Наталья Ашимбаева: «Музей Достоевского должен соответствовать масштабу его творчества»

В этом году Россия празднует 200-летний юбилей со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. К юбилею фонд «Петербург Достоевского» собирался построить новое здание для музея писателя в Северное столице. Об этом проекте и о том, почему он важен для города, рассказала «Новому проспекту» директор музея Достоевского Наталья Ашимбаева.
Наталья Туймебаевна, в какой стадии сейчас находится проект нового здания для музея?

— После длительного затишья интерес к проекту снова возрос, а вместе с тем и надежда, что он будет реализован. Этому немало способствует юбилей Достоевского, который состоится в этом году и к которому идет активная подготовка на различных уровнях.

Музей Достоевского существует уже 50 лет и по праву заслужил свое вполне почетное место среди петербургских музеев, получил известность в России и за рубежом. В музее с каждым годом растет количество посетителей, постоянно проходят различные выставки, создаются новые экспозиции. Действующий музей уже давно перерос те площади, которые он занимает. Сейчас мы напряженно работаем над подготовкой событий, связанных с 200-летием со дня рождения Достоевского. Конечно, была надежда, что к этой дате музей получит новые площади и вместе с тем откроются новые возможности для его развития. Пока вопрос остается нерешенным.

Какие возможности даст новый проект?

— Новое здание даст мощный импульс к развитию. У музея очень мало выставочных площадей, не хватает площадей для фондов, ограничена возможность доступа маломобильным группам посетителей, недостаточно места для проведения различных мероприятий и т.д. В музее маленькая входная зона, и когда несколько групп приходят на экскурсии, то людям некомфортно, тесно, душно. Появление нового здания позволит решить эти проблемы. 

Сейчас музей располагает площадью в 1,4 тыс. м2. На первых этапах существования казалось, что это очень значительный объем, но по мере развития музея довольно быстро стало понятно, что этого недостаточно. Более того, по черной лестнице мы соседствуем с жилыми квартирами. Это печальный момент, который не добавляет удобства ни жителям, ни нам, ни посетителям. Не в том дело, что мешают эти соседи, а в том, что музей должен представлять собой изолированную от жилых помещений структуру, в том числе по соображениям безопасности. Это отдельная большая проблема, с которой музей живет практически все 50 лет своего существования. В 1987 году Ленгорисполкомом было принято решение о расселении квартир по черной лестнице, и к началу 1990-х годов на его основании были расселены три квартиры. Но затем процесс остановился, остались еще три квартиры. Дальнейшее расселение силами города оказалось задачей очень сложной, а может быть, просто невозможной. В 2018 году одну из оставшихся квартир выкупил фонд «Петербург Достоевского», но она не может быть передана музею, так как не переведена в статус нежилого помещения. По существующим правилам, усложнившимся в последние годы, перевести ее можно будет только тогда, когда две оставшиеся квартиры тоже будут расселены. Очень жаль!

1.jpg

Активность музеев, не только наша, сильно выросла за последние годы. Музеи стали работать по-другому: взаимодействовать с посетителями, предлагать новые формы, такие как, например, интерактивные выставки, спектакли, программы для детей, квесты, презентации. У нас бывает, что в зале идет концерт или спектакль, а в это же время проходят занятия с детьми. Естественно, когда есть специальное благоустроенное место, где можно проводить такие занятия, — это же нормально! Во многих музеях эти возможности есть. Мы всё время должны приспосабливаться: кто где проводит мероприятие, куда перенести стулья, как задействовать экспозиционные площади, что не слишком правильно. Кроме того, увеличились наши фонды, разрастаются связи с другими российскими и зарубежными музеями. При этом нет возможности провести две-три выставки одновременно, так как имеется только один выставочный зал площадью 65 м2. Всё это говорит о том, что необходимость в расширении музея назрела. Мы надеемся на увеличение выставочных, экспозиционных и фондовых площадей. Это всё важные вещи, которые являются частью жизни любого музея. 

Многие современные музейные здания имеют достаточно просторную и комфортную для посетителей входную зону, располагают площадями для реализации общественно-культурной деятельности, имеют сувенирный магазин. Достоевский — это одно из самых важных явлений в российской культуре, он оставил нам огромное наследие, его творчество отразилось во многих видах искусства ХХ–ХХI веков. Думается, что для города важно, чтобы Музей Достоевского был достоин масштаба творчества великого писателя.

Почему нельзя реконструировать действующие площади для расширения музея?

— Прежде всего потому, что конструктив здания этого не позволяет. Невозможно изменить существующую входную зону, невозможно расширить лестницу, чтобы устроить доступ маломобильных групп посетителей. Надо учесть, что мы находимся не в специально для музея построенном современном здании, а в старом петербургском жилом доме, который приспосабливался к нуждам музея. 

Согласны ли жильцы на расселение?

— Да, они этого ждут. 

3.jpg

Получается, что есть музей, который нуждается в развитии, есть фонд, который готов расширить музей, есть жители, которые согласны на переезд. А какова позиция городских властей?

— Одним из главных спорных пунктов при обсуждении проекта нового здания был вопрос о его юридическом статусе, о том, кто будет собственником здания. Городские власти считали наиболее надежной и приемлемой ситуацию, когда построенное здание будет подарено городу для размещения в нем музея. В настоящее время фонд заявил о своем решении построить здание и передать его в собственность городу. Этот факт существенно приближает возможность реализации проекта.

Когда можно будет сказать, что завтра начнется стройка?

— Этот вопрос надо задавать уже не мне. 

Как относятся к проекту строительства нового здания ваши коллеги по музейному сообществу?

— Как в музейном, так и в архитектурном сообществе к проекту относятся положительно. Я не слышала ни одного негативного отзыва от профессионалов-музейщиков, которые отлично понимают значение свободных пространств для жизнедеятельности музея.

Когда проект был презентован, он вызвал довольно бурную реакцию у ряда градозащитников, в том числе в связи с его визуальным решением и необходимостью ликвидировать зеленые насаждения.

— Не бывает развития, чтобы ничего не поменялось и все были бы довольны. Надо взвешивать: на чаши весов положить проект нового музея и вот эти несколько кустов сирени. Я тоже люблю зелень, но вы сами видите: этот двор невозможно назвать сквером, это просто проходной дворик, который находится в запущенном состоянии. Фонд «Петербург Достоевского» неоднократно предлагал выполнить дополнительное компенсирующее озеленение в какой-либо близлежащей зоне данного микрорайона.

Более того, когда проект будет реализован и закроется зияние между домами №5 и №9, внутренний двор будет благоустроен. И, кстати, снова появится дом №7, который был снесен в 1970-е годы. На внутренней, обращенной во двор стене здания предполагается выполнить вертикальное озеленение, это, безусловно, украсит двор.

4.jpg

Но звучали также претензии к современному облику среди исторической застройки.

— Полемика о внешнем виде здания исходит из консерватизма, страха перемен. Архитектурная мастерская Евгения Герасимова предложила вариант здания, который показался кому-то слишком модернистским, хотя на самом деле по проекту оно не выделяется на фоне соседнего дома и на фоне нашего музея, не превышает эти здания по этажности. Новое здание задумано как общественный культурный центр ХХI века, и оно не может просто быть копией старого доходного дома, к тому же многократно перестраивавшегося. Музей XXI века должен иметь современные архитектурные особенности, которые соответствуют его назначению. И в этом смысле я согласна с архитектором, тем более что он предлагал и другие варианты решения фасада, где могут быть сохранены намеки-воспоминания о том старом доме, который когда-то стоял там, где планируется новое здание, не повторяя его буквально. 

У кого-то возникают также опасения, что здесь кроется какой-то обман, что будет построено что-то совсем другое, а вовсе не музей. Но достаточно познакомиться с проектом, чтобы понять: всё направлено на то, чтобы создать именно музейное пространство. 

Градозащитники снова выступают против проекта, говорят о необходимости искать альтернативные проекты. Кто-то предлагает такие альтернативы? 

— К сожалению, оппоненты проекта продолжают критиковать его и стремятся противодействовать его реализации. Предложения о поиске альтернативных проектов представляют собой риторику. Те, кто это предлагает, ничем не располагают, чтобы что-то предложить. Слова «пусть музей возьмет какое-нибудь здание где-то там» не несут никакого реального содержания. Какое здание? Где? Кто нам его даст? Что оно будет собой представлять? Мы видим, сколько встречается сложностей по предоставлению здания Музею истории городской скульптуры для нового хранилища экспонатов. Действующий Музей Достоевского — это мемориальная квартира писателя, сердце всей нашей работы, экспозиция, фонды, техническая служба — всё это существует как единый организм, который функционирует в постоянном взаимодействии. Новое здание не разрушит эту систему, а даст ей возможность развиваться. 

birdfly_2_small.jpg

До того, как был создан фонд «Петербург Достоевского», кто-то предлагал вам возможность такого расширения музейного пространства? 

— Как я уже сказала, в 1987 году Ленгорисполком принял решение о расселении квартир. Этот процесс пошел, но очень медленно, и затем в начале 1990-х годов остановился. Неожиданный радикальный план появился в результате нашего знакомства и общения с Евгением Герасимовым, которое произошло благодаря замечательному художнику Борису Костыгову, чей альбом графических листов, посвященных роману «Идиот», издал Евгений Львович и привез к нам в музей. В процессе общения появилась идея нового здания, которая сильно увлекла и Евгения Герасимова, и, конечно же, нас, сотрудников музея. Но тогда всё больше было похоже на мечты, даже представить было сложно, как это можно реализовать. Но по мере того, как мастерская Евгения Герасимова создавала проект, мы верили в него всё больше, он начал казаться реальным. А когда был создан фонд «Петербург Достоевского», появились и реальные предложения к осуществлению проекта, обсуждение которого идет и по сей день.

Какие у вас планы на ближайшее будущее?

— Идей очень много. Например, мы бы хотели создать последовательно несколько экспозиций на темы «Достоевский и Франция», «Достоевский и Германия», «Достоевский и Япония» и так далее. В музее накапливаются разные материалы, нам дарят собрания сочинений Достоевского на английском, японском, немецком, корейском и других языках, накапливается иллюстративный материал и многое другое. Отражения творчества Достоевского в разных культурах — это большая тема. За границей живет огромное количество почитателей его творчества. Существует Международное общество Достоевского, и в разных странах есть национальные общества, являющиеся его частью. Экспозиции и выставки, посвященные восприятию Достоевского в разных странах и культурах, можно сопровождать встречами с учеными, актерами, писателями. Это будет вызывать большой интерес у молодежи, способствовать развитию культурных связей Петербурга. Для реализации таких планов нужны новые современные пространства.

day_small.jpg

А как у вас идет подготовка к юбилею Достоевского?

— С 2019 года мы начали готовить к юбилею самый наш большой проект. Это новая литературная экспозиция, с которой мы сейчас усиленно работаем. Готовятся уличный спектакль и экскурсионная программа к общегородскому празднику День Достоевского, который пройдет в первую субботу июля. Совместно с музеями Санкт-Петербурга идет работа над подготовкой юбилейной выставки, которая откроется Инженерном замке, филиале Русского музея. 

В этом году мы отмечаем 50-летие со дня открытия Музея Достоевского в Ленинграде-Петербурге. К этой тоже важной, знаковой дате готовится выставка, посвященная юбилею музея. Конечно, состоится традиционная научная конференция «Достоевский и мировая культура», которая проходит в музее с 1975 года и получила признание среди российских и зарубежных ученых. Идет работа над научным сборником, куда войдут лучшие публикации прошлых лет и материалы конференции. Планов очень много, надеюсь, всё получится реализовать.

Сколько вы уже работаете в музее? Довольны ли тем, что удалось сделать, несмотря на все сложности?

— После окончания университета вместе с нашим первым директором Борисом Варфоломеевичем Федоренко, со своими коллегами, которые стали моими друзьями на всю жизнь, мы создавали этот музей. Автором проекта был архитектор Георгий Владимирович Пионтек, художником первой литературной экспозиции — Татьяна Николаевна Воронихина. В этой работе у меня был перерыв, но я вернулась в музей в качестве директора и руковожу им вот уже более 25 лет.

Сделано за годы существования музея очень много. Это заслуга всех, кто в нем работал. Невозможно перечислить все выставки, проекты, рассказать обо всех приобретениях нашей коллекции. Конечно, это вызывает сознание того, что эти годы прошли плодотворно. Но остановиться на этом нельзя, нужно искать новые пути, привлекать к творчеству Достоевского, к музею новых посетителей и обязательно молодежь.

О чем вы мечтаете?

— Я хочу, чтобы музей развивался. У нас талантливый молодой коллектив, который мог бы многое сделать, за ним будущее этого музея. И я надеюсь, что такое будущее у музея есть. 

evening_small.jpg

Справка «Нового проспекта»:

Наталья Ашимбаева

— кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры, директор Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского 

Окончила филологический факультет Ленинградского университета по специальности «Русский язык и литература». 

В 1969–1977 — научный сотрудник Музея Достоевского. Участвовала в его создании, автор одного из разделов первой экспозиции. 

С 1977 по 1994 работала ученым секретарем академической комиссии по изучению художественного творчества, научным сотрудником Музея-квартиры Александра Блока (филиал Музея истории Петербурга-Ленинграда), преподавателем на кафедре литературы в Санкт-Петербургской академии культуры (вела курсы лекций по истории русской литературы).

С мая 1994 — директор Литературно-мемориального музея Достоевского.

Область научных интересов — русская литература ХIХ — начала ХХ века, творчество Ф.М. Достоевского. Имеет публикации о творчестве Достоевского в различных сборниках («Достоевский и мировая культура», Достоевский: материалы и исследования» и др.), Составитель и автор вступительных статьей и примечаний: «Властитель дум: Достоевский в русской критике конца ХIХ — начала ХХ века», СПб., 1997. Н. Ашимбаева, В. Бирон. «Музей Достоевского в Санкт-Петербурге», СПб., 1999. Несколько изданий на русском и английском языках.

Имеет публикации в сборниках и периодике по проблемам музейного дела. Участвовала в различных российских и международных симпозиумах и конференциях, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского, а также в конференциях и семинарах, посвященных музейному делу.

Проект нового здания для Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского разработан архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Его реализацией и финансированием занимается фонд «Петербург Достоевского» — некоммерческий проект, соучредителями которого являются руководитель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» и меценат Андрей Якунин. В попечительский совет Фонда вошли архитектор Сергей Чобан, писатель Александр Цыпкин, историк Лев Лурье.

Проект предполагает реконструкцию существующего здания и строительство нового общественно-культурного центра на соседнем, свободном от застройки, участке. В новом здании разместятся многофункциональные лекционный и зрительный залы, выставочное пространство, кафе и музейный магазин. Его общая площадь составит 1,6 тыс. м2. На эксплуатируемой кровле появится открытая терраса, где можно будет проводить литературные вечера и кинопоказы. Два каменных здания (историческое, где располагается мемориальный музей-квартира, и новое) будут объединены с помощью открытого пространства фойе, решённого в современной стилистике.

По замыслу архитекторов, весь облик нового здания Музея Достоевского отсылает к многоплановой, напряженной атмосфере лучших произведений писателя и парадоксальному внутреннему миру его героев. В основу архитектурной концепции заложено противопоставление различных элементов современной и исторической архитектуры, контраст парадной улицы и дворов-колодцев, смена солнечного света фойе и сумрака театрального зала.

Проект получил широкое признание в профессиональном сообществе.

  •  Золотой знак международного фестиваля «Зодчество». Архитектурные произведения 2017–2019 годов. Проекты. Номинация — «Объект социального и культурного назначения».
  •  Диплом международного фестиваля «Зодчество». Короткометражный фильм «Концепция расширения Музея Достоевского».
  • Золотой диплом Доменико Трезини. Номинация «За лучший российский архитектурный проект музея».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня