что это сейчас важно. Это важно для Путина, который, как мне кажется, сейчас стремительно уходит вглубь.
Вы откуда в январе знали про обнуление президентских сроков? «Если принимается новая Конституция, то Путин совершенно спокойно может сесть в кресло президента как бы с нуля. Снова на первый срок. По новым правилам. Попробуй сказать, что он не прав, с учётом того, что Путин делает с тем же Конституционным судом», — сказали вы мне через неделю после того как Путин озвучил идею членам Федерального собрания в середине января.
— Я просто очень хорошо знаю природу этих людей. Как Гарри Поттер, а я трижды прочёл эти книги своим детям вслух. Как Гарри я чувствовал Волан Де-Морта. Вот так же на каком-то кишечном уровне чувствую все мотивации, все мысленные поползновения представителей российской власти (смеётся). И если вот это моё животное чувство меня не обманывает, сейчас начнётся история с постепенным сливом Путина. Постепенным и, возможно, быстрым.
Фото: facebook Artemy Troitsky
Очевидно, что скоро Владимир Путин скажет новое про жизнь после 12 мая. Принудительное сидение по домам отменят?
— Думаю, что он первый раз покажется из бункера не сегодня-завтра и объявит очередное продление карантина, который не ЧС, да и не карантин, а «Каникулы Бонифация» с «сохранением зарплаты». Потом, естественно, 9 мая он споёт «День победы» в окно. И на этом, по-видимому, закончится вся эта кампания победобесия. После чего возможны два варианта. Путинский, это когда начнут со страшной силой снова накачивать все эти референдумы по обнулению. И второй вариант, более вероятный, что продолжится история с борьбой с карантином. Под это дело, под борьбу с вирусом, постепенно сольют обнуление, а следом за ним и Путина.
К слову про варианты коллективного творчества. Коллективное творчество всегда сакрально. Изначально народный «Бессмертный полк» сидит по домам. Есть новое сакральное. Петь в окно «День Победы», это про работающие механизмы любви к Родине, или уже про диагноз? В Таллинне петь будут?
— Почему вообще возникла вся эта история с победой, с ленточками и так далее. Потому что это единственное, что чувственно и эмоционально связывает власти с народом. Больше-то точек соприкосновения нет. Ни моральных, ни этических, ни экономических, ни тем более политических. Поэтому власть держится за это мёртвой хваткой. Истерично вцепились в победу. Естественно будет достаточное количество людей, которые выйдут на балкон и будут песню петь, участвовать в онлайн делах и так далее. Не столько потому, что это Путин попросил, сколько потому, что это искренний порыв людей. В Таллинне? Ну не знаю. Тут достаточно большое количество русских. В том числе такого ватного склада… Ватной консистенции. Они могут выйти на балкон. Вот я на балконе провожу много времени. Правда, песни не пел ещё. И не собираюсь. Я на балконе отдыхаю и работаю, а поют кругом только птицы, и делают это гораздо лучше меня.
Фото: facebook Artemy Troitsky
Сейчас в России одни собирают на маски для врачей, а другие зарабатывают на диком спросе. Всё равно те, кто занят добровольчеством и благотворительностью, правы, даже если с другой стороны процесса алчность и заработки производителей?
— Чтобы спасать человеческие жизни, все средства хороши. Любая благотворительность, пусть даже кто-то на ней набивает себе карманы, это благородное дело. И делать его нужно.
Я скорее о том, что каждое новое страдание становится бизнес-моделью. Так везде?
— Для капитализма естественно совершенно нормально, чтобы предложение соответствовало спросу. Это рыночный закон повсюду. Например, итальянская мафия выгодно зарабатывает на антивирусных проектах. Буквально вчера читал об этом статью. Россия в этом смысле не исключение, но как это бывает сплошь и рядом, один из ярких примеров негатива. В первую очередь степень цинизма властей, но не в последнюю очередь степень цинизма и бизнеса, конечно, серьёзно превосходит степень цинизма в большинстве других стран. Страдания народа в России более существенны, и степень брутальности властей и бизнеса превосходит европейские и американские стандарты.
Кто-то ещё видит на этом фоне рост гражданского общества, усиление горизонтальных связей в обществе, развитие навыка «гражданских компетенций»? Или это иллюзия самостоятельности?
— С одной стороны, горизонтальные связи, несомненно, укрепляются. А с другой стороны, я не думаю, что эти горизонтальные связи в качественном отношении становятся более политизированными. А это принципиально важно. Если всё гражданское общество будет формироваться только и исключительно на началах, условно говоря, Чулпан Хаматовой и Нюты Федермессер, как общество малых дел, общество просвещения и помощи несчастным, без какой бы то ни было политической подоплёки. Более того, как это часто происходит в случае с теми же Нютой и Чулпан, когда люди говорят, что для них принципиально отсутствие политики. Так вот, такого рода укрепление горизонтальных связей для власти большой опасности не представляет.
Но разве элементарная взаимовыручка, пусть «вне политики», не лечит людоедские настроения общества?
— Это в любом случае хорошо! Когда сильные помогают слабым. Когда спасаются человеческие жизни, когда люди жертвуют чем-то ради других. Это всё в любом случае хорошо. Просто, если говорить об этом, как об инструменте формирования гражданского общества, то, как я считаю, гражданское общество должно в качестве одного из важнейших своих измерений, если не важнейшим, всё-таки иметь политическую составляющую. В данном случае политической составляющей нет, что обидно. А для властей безобидно. Что не отменяет того, что всё это очень здорово.
2020-й год — год многих важных двадцатилетий. Мне ближе всего это — ровно 20 лет назад весной вышел культовый фильм Романа Качанова (21 июня 2024 года внесен в реестр иностраннх агентов) «ДМБ». Следом за ним, не менее культовый «Даун Хаус». Те, кто видел это кино, либо терпеть его не могут, либо любят с первого взгляда. С первой строчки сценария на этом языке. Отличный стёб. В меру чёрный. Куда эти шедевры ушли сегодня?
— Атмосфера в стране иная… Время «ДМБ» и «Даун Хауса» это 2000-2004 год. Очень беспечное время. Время довольно быстрого повышения благосостояния народных масс. Стабильно высокие цены на нефть. Путинской цензурой ещё не пахло, если не считать дело ЮКОСа, и выкидывание с лесенки НТВ. Но эти вещи не так сильно задели творческую общественность. Прочее было беспечнее, чем теперь. Сейчас всё гораздо более сурово. До такого юмора сейчас людям дела нет.
Потом, заметь, в том же «Даун Хаусе», кто были авторы? Абстрагируемся тут от Ромы Качанова (21 июня 2024 года внесен в реестр иностраннх агентов), который персонаж, скажем так, нейтральный. Но возьми эту троицу: Федя Бондарчук, Ваня Охлабыстин, Артемий Троицкий. Трое дружков, которых связывали теплые человеческие отношения. Не возникало вообще никаких споров ни на какие темы. Только был общий фан. Теперь, как ты понимаешь, мы все трое оказались как три звезды… В смысле три луча звезды Мерседеса. Троицкий — эмигрант и антипутинский диссидент. Фёдор Бондарчук, напротив, опора режима, предприниматель, идеологически-коммерческий бонза, функционер партии «Единая Россия». Иван Охлобыстин — маргинальный политический фанатик анфан-терибль и городской сумасшедший. А были все очень близки. Сегодня всё обстоит противоположным образом. Поэтому и фильмов таких быть не может.
Этот фарш невозможно провернуть назад?
— Я делал попытки провернуть этот фарш назад с Ваней. И, в общем-то, Ваня мне сказал, что-то такое типа: «Артём, забудь меня. Забудь, или твои друзья тебя убьют». Сказал, что меня любит, но опасаясь за себя и за меня, сказал, что общаться со мной больше не будет. Хорошие фильмы, которые в принципе можно рассматривать в той же парадигме, что «ДМБ» и «Даун Хаус» они до сих пор появляются. Скажем, есть отличный фильм под названием «Хандра». Малоизвестный. Есть фильмец чёрная порно-комедия «Аутло». Пару лет назад был веселейший фильм того типа под названием «Папа, сдохни». То есть хорошие молодёжные экстремальные фильмы, как это ни странно, появляются. Но они совершенно иные по настроению, чем «Даун Хаус». Я кстати не смотрел «Даун Хаус» с тех пор. Плохо это дело помню (смеётся). Надо пересмотреть! Но такого уже не будет снято. Это точно.
Артемий Троицкий. 64 года. Музыкальный журналист, критик, писатель. Автор теле- и радиопрограмм. Один из главных пропагандистов рока в СССР. Музыкальный издатель.
Детство провёл в Праге, где его родители отец (политолог-латиноамериканист) и мать (историк) работали в журнале «Проблемы мира и социализма». В 70-е Троицкий вёл дискотеки МГУ. В 1977 закончил Московский экономико-статистический институт по специальности «математик-экономист». В конце 70-х работал младшим научным сотрудников в Институте истории искусств. Защитить кандидатскую диссертацию не успел, был уволен.
В 1981 вошёл в редакцию самиздат-журнала «Зеркало», который считался запрещённым до 1985 года. Один из создателей телепередачи «Программа А». В начале 90-х возглавлял отдел музыкальных программ РТР, в середине 90-х был директором музыкального вещания НТВ. В 1995 году стал первым главным редактором русской версии журнала Playboy.
В 2001—2014 годах вёл мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ. Рассказывал, что его лекции пытались подвергать цензуре. Самый долгоиграющий радио проект Троицкого «FM Достоевский» выходил в эфир с 1996 по 2013 годы на волнах четырёх FM радиостанции России. Сотрудничал со множеством изданий. Остаётся колумнистом «Новой газеты» и автором видеоблога на эстонском русскоязычном телеканале ARU TV (195 тыс. подписчиков).
Снимался в десяти фильмах. Находится в оппозиции к действующей в России власти. Неоднократно был подписантом писем связанных с политическими требованиями, был участником крупных акций московской оппозиции. В 1994 года был награждён медалью «Защитнику свободной России», первыми награждёнными посмертно были трое молодых людей, которые погибли на Садовом кольце в дни августовского путча 1991 года.
В 2011 году журналист стал фигурантом семи исков. Истцами двух уголовных исков выступили бывший полицейский и музыкант Вадим Самойлов. Последнего журналист имел неосторожность едко раскритиковать за дружбу с чиновником Владиславом Сурковым. Была развёрнута широкая общественная кампания в поддержку Троицкого. В том же году статья за оскорбления была декриминализирована, а иски прекращены.
С 2014 года после того как выступил против политики Кремля по отношению к Украине, постоянно живёт с семьёй в Таллинне. Регулярно приезжает в РФ. Остаётся ведущим ряда премий в области независимого искусства. На facebook Артемия Троицкого подписаны 43 тысячи пользователей, на Twitter 148 тысяч.
У Троицкого три дочери и сын. Он автор 12 книг, которые выходили в СССР, России, Эстонии, Японии, Англии, Голландии, Италии, Германии, Финляндии и США.