Лена Катина: «Очень много стало тусовщиков в шоу-бизнесе»
Новый проспект
Новый ДК

Лена Катина: «Очень много стало тусовщиков в шоу-бизнесе»

Прочитано: 2821
Лена Катина: «Очень много стало тусовщиков в шоу-бизнесе»

Ровно 20 лет назад началась история, пожалуй, самого экономически успешного музыкального проекта современной России. В декабре 1999 года была создана группа t.A.T.u., голосом которой изначально стала Лена Катина. «Новый Проспект» дотянулся до самой известной в мире русской поп-звезды и выяснил, кто финансирует ее проекты и как изменился шоу-бизнес за последние 15 лет.
В 1999 году первый трек «Югославия» был записан Леной Катиной сольно. Клипы на ведущих мировых телеканалах, миллионные тиражи, топы в чартах, стадионные концерты всего через год обрушились уже на дуэт Лены Катиной и Юли Волковой. Записав три альбома на русском и три на английском языках, t.A.T.u. распались на сольные проекты. Сегодня Лена Катина не видит путей к воссоединению дуэта и предпочитает говорить о своем личном проекте — Lena Katina. Певица выпустила несколько альбомов на английском и испанском, прежде чем в 2019 году вернуться с полностью русскоязычной пластинкой «Моно».

Лена, ближайший ваш концерт в Петербурге пройдет сразу после Нового года — 3 января. На афишах непременно приписывают ex-t.A.T.u. Тебя это не расстраивает? Твои спутники советовали вообще не говорить с тобой про «Тату». Но как быть с 20-летием проекта?

— Я бы предпочла избавиться от приставки «экс-». В «Тату» только один состав — это я и Юля (Юля Волкова, бессменная участница дуэта, выпустила пять синглов и ни одного сольного альбома. — Прим.ред.). Мы незаменимы, как бывает в других группах, когда меняются исполнители. Мы всегда будем из «Тату», потому что пока люди слушают песни «Тату», «Тату» существует (смеется). (По данным сервиса онлайн-прослушивания музыки «Yandex.Музыка», «Тату» по-прежнему востребованный проект — ежемесячно их слушают не менее 150 тыс. пользователей, дуэт остается в топе отечественных поп-исполнителей. — Прим. ред.) Что касается нежелания обсуждать мою работу в «Тату», дело в том, что это длится уже 10 лет. Одни и те же вопросы, и ответы на них все те же. Надоело. Как быть с 20-летием? Радоваться, что спустя 20 лет наши песни все еще любимы, да и звучат они вполне современно!

20 лет — целая жизнь. Сейчас это как ощущается? Это «буквально вчера» или «позапрошлая жизнь»?

— И так, и так. Иногда кажется, что только вчера мы впервые увидели свой клип «Я сошла с ума» по телеку и прыгали до потолка от счастья! А уже прошло 20 лет! Какие-то моменты сложно восстановить в памяти, ведь столько лет прошло, было очень много событий, которые сменялись со скоростью света, причем весьма насыщенных событий!

Давай скорректируем стереотипный набор данных о тебе сегодня. Ты больше не живешь вне России?

— Нет, я в России. И я живу в Москве. Да и, собственно, я никогда и не собиралась жить в другой стране, так как я скучаю по своему дому, здесь моя семья и близкие, здесь моя душа (улыбается). Да, пару лет я жила в Лос-Анджелесе, так как на тот момент работала там. Но постоянно приезжала в Москву, так как скучала по дому.

В этом году у тебя вышла первая сольная русскоязычная пластинка «Моно». Почему ты вообще решила вернуться к русскому языку после примерно 10 лет «вне кириллицы» (Лена Катина выпустила три сольных альбома на английском языке и полтора десятка синглов на английском и испанском языках. — Прим. ред.)?

— Честно говоря, я и не уходила от русского языка. Просто, находясь в Штатах, невозможно писать на русском с англоязычными авторами! У меня в планах всегда были русскоязычные песни, мы даже перевели некоторые из них на русский, но это звучало отвратительно и коряво. С возвращением в Россию я начала плотно заниматься русскоязычным материалом, гастролировать. Конечно, публика здесь ждет материал на своем родном языке, это естественно, и итогом этого стал мой альбом «Моно». Я очень горжусь этим альбомом. Он получился эмоциональным, личным, разноплановым и качественным! К тому же сейчас я начала работу над англоязычным EP (Промежуточный формат между синглом и полноценным альбомом, обычно он включает в себя несколько оригинальных треков. — Прим. ред.), так как у меня много гастролей в Европе и странах Латинской Америки, хочу порадовать их чем-то новеньким. Я не считаю, что артист должен замыкаться на одном языке, артист должен экспериментировать и делать то, что ему близко.

Ты сама управляешь своим бизнесом и делаешь что считаешь нужным и когда считаешь нужным?

— У меня есть замечательная команда людей, которым я доверяю. Каждый занимается своим делом. Ведь есть вещи, в которых я прекрасно разбираюсь сама. А есть другие, в которых я не сильна. Поэтому предпочитаю слушать мнение профессионалов и доверять им во многих вопросах.

Что теряет артист, выбирая осознанную самостоятельность в шоу-бизнесе, и что приобретает? Стадионный сольный концерт сегодня мало кто может себе позволить в России.

— Конечно, поддержка лейбла в былые времена — необыкновенная сила (Сразу после дебютных треков в 2000 году группа «Тату» заключила контракт с самым влиятельным лейблом в мировой индустрии шоу-бизнеса — Universal Music Group, в США записи дуэта издавались «дочкой» компании — Interscope Records. — Прим. ред.). Но сейчас мне кажется, что вполне можно быть независимым артистом, при этом весьма успешным — игра давно поменялась благодаря интернету. Да, есть плюсы при работе с лейблом, безусловно, но не сравнимо с тем, что было раньше (С 2013 года новые песни Лены Катиной издает ее собственная Katina Music Inc. — Прим. ред.).

Расскажи экономику пластинки «Моно». Перед нами восемь треков. Это работа аранжировщиков, музыкантов, технарей, это сессии записи в студии. Сколько на это все ушло времени, сил, ресурсов? Какова себестоимость продукта?

— По сути, у нас ушло чуть больше года от момента поиска новых авторов и до релиза. Сил ушло много, причем многих людей. Мы делали все с душой, и я надеюсь, люди слушают мои песни с удовольствием, находя в них себя: где-то поддержку, где-то совет, а где-то просто знакомую эмоцию. Ведь каждая песня рассказывает реальную историю — и мне это важно. Я не буду говорить о себестоимости продукта, так как это закрытая информация, большая часть бюджета уходит на покупку демо, продакшн, студийную работу. Любой альбом — это работа большого количества людей, начиная от авторов и заканчивая дизайнерами.

Как ты продвигаешь результат своей работы в современной информационной реальности? Радиоротация давно мертва, накрутки и технические средства пробивания цифровых ограничителей явно не про проект Lena Katina. Мне кажется, или ты просто пишешь, публикуешь, концертируешь и не пытаешься никого склонять на свою сторону?

— Я просто делаю то, что мне нравится, я хочу видеть живой отклик, потому я не совсем понимаю людей, которые вкладывают миллионы в покупку топ-чартов и накрутку просмотров, это все не имеет никакого отношения к реальности. Некий мыльный пузырь. Мне кажется, интернет дает шанс многим исполнителям сейчас донести свою музыку и найти своего слушателя, в любом формате, это радует, так как ты можешь делать так, как хочешь и видишь ты.

«Моно» — это такой плотный pop-music. Я кайфанул. Хотя на песне «Макдональдс» я скорее пытался сдерживать улыбку. Всего восемь треков. Мало, но отлично ложится на LP-формат. А винила все нет. Почему?

— Спасибо! «Моно» — отличный альбом. Мне изначально понравилась идея выпустить его в формате всего восьми треков. Восемь — очень символичное число, знак бесконечности. К тому же я довольно активна в выпуске нового материала, после «Моно» у меня вышла новая песня «Никогда», в планах еще один интересный дуэт. Восемь треков «Моно» гармоничны и объединены одной эмоциональной темой, это абсолютно законченный продукт, очень целостный. Я не сторонник воткнуть абы каких песен в альбом, чтобы было больше материала. «Моно» состоит из сингловых треков, там нет проходных песен.

Тебя часто просят издать виниловую пластинку и вообще помнить про материю и коллекционеров, что ты думаешь об этом?

— Как раз по этой причине мы и приняли решение выпустить лимитированное издание «Моно» на CD. Каждый диск имеет порядковый номер от 1 до 300. Это специальный тираж, для коллекционеров (улыбается). У нас еще запланировано прикольное коллекционное издание cassette limited edition, например. Именно так мы представили визуально альбом на YouTube. Кстати, мой папа занимается винилом уже много лет, и он сам коллекционер, так что тема винила мне близка и знакома не понаслышке.

Как ты слушаешь музыку в спокойной домашней обстановке? Какие музыкальные носители коллекционируешь сама?

— Я ничего не коллекционирую. Вообще, обычно я слушаю тишину (улыбается). Для меня это большая редкость, когда вокруг нет других звуков. Так что я использую любую возможность побыть в тишине — мне это необходимо как воздух. Но когда занимаюсь спортом, включаю себе что-нибудь любимое просто с компа или телефона. Это удобно!

Кто исполняет «брутальный мужской бэк» в заглавном треке «Моно»?

— Это мой вокал в обработке! На альбоме я прописывала все голоса, в том числе и нижнюю октаву (смеется). Я не использую чужие бэки. Я пою сама все сессии — так, как могу.

Насколько глубоко ты погружаешься в студийную работу после записи своих партий? Ты можешь сама решить, какие будут инструментальные или иные эффекты и где нужно расставить акценты?

— Да, я полностью вовлечена в процесс! Вообще, запись песен, студийная работа — это мой любимый процесс! Я просто кайфую от него! А потом надо еще отобрать вокал, эффекты, подкрутить аранжировку при необходимости. Я очень все это люблю, весь процесс создания!

Можно ли сказать, что зарабатывать тиражированием музыки сегодня почти невозможно? Единственный способ заработка — концерты? Человек, далекий от мира шоу-бизнеса, а это подавляющее большинство людей, в самом деле не понимает, как выглядит труд и его оплата у человека на сцене, который сам пишет, поет и ведет свой бизнес. 

— Да, к сожалению, сейчас уже невозможно прожить на средства, вырученные от продажи музыки, в отличие от каких-то 10-15 лет назад, когда это были огромные деньги. Большие деньги были в основном за границей. Там не было пиратства, как в России. Так что сегодня остаются концерты, да. Ну и, конечно, если ты независимый артист, то практически все, что зарабатывается, вкладывается в дальнейшее развитие проекта. Но кстати и сейчас артисты неплохо зарабатывают со стриминга. Так что я не жалуюсь. Свой проект я финансирую сама из прибыли. У меня нет спонсоров.

У официального сайта «Тату» был магазин с мерчем. У меня есть оттуда сборник The best с вашими автографами. На сайте Lena Katina магазина нет. Почему?

— Обязательно сделаем. Для начала надо придумать побольше мерча (смеется)!

Вообще мерч как «спутник концерта» и «радость фаната» сегодня рабочий инструмент для заработка?

— Это может быть инструментом. Но на практике в России это всегда была больше имиджевая история для артиста. У нас как-то не привыкли к этому, и зачастую бывает сложно договориться с организаторами, чтобы добавить еще и мерч. Думаю, что со временем мы тоже к этому придем.

Depeche Mode еще 30 лет назад зарабатывали на мерче на концертах в США столько же, сколько на билетах. Где люди активнее в этом смысле?

— О, да! Особенно активны в Латинской Америке! Я только что вернулась из мини-тура по Чили и Бразилии. Там люди просто обожают мерч! И вообще очень активны (смеется).

Интересно, что есть в западном шоу-бизнесе из принципов и правил, чего не хватает русским коллегам?

— Сложно сказать. Искренняя радость за других? Взаимовыручка? Уважительное отношение вообще ко всем, не только к другим артистам? Профессионализм? Пунктуальность? Работоспособность? Наверное, этого у нас здесь и не хватает. И, наверное, благодаря тому что там в бизнесе крутятся намного большие деньги, там много специалистов с хорошим образованием. У нас же очень много людей-тусовщиков в шоу-бизнесе… И дела они ведут соответственно.

Поговорим о твоей работе на латиноамериканскую аудиторию. С чего началось это максимально доверительное сотрудничество с теми, для кого ты поешь на испанском?

— Началось, конечно, с бешеной популярности «Тату» в странах Латинской Америки. Когда я начала работать сольно, меня стали приглашать туда на концерты. Прием там всегда более чем теплый! Эти поклонники просто удивительные! Они учат все слова на всех трех языках — русском, английском и испанском! И, наверное, это самая эмоциональная публика, перед которой мне доводилось выступать! Это, я думаю, их национальная особенность — горячие латиносы (смеется).

Первый и последний официальный фильм-концерт «Тату» был записан в Санкт-Петербурге. Я был на том концерте. Продолжит ли Лена Катина эту традицию и когда?

— Я уже выпускала DVD live сольного концерта в Италии, так что традиция уже продолжилась.

Как часто тебе приходится решать вопросы, связанные с охраной интеллектуальной собственности?

— Ни разу еще не приходилось, если честно.

Что думаешь о цензурировании интернета под предлогом борьбы с пиратством и законностью?

— Тоже не сталкивалась. Но, на мой взгляд, везде и во всем есть своя грань, которую нужно уметь сохранять, чтобы не разрушить.

У тебя не возникает соблазна писать песни на злобу дня? От Лены Катиной можно скорее ждать трека про защиту природы или трека в защиту политических заключенных?

— Песни можно трактовать по-разному. Я не люблю вмешиваться в политические вопросы. Но я не могу не реагировать на актуальные, острые социальные темы в обществе, в котором я живу. Например, я была шокирована историей про буллинг в школе, которая была год назад. Я прочла пост мамы ребенка из города Барнаула, конечно, я не смогла не отреагировать. Я понимаю, что я публичный человек. И да, я могу привлечь к некоторым вопросам внимание СМИ, что, собственно, я и постаралась сделать. Я тогда записала видеообращение и рассказала об этой ситуации, в первую очередь чтобы привлечь внимание к истории, а также чтобы поддержать мальчика, который стал жертвой буллинга в школе. Такие истории — это всегда страшно, дети часто не понимают, что они жестоки, я сама мама и могу себе представить, какой это стресс для родителей. И я надеюсь, что мои слова были услышаны, прежде всего пострадавшим мальчиком и его мамой.

Что должно случиться, чтобы ты спела для тех, кто требует политических перемен в России? В свое время ты выступала на квир-фестивале в Петербурге, а еще раньше в «Тату» вы гениально выступили против войны в Ираке, выходя на каждое вечернее шоу в США в футболках «Х.. войне».

— Есть политика, а есть люди. То, что вы перечисляете, — это прежде всего про людей, а не про политические игры и оппозиционные настроения.

Справка «Нового проспекта»:

Елена Катина, 35 лет, дочь создателя и автора песен группы «Дюна» Сергея Катина. С раннего детства занималась спортом и музыкой. Училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Была участницей знаменитого московского музыкального детского коллектива «Непоседы», где и познакомилась с Юлией Волковой. В декабре 1999 года первой попала в проект «Тату» по итогам кастинга. Общероссийская, а потом и мировая известность пришла к певице в декабре 2000 года после выхода сингла «Я сошла с ума». В 2001 году окончила школу и поступила в Московский гуманитарно-экономический институт на факультет психологии, который заочно окончила в 2007 году. В 2009 году дуэт «Тату» был закрыт. После этого Катина и Волкова неоднократно воссоединялись ради концертов и участия в церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Несколько лет назад Лена Катина категорически отказалась от продолжения сотрудничества с Волковой. Воспитывает сына, который был рожден в браке со словенским рок-музыкантом. Катина не скрывает своей религиозности и регулярно ходит в церковь. Согласно официальному сайту певицы, ее фан-клубы существуют в 30 странах на всех континентах Земли кроме Антарктиды.


шоу-бизнес концерт музыка юбилей
Другие статьи автора Читайте также по теме
Полу Маккартни вернули бас-гитару, которая была похищена у него 51 год назад. Инструмент нашли на чердаке жилого дома в Англии.
16.02.2024
Сегодня, 13 ноября 2023 года, вышел первый большой альбом Саши Цоя «Основан на реальных событиях». «Новый проспект» рад представить эту работу музыканта, который хранит наследие отца, работает с музыкантами «Кино» над большими концертами, новыми версиями классических песен группы, и при этом идет своей дорогой.
Борис Гребенщиков (включен в реестр иностранных агентов Минюста РФ) только что почти незаметно опубликовал альбом Heal The Sky. Музыкант собрал под одной обложкой 25 композиций самых разных иностранных творцов, среди которых немало настоящих легенд. На пластинке почти нет русской речи, но смысл сыгранного и спетого укладывается всего в три слова — «мы хотим мира», рассказал БГ в интервью «Новому проспекту».

МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Зарубежный турпоток в Петербург вырос почти на 70%
18.04.2024
Большой порт Санкт-Петербург почти восстановил грузооборот
18.04.2024
Социологи выяснили, сколько россиян абсолютно счастливы и почему
18.04.2024
Петербургский авторынок показал за год существенный рост
18.04.2024
Глава Мурманской области, пострадавший от ножа, вернулся на работу
18.04.2024
В Петербурге конструктора гиперзвуковых ракет отправили в колонию за госизмену
18.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки