«Магия — очень сложный предмет: вот она есть — и вот её нет». Олег Гитаркин про свой рок-н-ролл
Новый проспект
Новый ДК

«Магия — очень сложный предмет: вот она есть — и вот её нет». Олег Гитаркин про свой рок-н-ролл

Прочитано: 5002
«Магия — очень сложный предмет: вот она есть — и вот её нет». Олег Гитаркин про свой рок-н-ролл
«Лучшая девушка в СССР», «О, спасибо, данке шён» — эти и другие цитаты из старинных фильмов, переплетённые с весёлой электроникой, на рубеже веков подарили миру столь редкое музыкальное событие из России — группу «Нож для фрау Мюллер». Сегодня бессменный лидер коллектива Олег Гитаркин совсем забросил электронику и полностью погрузился в живую гитарную музыку середины XX века с группой Messer Chups. «Новый проспект» продолжает диалоги о цене независимости для людей творческих профессий в рубрике «Новый ДК». На этот раз — про путешествие из рока к электронике и обратно в рок-н-ролл, но глубже к истокам.

Олег, в 2021 году Messer Chups уже 23 года. Жизнь этого вашего коллектива музыкально делится как минимум на два этапа. До Hyena Safary (2007), где ещё есть электроника, и после. Когда вы пришли к чистому от компьютеров и синтезаторов звуку? Не тянет к клавишам?

Гитаркин 1 гиена.jpg
— Я очень долго возвращался к живой группе с живым барабаном, басом и гитарой... И очень рад, что у меня получилось (улыбается). Но мы тем не менее иногда используем орган. Иногда мы даже записывали церковный орган в Питере на студии «Мелодии», так как они соседствуют с лютеранским храмом с органом. И мы протянули туда микрофон. Я договорился с органисткой, она сыграла партии, которые мы планировали. Было ещё пару раз в Испании и Америке, нам подыгрывали местные звукоинженеры... Ребята, у которых мы записывались. Но это бывает редко, и ни разу не было живьём на концерте... Теперь ещё появился интерес к саксофонам... Сначала баритон, но потом и альт! Решили, что тоже уже можно (смеётся). Чуть не забыл про опыт с терменвоксом! Мы играли с легендарной Лидией Кавиной, внучатой племянницей Льва Термена (изобретатель терменвокса. — Прим. «НП»), и даже давали вместе с ней концерты.

Как выглядит сегодня необходимый минимум для рок-шоу Messer Chups?

— Я играю на гармошке (смеётся). Шучу. Я играю на гитаре, Светлана Зомбирелла — на басу, Женя Ломакин — на барабанах. Иногда с нами играют разные саксофонисты. В России это Игорь Ковчегов из группы «Ля-Миноръ».

Я счастливчик! У меня есть сборник Messer Chups, которого нет ни у кого. Вы его записали для радио, когда мы однажды лет 15 назад хулиганили на уже несуществующей радиостанции. Кое-что из этих треков потом входило в альбомы. Всё из этого набора уже издано? Вы из тех, кто рано или поздно издаёт всё, что записывает, или есть записи только «для себя»?

Гитаркин 2 диск.jpg

— Да, всё практически издано. Я даже сделал сборник «Потеряные треки» — Lost Tracks. Этот альбом можно купить на нашей BandCamp-странице.

Гитаркин 3 потерянные треки.jpg

Ваш самый известный в народе проект — «Нож для фрау Мюллер». Он мёртв или заморожен?

— Проект и мёртв, и заморожен (улыбается). Но недавно я выпустил на виниле старый альбом Danger Retrobolik, который уже записывал один (в начале нулевых успех пришёл к «НДФМ», когда проект был дуэтом Олега Гитаркина и Олега Кострова. — Прим. «НП»). Он вышел на новом русском виниловом лейбле «Клюква» https://klukvarock.ru/. Но если понадобится, мы оживим этого Фрауштейна (улыбается).

Гитаркин 4 пласты.jpg

То есть достаточно запроса человека с чемоданчиком денег, и «Нож для фрау Мюллер» снова ворвётся в FM-диапазон?

— Не думаю. Я просто не зарекаюсь. Всё может произойти, но пока желания такого нет.

Гитаркин 5 бест.jpg

До «Ножей» у вас была группа «Буква О». Фанаты сетуют, что её обширные архивы не изданы до сих пор. Опубликуете?

— Нет, не опубликуем. У меня нет записей в приемлемом качестве… Да и интереснее что-то новое записывать!

Вас удивляет мода современных «вчерашних подростков» на музыку, которой 30–40 лет?

— Нет, не удивляет. Это же просто музыка, а не продукты питания, которые протухли. С музыкой всё иначе. И я рад, что люди однажды научились ее записывать, и мы сегодня имеем большой опыт многих поколений.

Стилистически звукоизвлечение уже нас навряд ли удивит? Новая музыка почти всегда состоит из того, что уже было.

— Примерно так... Но я не слежу особо за современной музыкой.


А что из современного было интересно лично вам в последний раз?

— Из российского ничего не интересно. Но я не слежу, могу и не знать чего-то. Есть пара хороших рок-н-рольных групп, но это друзья, знакомые... Из иностранного мне много нравится. Есть хорошие surf-группы и рокабилли-группы. Их на самом деле много, лень перечислять названия... Мы много с кем играли вместе на разных фестивалях: Deadbolt, Los Straitjacket, The Space Cossacks, The Fathoms и ещё куча разных артистов.

Как вы познакомились с Брайаном Ино (британский композитор, который в том числе известен своей поддержкой советских и российских музыкантов. — Прим. «НП»)? Как бы вы оценили его вклад в успех вашего дуэта с Костровым?

— Лично я никогда даже не видел Ино! Но мы писали наши первые треки с Олегом Костровым дома у Миши Малина (петербургский композитор, участник группы «Внезапный сыч». — Прим. «НП»). Малину весь аппарат и купил Брайан. Миша записывал других. Они дружили с Ино. Благодаря Ино, конечно, и состоялся наш проект в 90-х. Позже он давал нам деньги для покупки компьютера...

То есть те самые golden hits «НДФМ», которые знает каждый, кто слушал радио 20 лет назад, вышли из компьютера, проспонсированного создателем эмбиента?


— Да, наверно. Но я никогда не придавал этому значения... Я не очень люблю творчество Ино.

Почему сегодня в пространстве классических массмедиа невозможно появление столь же неожиданной и одновременно популярной музыки, как известные синглы «НДФМ» на рубеже веков?

— Потому! Я много экспериментировал с чёрной и коричневой магией (смеётся), и всё не так просто. Новое поколение — оно другое и многого не понимает. Есть, наверное, много популярных артистов и сейчас, но, как правило, вся их популярность заканчивается в одной стране. Есть исключения, но их мало... Качественной музыки в России вообще меньше, если сравнивать с Европой или Америкой. Наша группа вот удивляет так же музыкантов в Америке, в Европе. Многие там не могут понять наш скромный успех (улыбается).

Гитаркин 6.jpg

Очевидно, что значительная часть секрета — ваша потрясающая басистка! Я помню, как она появилась и буквально училась играть на басу на концертах, и спустя полтора десятка лет она матёрый профи. Когда несколько лет назад Светлана ушла из группы, это была трагедия для меня и моих друзей, с кем мы иногда заглядываем к вам на концерты. Как вы нашли друг друга?

— Светлана давно вернулась в группу. А нашли мы друг друга просто: познакомились. И Светлана была просто моей девушкой, пока я не придумал сделать из неё бас-гитаристку... Всё очень просто.

Светлана.jpg

Почему хорошие клубы живут так недолго?

— Да и люди живут тоже не так и долго. Особенно хорошие... Про клубы не следил особо и не думал об этом. Мы слишком много гастролировали в последние годы и видели кучу клубов. И мне неинтересно, сколько они живут (улыбается). На мой век их хватит точно!


Я про музыкальные клубы в Петербурге. Все, откуда вышла рок-музыка в 90-е, мертвы…

— Ну и что, что мертвы? Что плохого в смерти клубов? Мне нравится анекдот про оптимиста, который зашёл на кладбище и радостно восклицает: «Ого! Сколько здесь плюсов!» (Смеётся.)

Гитаркин 7 кладбище.jpg

А что интересно Олегу Гитаркину сегодня кроме гастролей, студийной работы и издательства?

— Мне нравится снимать малобюджетные видеоклипы и просто ничего не делать. Последним я увлёкся не на шутку!


А какие клубы Питера были хорошими, на ваш взгляд, и почему?

— TaMtAm, Mod, «Грибоедов»... Ну, это старинные клубы. Я там часто бывал и бываю... Хорошие они, потому что других нет (улыбается).

Почему клуб TaMtAm стал культовым спустя столько лет после смерти, и сегодня издать группу из TaMtAm — это круто?

— Ну, люди всегда культивируют то, чего или кого больше нет... Так устроен человек.

Гитаркин 8 зомбаки.jpg

Помните ваш самый дикий концерт там?

— Все наши концерты в TaMtAm были дикими! Но я запомнил особенно один, когда мы вышли в фойе после того, как отыграли, и увидели, что просто весь пол залит кровью! Не лужица, а просто озеро такое неглубокое из крови... Пока мы играли один панк порезал голову, разбив окно головой, и вот из его головы хлынул фонтан крови... И кто-то зачем-то полил его ведром воды! И всё это смешалось на полу и выглядело очень странно... Мы, помню, обрадовались. Типа вот какой хороший концерт получился (смеётся). Тогда мы были молодыми, и нам казалось, что магия повсюду, особенно когда мы играли концерты...


Разве сегодня магия не повсюду? Или с годами просто перестаёшь замечать?

— Магия — очень сложный предмет: вот она есть — и вот её нет.

Разве в нынешней рок-н-рольной жизни не случается запоминающегося? Я почему то отлично запомнил концерт в «Эрарте» несколько лет назад, когда Светлана к концу выступления очень эффектно глотала то ли бурбон, то ли виски из горла большой бутыли. И это было очень эффектно!

— У нас было слишком много концертов. И слишком много виски... Я всё и не упомню…

Гитаркин 9 Светлана.jpg

«Новый проспект» — бизнес-медиа. Всегда интересна цена независимости. Сколько концертов в год нужно сыграть, чтобы не думать про завтрашний день с точки зрения благополучия?

— Я даже и не знаю… Обычно доход музыканта — это ведь не только концерты. Это и продажа мерча: футболки, диски, пластинки. Продажи музыки в интернете и т.д. Раньше нам хватало по два тура в год, это примерно 50 концертов. Но у всех групп по-разному.

Два тура в год! Речь не про Россию ведь? Самый успешный концерт в России и в США насколько отличаются по гонорарам?

— Да, по России мы в туры не ездим. Только Питер и Москва. В год в России мы играли не больше десяти концертов. Сейчас не больше двух из-за пандемии... По гонорару сложно сравнивать. На фестивалях платят больше, чем просто клубный концерт... Запомнились совместные пять концертов в Германии с группой Stray Cats. Они пригласили нас играть у них на разогреве. Для нас это большое событие, так как они живые легенды, и нам повезло играть перед ними для тысячи людей.

У вас концерты 2020 года чем отличались от прежних?

— Сейчас у нас редко концерты. Сорвалось четыре тура... Вот и все отличия. Мы просто не можем поехать в туры по понятным причинам.


Онлайн-концерты почему не играли?

— Я не люблю онлайн-концерты, вот и не играем. 

Именно поэтому в 2020 году у Messer Chups такой мощный «производственный крен»? Вы издали шесть виниловых пластинок за год! Или больше…

— Я не считаю. Мы просто стали издавать EP, синглы и макси-синглы на виниле и переиздавать старые альбомы на виниле, поэтому кажется, что так много всего.

Гитаркин 10 пласты.jpg

Сегодня можно снова издать музыку на магнитной ленте: кассеты или бобины Real-to-Real. Не спрашивают на концертах такие форматы? Хотели бы издаться так?

— Какой-то человек ВКонтакте мне написал и предложил сделать кассеты. Вроде будут и кассеты альбома Don’t say cheese, который скоро выйдет на виниле.

Гитаркин 11 фб скрин.jpg
Фото: Facebook (принадлежит Meta Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена).com

Питерская Maschina Records раздобыла полную антологию квартета «Электрон» — советской сёрф-группы. Будут печатать. Это про вашу коллекцию винила?

— Да, мне нравится «Электрон». Хорошая была группа. Буду рад такому винилу!


Как изменилось отношение аудитории к вам за годы работы на сцене? Можно сказать, что в России выросли врубающиеся слушатели?

— В России из слушателей кто-то вырос, кто-то, наоборот, усох. Люди перестают с возрастом ходить на концерты. Молодёжь сложно заманить, но мы стараемся.

Чтобы заманить молодёжь, надо пастись в соцсетях и козырять просмотрами, а ещё лучше пафосно читать рэп или кривляться в формате «вечный инфантил». Всеобщий дешёвый мобильный интернет — зло?

— Интернет не зло. Люди бывают хуже зла... Мне смешно, когда, например, у Бузовой типа 2 000 000 000 000 000 000 подписчиков, а у настоящих звёзд из Голливуда 5000. Но это сразу выдаёт, где люди живые, а где фейки и мусор.

Не раздражает, что у нас успех музыкантов — это почти всегда истерика толпы? Сиюминутная истерика. Она проходит, и исполнитель никому уже не нужен.

— Я не слежу давно за тем, кто там популярнее, а кто нет. Я живу в своём коконе... И мы раньше так много ездили по всему миру, что то, что в России типа популярно и так далее, выглядит как-то странно… Никто в мире не знает толком русскую музыку, так как её не существует на международном рынке в таком объёме, как других музыкантов из других стран... Но я рад, что мы русская группа и исключение из правил. Есть ещё несколько артистов. И я даже как-то видел «топ самых известных русских артистов за рубежом». Нас, естественно, там даже не упоминали. И ещё смешно, что я не знал ни одного названия... Все эти топы, что в России люди придумывают сами про себя, странные.


Мне иногда кажется по географии гастролей Messer Chups, что это не петербургская группа, а банда из Калифорнии! Почему живая гитарная музыка 60-х до сих пор там норма, а не исключение?

— Потому что в Америке и Европе больше рок-н-ролла, больше клубов и самих музыкантов. Там чувствуется история музыки! У нас же всё было через жопу… Спасибо коммунистам. Они тормознули всё лет на 20... А может и на 30...

Так те же ребята до сих пор наверху, переоделись только. Законы пишут про традиционные ценности! Следите за актуальными новостями про взаимоотношения государства и простого человека? Вам это всё скорее смешно или страшно?

— Мне это противно.

Вас ещё «оскорбленные чувствами» верующие почему не взяли в оборот? Крестов, зомбаков и вампиров у вас хватит на миллионы обиженных!

— Да мы же не так известны на родине. И мы скромные, и у нас скорее чёрный юмор, чем ересь, хотя бредить я люблю... Но это доброкачественный бред!

Тут народ на полном серьёзе предъявляет претензии музыкантам за то, что на обложках у них не присутствует конкретный человек. Свежая история с Ланой Дель Рей, например. Упрекают, что на новой обложке у нее все люди одного цвета. Эту фигню c угрозами ради всевозможной толерантности вы как могли бы объяснить?

— Мы делаем обложки на свой вкус. А тема с толерантностью, конечно, неприятная... Мир слегка приподъехал (улыбается).

Гитаркин 12 вампир.jpg

В последние годы у вас вышла какая-то немыслимая дискография на винилах. Ни за что не поверю, что Олег Гитаркин печатается в России! Как вы это делаете?

— Мы работаем с тремя лейблами. Один европейский и два американских... У нас просто просят альбомы, и мы не всегда и не всё даём. Но со временем, думаю, издадим весь каталог. Если есть спрос, есть и предложения. Нам платят за это, и это весело!

Но слушатель в основном на Западе? Если сравнить продажи пластинок там и тут. 

— Да, наш слушатель на Западе. И сейчас я рад, что к нам есть большой интерес в Америке. И все продажи, да, на Западе. В России люди не так много покупают, как там.

Гитаркин 13 пласты.jpg

Отдельно интересно, что приносит BandCamp и другие цифровые площадки, как растут продажи там?

— Нормально растут... Горшочек, вари! (Улыбается.)

Если раньше лейбл имел смысл с точки зрения реальной поддержки групп через промотуры и ротацию, то какой в них смысл сегодня? Почему не тиражируете себя самостоятельно?

— Мы тиражируем себя самостоятельно тоже. CD, винилы мы делали для туров, но сейчас используем лейблы, так как нам лень самим отсылать винилы через почту и т.д. Но мы много чего делаем. Я не хочу раскрываться и рассказывать, как и что.

Киноопыт у Рашида Нугманова был для вас удачным? Я про странный фильм 2010 года «Игла.Ремикс» — переделку оригинальной «Иглы» с Виктором Цоем.

— Нам было весело, а это главное! И я писал музыку, и мне платили деньги, и компания была хорошая, и я всем доволен. Само видео с участием Светланы Зомбиреллы не супер снято, но это настолько смешно, что можно закрыть на многое глаза... Цой спасает Зомбиреллу из плена клетки! Это трэш, конечно, но мы сами трэш-ансамбль (улыбается).

Вы раньше как из пулемёта выдавали свои клипы, но теперь не так активно. Наигрались?

— У нас полно клипов, и новых тоже много. После каждого тура в Америке мы делали по клипу. Недавно вышел новый клип: наша версия на Duran Duran — Electric Zombierella (в оригинале у Саймона Ле Бона и Ко песня называется Electric Barbarella. — Прим. «НП»). У меня есть канал на YouTube. Там много наших клипов: и старых, и новых, и live с концертов. Пулемёт исправен.


Что вам дали эксперименты по изданию сольных записей вашей умопомрачительной басистки Светланы? Это то, что называется «по многочисленным просьбам», или скорее проверка реакции аудитории с вашей стороны?

— Это её личная инициатива. И у меня тоже есть параллельные проекты: Aloha Swamp, the Guitaraculas. Ну, это просто какие-то эксперименты... Так, для разнообразия...


Нынешняя чума будет воспета? Понятно, что очень многие треки из ваших пластинок ложатся идеально, и всё же.

— Не знаю пока... Непонятное время. И пока я не вижу конца чумы... Воспевать её не хочется... И так про неё слишком много разговоров. Нам нравятся более индивидуальные вещи.

Как вам удаётся оставаться вне общественной жизни, околополитических новостей? Не зовут? Помню, как вы участвовали в сборнике одной ныне запрещенной и весьма безбашенной организации покойного Эдуарда Лимонова.

— Мне неинтересна политика, и мы не собираемся ни в чем участвовать. С возрастом только усилился мой социопатический характер, и мне не хочется ни в чем светиться. Концерты играть — это другое. И нам не хватает наших туров по планете...

Что будете делать, если вся эта фигня с закрытыми границами станет постоянной?

— Будем просто писать музыку и продавать лейблам и через цифровые платформы, что мы и делаем последний год. Горшочек, вари!

А переехать туда, где вас любят и ждут, не думали?

— Думали, но ведь нет никакого «Рио-де-Жанейро»... Да и сейчас с этим сложно... Поживём-увидим. Вообще, мне и в Питере хорошо сейчас.

После 2020 года чёрный юмор всё так же хорош? Какая шутка / анекдот / реальная история порадовала лично вас в столь грустные времена?

— Ну, новости все одна хуже другой: что из России, что из Америки, что из Европы... Везде творится гадское... Не припомню того, что меня порадовало (после интервью стало известно о смерти музыканта одного из проектов Олега Гитаркина. — Прим. «НП»).

Чем отличаются музыканты, которые стремятся к комфорту и согласны на конформизм, от тех, кто принципиально «всегда буду против»?

— Не знаю… По вкусу, наверное, разные. Если их пожарить...

Гитаркин 14.jpg

Николай Нелюбин специально для «Нового проспекта»

Справка «Нового проспекта»:

Олег Гитаракула Гитаркин родился в 1970 году. Гитарист, композитор. Участник групп «Нож для фрау Мюллер», Messer Chups, Aloha Swamp, The Guitaracula. Ранние работы музыканта были ближе к хардкору, грайнд-кору, панк-року и сайкобили. 

В 1992 году «Нож для фрау Мюллер» совершает концертное турне по Германии. Тогда же записывается первый студийный альбом «Сеньоры Краковяки». Переломным моментом в истории группы является появление в составе Олега Кострова из группы «Фантом» и постепенный переход в сторону электронной музыки. 

В 1996 году выходит альбом «Сосульки-убийцы», который ближе к киберпанку. С 1997 года наступает эпоха ретро-драм-энд-бейс, когда выходит альбом «Нечеловек-видимка». Музыканты начинают активно использовать сэмплы певиц прошлого, таких как Марлен Дитрих, Zarah Leander и Клавдия Шульженко. 

Всеобщую известность музыканты приобретают с выходом в 1999 году альбома «Алло, супермен!» В 2000 году клип на песню «Лучшая девушка в СССР» появляется на MTV. Музыкально группа смещается к lounge и easy listening. В 2004 году творческие разногласия ставят крест на дуэте двух Олегов, и «НДФМ» прекращает публичные выступления. 

В 2006 году Гитаркин выпускает последний на данный момент диск группы Danger: Retrobolik. Музыкально пластинка была близка к сольному проекту музыканта «Ножик Chups», который существовал параллельно с «НДФМ» с 1998 года. 

С середины нулевых Messer Chups становится главным детищем Гитаркина. До появления живого барабанщика группа использовала электронные подкладки. Шоу группы всегда сопровождает видеоряд из нарезки ретро-фильмов ужасов и ранней фантастики. Всего в разных проектах Олег Гитаркин записал около 40 альбомов и сборников.

Николай Нелюбин рок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Помощница группы «Пикник» Екатерина Кушнер погибла во время теракта в «Крокус Сити Холле». Среди погибших ее опознал супруг.
24.03.2024
Короли Петербурга остаются королями. Группа «НОМ» уже 37 лет высмеивает идиотизм. «Новый проспект» пересмотрел работы последних двух лет вместе с лидером «НОМа» Андреем Кагадеевым.
Сегодня, 13 ноября 2023 года, вышел первый большой альбом Саши Цоя «Основан на реальных событиях». «Новый проспект» рад представить эту работу музыканта, который хранит наследие отца, работает с музыкантами «Кино» над большими концертами, новыми версиями классических песен группы, и при этом идет своей дорогой.

Молодые музыканты из Петербурга поборются за приз фестиваля Kustendorf CLASSIC в Сербии
13.06.2024
Банки Киргизии остановили работу с российскими платежными системами
13.06.2024
В Новой Голландии открылась выставка-путешествие «Эволюция»
13.06.2024
Под санкции США попали более трех десятков компаний из Петербурга
13.06.2024
Завершено строительство жилья в ЖК "Солнечный город. Резиденции"
13.06.2024
Минэкономразвития добивается упрощения визового режима со стороны РФ
13.06.2024
В Ораниенбауме полностью восстановили Китайский дворец
13.06.2024
Setl Group намерен купить территорию завода в Невском районе под застройку
13.06.2024
На Мосбирже прекращены торги долларом и евро
13.06.2024
На Суворовском проспекте в Петербурге открыли новый итальянский ресторан Flori
12.06.2024
Пашинян заявил, что Армения выйдет из ОДКБ
12.06.2024
Минтранс сообщил о росте пассажиропотока на международных линиях на 24%
12.06.2024
Боливия предложила России начать экспорт вяленого мяса ламы
12.06.2024
Путин утвердил смягчение уголовной ответственности за нарушение авторских прав
12.06.2024
Российские миротворцы покинули Карабах
12.06.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки