Лиза Джеррард: "Смерть не остановить, но любви и терпимости можно научить"
Фото: Vaughan Stedman
Обладательница неземного голоса, половинка культовой австрало-британской группы Dead Can Dance, автор музыки к множеству фильмов, включая легендарного «Гладиатора», Лиза Джеррард 26 августа 2022 года представляет новый альбом Exaudia. Пластинка создана вместе с композитором Марчелло Де Франчиши и посвящена истории Испании XV века, когда изо всей Европы и Северной Африки были изгнаны сефардские племена. «Новый проспект» на фоне непрекращающихся гонений на людей за их уникальность и самостоятельность поговорил с Лизой Джеррард, которая поет об этом уже несколько десятилетий. Мы с радостью делимся красотой её музыки со всеми, кто в принципе готов искать и видеть красоту в этом мире.
Лиза, это потрясающе, что я снова могу задать тебе несколько вопросов спустя 15 лет. В 2007 году мне повезло сделать с тобой интервью, когда ты приезжала в Санкт-Петербург с концертом в поддержку альбома Silver Tree. Новый альбом 2022 года — Exaudia, и это новая совместная работа с Марчелло Де Франчиши. Вы давно не выпускали новых работ с ним, больше 10 лет. Что сделало возможным новый LP?
Фото: Atlantic Curve
— На самом деле мы начали работать над тем, что в конечном итоге станет Exaudia, еще в 2018 году, когда Марчелло предложил идею пересмотреть трек Diary for the Fallen из нашего альбома Departum (совместный альбом Лизы Джеррард и Марчелло Де Франчиши 2010 года, который был издан на виниле и CD российским лейблом Infinite Fog Productions в 2018 году. — Прим. «НП») и сделать его более эпическую, мрачную версию…
Я была в постоянном контакте с Марчелло все эти годы. И на самом деле мы с ним вместе после Departum написали музыку к вестерну еще в 2016 году. Это фильм под названием «Джейн берет ружье» режиссера Гэвина О’Коннора с Натали Портман, Джоэлом Эдгертоном и Юэном Макгрегором в главных ролях.
Фото: YouTube
У нас с Марчелло есть творческая связь, поэтому мне с ним всегда интересно работать, когда есть свободное время между концертами и другими проектами (в настоящее время Лиза Джеррард готовится к продолжению тура Dead Can Dance, в Россию группа не приезжала 10 лет. — Прим. «НП»).
Что означает название альбома? Это три слова, как можно прочитать на конверте, или одно?
— Этот альбом был вдохновлен историей сефардских племен, восходящей к средневековой Испании XV века. Мы подумали, что такое название соответствует общему настроению всей этой серии наших произведений. И изначально мы так и хотели назвать альбом — «Сефардия», но лейбл не советовал этого делать. А термин exaudia нами был взят из старого кастильского испанского языка. Если вы посмотрите на информационные окна каждого видео к этому альбому, которое мы разместили на YouTube, там есть описание.
Exaudia — термин, используемый, когда монарх предоставляет гражданину королевства аудиенцию и в результате соглашается на исполнение его желания.
Звук Марчелло сильно отличается от других пластинок, где на конверте написано «Лиза Джеррард». Это твой соавтор работает не только с музыкой, но и с твоим голосом как с инструментом, обрабатывая оригинальный вокал. Не слишком ли смелый эксперимент для голоса, который ценен именно тем, что он живой?
— Что касается разницы в стиле этого альбома, Марчелло всегда хотел поработать над эпическим саундтреком, потому что у него никогда ранее не было возможности представить кинематографической индустрии такой стиль композиций, вокальный подход. В кино часто многое происходит по звуковому шаблону или общим правилам производства звуковой архитектуры. Но поскольку теперь всё чаще женщин-композиторов начинают нанимать для написания более масштабных и эпических проектов, мы подумали, что это может быть хорошей идеей.
Lisa Gerrard & Marcello De Francisci. Фото: marcellodefrancisci.com
Марчелло вообще не обрабатывает мой голос, а украшает мой вокал в той области, которую принято называть «продакшн». B этом не слишком смелый эксперимент, чтобы попробовать что-то новое с моим вокалом. На самом деле как артист я всегда стремлюсь раздвинуть границы возможного. Я доверяю Марчелло. В прошлом он участвовал в различных проектах, таких как Samsara, а теперь Exaudia (музыканты сделали вместе несколько совместных пластинок, в том числе альбом-саундтрек к фильму Samsara, он вышел в 2012 году, как продолжение культовой ленты Рона Фрике 1992 года Baraka. — Прим. «НП»).
Первый сингл и клип к альбому Exaudia — Until We Meet Again. Можно утверждать, что он показывает красоту человека. Светлая грусть — такое впечатление было первым и осталось после многократного прослушивания. О чем эта работы для тебя? Какие настроения тебе бы хотелось, чтобы она вызывала?
— Многие люди были перемещены и изолированы из-за пандемии в последние несколько лет. Поэтому в этом треке было запечатлено желание снова увидеть кого-то близкого и дорогого, несмотря на любые проблемы, которые могут возникнуть. Название здесь говорит само за себя: «Пока мы не встретимся снова»…
Первый клип Until We Meet Again из альбома Exaudia
Вторым клипом стал трек When the Light of Morning Comes, и он мне напомнил как раз те самые фильмы Baraka и Samsara. Эти ассоциации допустимы? Этот трек о чём для тебя?
— «Когда наступает свет утра» был вдохновлен концепцией спасения и тем, что происходит после «темной ночи души». Вы можете увидеть эту самую идею, визуально изображенную ближе к концу видео, когда балерина начинает кружиться, когда на нее падает свет, и все эти миры открываются ей…
Второй клип When The Light Of Morning Comes из альбома Exaudia
Это про момент, когда свет утра наконец наступает и дарит ясность… Мы с Марчелло работали и сейчас, и тогда над музыкой для альбома Samsara вместе, поэтому некоторые кадры в новом клипе, которые он нашел, осознанно стали своеобразной данью уважения нашим слушателям, которые знают нашу работу для фильма Samsara. Продюсер Baraka и Samsara Марк Мэджидсон посмотрел наше новое видео и отметил, что оно получилось прекрасным. Мы благодарны за его благословение.
Обложки саундтреков к фильмам Baraka и Samsara. Фото: discogs.com
В целом альбом Exaudia получился таким, каким он задумывался, или эта работа раскрылась в процессе создания как-то иначе? Если не секрет, с чего вообще начинается ваша работа с Марчелло?
— На этом конкретном альбоме Марчелло сначала прислал мне все треки, и я спела специально для его записей. У него было очень четкое видение всей концепции альбома и в музыкальном, и в визуальном плане. При этом оно было интуитивным. Вы можете увидеть в титрах, что он сам разработал обложку альбома, собрал и отредактировал все видео. Марчелло при этом использовал бесчисленные видеоклипы от множества приглашенных им кинематографистов.
Из описания видеоклипов:
«Мы с благодарностью отмечаем всех кинематографистов, чей вклад представлен в этих видео. Мы уважаем такие принципы в творчестве. В результате мы хорошо работаем вместе».
Музыканты благодарят за видеоматериалы, которые были использованы в клипах, множество своих соавторов: Ron Lach, Mikhail Nilov, Cottonbro, Engin Akyurt, Roman Odinstov, Instagrapher, Cesar A. Ramirez, Andreia Luis, Anastasia Shuraeva, Rodnae Productions, Anna Nekrashevich, Koolshooters, Deeana Creates, Pavel Danilyuk, Jill Burrow, Johannes Plenio, Martin Sanchez, Saphan Korwong, Arthouse Studio, Timo Volz, Mart Production, Tima Miroshnichenko, Ruvim Miksanskiy, Yaroslav Shuraev, R Bude, Andreu Marques, Steve B, Jacob Lundvall, Ruslan Khmelevsky, Pixabay & Pexels.
Марчелло на самом деле заранее чувствует, что я могу придать его музыке своим голосом. Он ценит это. Как только я озвучиваю его музыкальные темы, если это требуется, чтобы поддержать мое видение с композиционной точки зрения, он может буквально заново переписать свою часть.
Из-за того, что в моей карьере меня так долго называли певицей, многие люди не понимают, что мой вокал — это и есть настоящие музыкальные композиции, написанные ими самими. Марчелло это понимает и уважает это в моем творчестве… В результате мы действительно хорошо работаем вместе.
Уже после интервью Лиза Джеррард представила третий видеоклип на заглавную композицию нового альбома. Смотрите на «Новом проспекте»
Как много записей не попало на пластинку? Какая судьба их ждёт?
— Мы думали сделать новую версию «Тайного языка ангелов» (The Secret Language of Angels) из того же нашего альбома Departum, поработать точно так же, как мы пересматривали «Дневник падших» (Diary for the Fallen), что привело к альбому Exaudia, но у нас пока не было достаточно свободного времени. Однако эта идея остаётся с нами где-то на втором плане нашей нынешней реальности…
Как раз когда выходил Departum, я спросил у Алана Уайлдера (участник Depeche Mode в 1982—1995 годах, сольный проект Recoil. — Прим. «НП»), с кем бы он хотел поработать в студии над новыми записями, и он сразу назвал твоё имя. В чём залог секрет твоих многочисленных творческих союзов (см. дискографию Lisa Gerrard в конце материала. — Прим. «НП»)? Тебе было бы интересно записаться с Аланом?
— Спасибо, что ты поделился этим со мной, спросил об этом. Это на самом деле радостная и увлекающая меня и других художников история — подобное «перекрестное опыление» и обнаружение неожиданных абстракций в невидимых посылах друг друга. Отвечая на первый вопрос, могу сказать, что я работаю с теми, кто каким-либо образом находит эти общие моменты, связь в абстракции. Что касается Алана, я так взволнована тем, что Алан упомянул об этом! Алан, привет, если ты здесь и видишь это. Я бы очень хотела, чтобы мы сотрудничали с тобой.
Алан Уайлдер в 2007 году. Фото: recoil.co.uk
В 2022 году не стало гения электронной музыки с которым вы подарили нам целую серию пластинок — Клауса Шульце (1947-2022). Каким тебе запомнится Клаус (немецкий композитор, один из основоположников немецкой электронной музыки, который начинал в конце 60-х барабанщиком легендарной группы Tangerine Dream, Шульце записал более 50 альбомов. — Прим. «НП»)?
— Клаус… Вот наш Святой Чемпион. Наши сердца болят после его ухода. Почему мы умираем? Закройте глаза и представьте, что вы мертвы. Это невозможно… И это потому, что мы на самом деле не умираем. Я стояла в присутствии этого живого, милого, безумного, прекрасного гения, пока мы вместе путешествовали по трансцендентной атмосфере. Он смело рисовал свои незримые видения заколдованными кистями, охватывая неизведанные узоры души. В конце каждого концерта он с устрашающей уверенностью сбрасывал свою музыкальную бомбу, как бы стряхивая пыль со стропил посредственности. Динамики трепетали и одновременно рвались в вечную капсулу тишины. Вдруг пауза. Ворота. Путь вперед. Он есть. И будет всегда…
Могут ли фанаты рассчитывать на публикацию ваших неизвестных совместных записей?
— Я не знаю.
Концерт Klaus Schulze и Lisa Gerrard 13 ноября 2008 года в Варшаве
Учитывая, что Dead Can Dance продолжает гастролировать, можно надеяться на продолжение студийного сотрудничества с вашими соавторами по группе? Возможны ли новые записи с DCD?
— И этого я не знаю…
Твое увлечение кинематографом как будто бы прошло? Или сотрудничество с большим экраном продолжается? Спрашиваю как фанат фильма Whale Rider и музыки к нему. Потрясающая пластинка с потрясающему фильму. Совсем недавно удалось купить винил. Уже только с рук.
— Эта страсть никогда не покидала, и она всегда рядом. Полагаю, правильные фильмы ещё постучат и в вашу дверь. Whale Rider был для меня особенным фильмом. Мне очень понравилась увлеченность этой историей, которую демонстрировала Ники (автор фильма — новозеландский кинорежиссер, сценарист и продюсер Ники Каро. — Прим. «НП»). Помню, как она спала на диване в моей студии, пока я записывалась, и она инстинктивно просыпалась в нужный момент, чтобы проинструктировать меня, что нужно делать.
Саундтрек к фильму «Гладиатор» остается одной из самых известных твоих работ. Ваша совместная работа с Хансом Циммером регулярно переиздается. Известно, что автор фильма Ридли Скотт собирался снять продолжение. Ты примешь участие в продолжении этой культовой истории?
— На данном этапе меня пока не приглашали (доступной информации о масштабах проекта пока нет, кроме того что в фильме сыграет Спенсер Трит Кларк, сыгравший в оригинальном фильме 2000 года роль будущего римского императора Луция Вера. — Прим. «НП»).
Клип на заглавную композицию из фильма «Гладиатор» Now We Are Free
В твоём багаже есть несколько совместных работ с музыкантами, которые связаны с территориями славянской культуры. Это альбом BooCheeMish и другие записи c The Mystery of the Bulgarian Voices. Это и работы с польским композитором Збигневом Прайснером (Zbigniew Preisner). Ты несколько раз была в России, выступала в Киеве. Тебе было бы интересно сделать что-либо музыкальное в контексте культуры восточных славян: Украины, Белоруссии, России? В списке авторов ваших новых клипов я увидел много узнаваемых имен!
— Я знаю, что моя семейная история — это англичане, ирландцы, немцы, испанцы, евреи, то есть скорее Западная Европа. Так что я не уверена, что у меня есть то, что можно назвать культурной связью, отвечая на твой вопрос… Но при этом меня всегда притягивало к сообществам творческих людей, в том числе из Восточной Европы. Там есть своеобразная натянутая струна в глубине задумчивого айсберга…
bigniew Preisner, Lisa Gerrard, Dominik Wania — Melodies of My Youth (2019). Фото: preisner.com
Ты записывала пластинки, посвящённые страшным трагедиям прошлого, в том числе холокосту. Сейчас в Европе вновь за много лет происходят страшные вещи. Украина. Об этом в будущем напишут много красивой музыки. Важно ли высказываться о таких вещах здесь и сейчас?
— Мое сердце разрывается, глядя на это невежество и неуважение к невиновным людям… Я не интересуюсь политикой, я просто стараюсь заботиться о людях и животных. А то, что происходит сейчас, это ужасное неуважение к нашему общему хрупкому путешествию, в котором мы находимся все вместе…
Как можно остановить смерть?
— Смерть никогда не остановить, но любви и терпимости можно научить. И эти чувства можно разжечь в человеке.
Что ты думаешь о так называемой отмене русской культуры из-за трагедий на Украине?
— Я поддерживаю безусловную любовь на всех фронтах. Я не политический деятель, но хочу и стараюсь через свою работу нести красоту в этот мир.
Фото: lisagerrard.com
В 2007 году в Санкт-Петербурге ты рассказывала, что когда ты поёшь, ты слышишь китов на другой стороне Земли. Кого ты слышишь сегодня из тех, кто не рядом, но о ком нельзя не думать?
— Сейчас, когда я пою, я знаю, что это такая струйка, которая часто становится целым потоком чувствительности… И это единственное, что я могу предложить.
Кого, если не Лизу Джеррард, я могу спросить о вере в будущее человечества? Люди способны научиться жить в гармонии с природой, чтобы планета не теряла баланса, который дарит жизнь отнюдь не только человеку?
— Вы слишком доверяете мне, чтобы задавать такие экзистенциальные вопросы. Каждое разумное существо на этой земле имеет свою личную истину. Давайте на этом и остановимся…
В этом смысле релиз нового альбома как раз показывает, как можно действовать. Насколько я понимаю, виниловая пластинка сделана из переработанных материалов, которые могли стать обычным мусором? Кто это придумал?
— Я воздерживаюсь от мысли, что наши фанаты в конечном итоге купят и выбросят наши виниловые пластинки как мусор. Фанаты хотят виниловые пластинки, и мы стремимся им их предоставить так, как это умеем мы.
Конечно, винил — лучший формат. Я имел в виду, что на странице предзаказа Exaudia написано recycled vinyl. Какая мечта или надежда греет твою душу, когда копится усталость и расстройство от тяжёлых моментов реальности?
— Когда наступают такие моменты, я нахожу убежище в своей работе и создаю музыку, которая поднимает настроение тем, кто готов ее слушать.
Осенью ты приедешь в страны Балтии: Литву, Латвию, Эстонию. Что бы ты могла сказать тем, кто придёт на эти концерты Dead Can Dance?
— Добро пожаловать.
О чем ты мечтаешь прямо сейчас?
— О жизни в своих мечтах.
Фото: Vaughan Stedman
Лиза Джеррард родилась в Мельбурне 12 апреля 1961 года в англо-ирландской семье выходцев из Великобритании, которые приехали в Австралию в поисках работы. Певица выросла в районе Праран, который в основном был населён выходцами из Средиземноморья и Ближнего Востока. С детства юная Джеррард слушала песнопения местных женщин, которые занимались стиркой на берегу реки.
В 1980 году Джеррард дебютировала как участница пост-панк группы Microfilm, которая издала единственный семидюймовый виниловый сингл с двумя треками, где поет будущая звезда.
С 1981 года Лиза стала постоянной участницей группы Брендана Перри Dead Can Dance, которая изначально работала в Мельбурне и сначала играла музыку, близкую к пост-панку и готик-року с элементами этники. В Австралии DCD на раннем этапе не имели успеха, и музыканты решили попытать счастья в Великобритании.
В 1982 году группа переехала в Лондон. По легенде музыкантам приходилось заниматься самой обычной работой, чтобы иметь возможность жить в британской столице, пока им не посчастливилось познакомиться с основателем ныне культового инди-лейбла 4AD Иво Уотс-Расселом и заключить контракт. После этого DCD отправились в совместный тур с группой Cocteau Twins.
В 1984 году вышел дебютный одноименный альбом Dead Can Dance, который состоит из ранних записей группы. За следующие 14 лет группа записала шесть студийных альбомов, которые считаются классикой инди-музыки с этническими мотивами. Вокал Джеррард и сочинительский дар Перри сделали DCD одной из самых успешных групп 4AD и коллективом, признанным во всем мире среди тех, кто предпочитает слушать.
В 1995 году вышел первый сольный альбом певицы The Mirror Pool. В 1998 году группа Dead Can Dance распалась во время записи нового альбома. Музыканты занялись сольной карьерой. Джеррард стала крайне востребованной вокалисткой и автором в мире кинематографа, записав множество саундтреков (см. дискографию ниже).
Всемирную известность как самостоятельному музыканту Лизе принес саундтрек к фильму Ридли Скотта «Гладиатор» (2000), где певица работала вместе с Хансом Циммером. Саундтрек номинировался на премию «Оскар» и получил «Золотой глобус» в 2001 году.
В 2005 году группа неожиданно объявила о воссоединении и отправилась в мировой тур, в рамках которого посетила в том числе Санкт-Петербург. В 2007 году Джеррард представила в Санкт-Петербурге свой сольный альбом Silver Tree. В 2012 году вышел восьмой альбом Anastasis в поддержку которого группа снова посетила Санкт-Петербург. В настоящее время Dead Can Dance готовится к новой серии концертов в Европе (расписание на официальном сайте). В Россию группа приезжать не планирует.
Джеррард редко поет песни в привычном понимании этого термина. Обычно в её сочинениях нет текстов. Она использует свой голос как полноценный музыкальный инструмент. При этом она сама играет на различных этнических инструментах, особенно искусно на янцине.
Лиза Джеррард — мать двух дочерей, которые были рождены в браке с дизайнером Яцеком Тушевским. Джеррард живёт с семьей на собственной ферме в окрестностях городка Моэ на юго-востоке Австралии. Там же она записывает свой вокал в собственной студии.
26 августа 2022 года вышел новый альбом Лизы Джеррард Exaudia в соавторстве с Марчелло Де Франчиши.
Дискография Lisa Gerrard в рамках группы Dead Can Dance:
1. Dead Can Dance (1984)
2. Garden of the Arcane Delights (1984)
3. Spleen and Ideal (1985)
4. Within the Realm of a Dying Sun (1987)
5. The Serpent’s Egg (1988)
6. Aion (1990)
7. A Passage in Time — Compilation (1991)
8. Into the Labyrinth (1993)
9. Toward the Within (1994)
10. Spiritchaser (1996)
11. Wake — Compilation (2003)
12. DCD 2005 — Live Series (2005)
13. Anastasis (2012)
14. In Concert (2013)
15. Dionysus (2018) — Dead Can Dance
Официальный сайт — deadcandance.com
Сольная дискография Lisa Gerrard:
1. The Mirror Pool (1995)
2. Lisa Gerrard & Pieter Bourke — Duality (1998)
3. Lisa Gerrard & Pieter Bourke — The Insider (Music from the Motion Picture) (1999)
4. Hans Zimmer & Lisa Gerrard — Gladiator (Music from the Motion Picture) (2000)
5. Hans Zimmer & Lisa Gerrard — Gladiator (More Music from the Motion Picture) (2001)
6. Lisa Gerrard & Pieter Bourke — Ali (2001)
7. Whale Rider — Original Soundtrack (2003)
8. Christopher Gordon / Lisa Gerrard — Salem’s Lot (Original Television Soundtrack) (2004)
9. Lisa Gerrard & Patrick Cassidy — Immortal Memory (2004)
10. Lisa Gerrard & Jeff Rona — A Thousand Roads (Original Soundtrack to the Film) (2005)
11. The Silver Tree (2007)
12. Rheingold (Live At The Loreley) — Lisa Gerrard
13. Klaus Schulze feat. Lisa Gerrard — Rheingold (Live at the Loreley) (2008)
14. Klaus Schulze feat. Lisa Gerrard — Farscape (2008)
15. Michael Edwards & Lisa Gerrard — Ichi (Original Sound Tracks from the Motion Picture) (2008)
16. Balibo (Music from the Motion Picture) (2009)
17. Lisa Gerrard with Klaus Schulze — Come Quietly (2009)
18. The Black Opal (2009)
19. Klaus Schulze feat. Lisa Gerrard — Dziękuję Bardzo — Vielen Dank (2009)
20. Klaus Schulze feat. Lisa Gerrard — Hommage À Polska (2009)
21. Klaus Schulze feat. Lisa Gerrard — Dziękuję Bardzo — Warsaw 25 Years Later (2009)
22. Cye Wood and Lisa Gerrard — The Trail of Genghis Khan (2010)
23. Lisa Gerrard & Marcello De Francisci — Departum (2010)
24. Lisa Gerrard & Marcello De Francisci — In/Sight (Music from the Motion Picture) (2011)
25. Lisa Gerrard with Marcello De Francisci — Oranges and Sunshine (2011)
26. Michael Stearns, Lisa Gerrard and Marcello De Francisci — Samsara (Original Motion Picture Soundtrack) (2012)
27. Zbigniew Preisner featuring Lisa Gerrard and Archie Buchanan — Diaries of Hope (2013)
28. Klaus Schulze & Lisa Gerrard — Big in Europe Vol. 1 Warsaw (2013)
29. Hans Zimmer, Lorne Balfe and Lisa Gerrard — The Bible (The Original Score Soundtrack to the Epic Mini Series) (CD, Album) (2013)
30. Twilight Kingdom (2014)
31. Klaus Schulze & Lisa Gerrard — Big in Europe Vol. 2 — Amsterdam (2014)
32. Lisa Gerrard, Michael Allen — Wyld’s Call (Armello Original Soundtrack) (2015)
33. Lisa Gerrard & Marcello De Francisci — Jane Got a Gun (Original Motion Picture Soundtrack) (2016)
34. Lisa Gerrard and James Orr — 2:22 (Original Motion Picture Soundtrack) (2017)
35. Lisa Gerrard and James Orr — Secret Bridesmaids' Business (Music from the Original TV Series) (2017)
36. Le Mystère des Voix Bulgares & Lisa Gerrard — BooCheeMish (2018)
37. Lisa Gerrard & David Kuckhermann — Hiraeth (2018)
38. Zbigniew Preisner, Lisa Gerrard, Dominik Wania — Melodies of My Youth (2019)
39. The Mystery of The Bulgarian Voices Featuring Lisa Gerrard — Shandai Ya / Stanka (2020)
40. Górecki, Lisa Gerrard, Genesis Orchestra, Yordan Kamdzhalov — Symphony No. 3: Symphony of Sorrowful Songs (2020)
41. Lisa Gerrard & Jules Maxwell — Burn (2021)
42. Mark St. John Ellis with Lisa Gerrard — This Empty Vessel (2021)
43. Lisa Gerrard and James Orr — West of Sunshine (Original Motion Picture Soundtrack) (2022)
44. Lisa Gerrard, Marcello De Francisci — Exaudia (2022)
Отдельные записи Lisa Gerrard использованы во многих кинофильмах, далеко не все из которых издавались официально.
В России некоторые альбомы Lisa Gerrard доступны на Яндекс.Музыке.
Официальный сайт — lisagerrard.com.