Карикатурист Сергей Ёлкин*: «Нет объяснения, почему нос Путина стал загибаться вверх!»
Новый проспект
Новый ДК

Карикатурист Сергей Ёлкин*: «Нет объяснения, почему нос Путина стал загибаться вверх!»

Прочитано: 2974
обратите внимание!

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Ёлкиным Сергеем Владимировичем либо касается деятельности иностранного агента Ёлкина Сергея Владимировича

Сергей Ёлкин* отказывается вписываться в пантеон классиков карикатуры и не очень любит говорить о себе. Однако уже давно и неизменно именно его Путин разлетается в интернете на ура. На подходе — Байден. Лукашенко отступил. В интервью «Новому проспекту» его автор рассказал о том, что прошедший год не внёс фатальных корректив в жизнь художника, для которого радовать людей смешными картинками давно стало конвейерной работой.

обратите внимание!

* Сергей Ёлкин 15 апреля 2022 года был включен Минюстом в список СМИ-иноагентов

Сергей, мы с вами говорим не первый раз, это уже становится доброй традицией, но вы всё равно не любите давать интервью. Почему?

— Наверное, социофобия. Когда мне предлагают интервью, я испытываю страдания (улыбается).

Но ведь если делать это не ради достижения целей и результатов, а налегке, это может быть полезно чисто терапевтически?

— Нет-нет-нет. Всё не так на самом деле. Раньше, ещё лет 10-15 назад, когда мне говорили «интервью», я даже не подозревал, что можно отказывать! Всегда мучился и страдал из-за этого. Потом постепенно научился отказывать, и жизнь моя стала хорошая и прекрасная.

Поздно, вы уже согласились. Вы помните, про что в детстве рисовали?

— Копировал героев популярных мультиков. Волк этот дурацкий из «Ну, погоди!» — перерисовывал его, когда мне было 10-12 лет. Как и все остальные дети. Ничего сверх. Базовые скрепы.

…в хорошем смысле слова. Большинство творческих людей, с кем удалось поговорить за прошедший календарный год, вполне себе справились с новой реальностью коронавирусной. У вас работы стало больше?

— Ситуация никак не поменялась. Одни работодатели ушли, другие пришли, а в сумме всё так же. Что было, то и будет, как сказал Соломон. Год прошёл стабильно!

Опять же в хорошем смысле…

— Да (смеётся)! Нормально было со стабильностью.

Вы часто работаете вне границ притяжения магнита Руси-матушки, издалека. На какие территории хватает ресурсов независимого карикатуриста? Болгария или Ницца?

— Время от времени я включаю режим «Гоген». Если не хватает денег на Таити, то да, Болгария.

В Петербурге часто желание включить такой режим наступает через день, а не получается. Как получается у вас?

— У меня такой график, что раз или два раза в год надо куда-нибудь сорваться. Собрать чемодан, сесть на самолёт и улететь куда-нибудь пожить немного. Есть такая потребность.

Это потому, что в принципе невозможно сидеть безвылазно в центральной России, или потому, что психика устаёт от русской реальности вкупе с работой в новостном потоке?

— Можно ли найти профессию, чтобы никуда не тянуло? Не задумывался о таком. Я вообще уже пожилой человек для поиска профессии (смеётся). Вообще, я с трудом себе представляю человека, которому бы не хотелось иногда посмотреть на что-то иное своими собственными глазами. Наверное, этого не хотят только какие-нибудь мерчандайзеры, маркетологи. Подозреваю, что эти люди каждый момент наслаждаются своей профессиональной деятельностью в России. Хотел слетать в Азию, в Европу — были приглашения, но из-за этой пандемии пришлось отказаться от поездок… Хорошо, что Болгария рядом со Стамбулом. Стамбул у нас сейчас такое место, где основной хаб, который выпускает людей за границу. Поэтому останавливаемся на этом.

Вас раньше звали на выставки в Европу.

— Да, были приглашения поделать выставки. Но и просто пожить зовут (улыбается).

Кто зовёт российского карикатуриста делать выставку за границей?

— Есть люди, которые хотят в своём прекрасном городе сделать выставку. Хотят вложить какие-то деньги в это. Конечно же, чаще всего это русскоязычные люди. Но в этом году мимо. Опасливо говорю, что не полечу никуда с тремя пересадками.

Вы ведь до того, как работать с иностранными медиа (некоторые из них упоминаются уже без кавычек на слове «агент»), рисовали для государственных российских медиа, того же РИА «Новости». Помните, почему разошлись?

— Было два таких переломных момента. Первый, когда я был сотрудником газеты «Известия». Пришла новая команда, зачистили весь старый коллектив. Второй раз был, когда я работал в РИА «Новости». Тоже пришла новая команда — команда Маргариты Симоньян. И тоже зачистили весь старый коллектив, в том числе и меня. Зачистка из-за смены менеджмента.

То есть вы бы сами не ушли при Маргарите Симоньян?

— Я смотрю не на фамилию, которая висит на табличке начальника, а на то, как меня ограничивают или не ограничивают в моём творчестве. Я всегда спрашиваю «рисовать Путина?» и в зависимости от ответа я остаюсь или ухожу.

Простой, понятный, чёткий критерий. Часто отвечают «нет»?

— Я не считал. Несколько раз работодатели приходили, вели переговоры. «Где у нас проходит граница? Где рамки?» Переговоры дальше или продолжаются, или не продолжаются.

В этом смысле честный бизнес.

— Ну да. Всё очень просто. А другие детали честности внутри их внутренней политики — это их внутренние вопросы. Они без меня пускай там шебуршатся, как хотят (улыбается). Я сам себе цензор.

Что вы делаете, когда есть задание, но нет идеи?

— Ложусь на диван и смотрю в потолок. Обычно что-то приходит в голову.

Вот пошёл третий час… А в голову ничего не приходит…

— Не-а, часы — это слишком много. Должно быть не больше 10-15 минут.

600 секунд достаточно, чтобы нырнуть в состояние, где можно поймать идею?

— А приходится так. Это же технология, конвейер. Никуда не денешься.

Но ведь случаются картинки вне конвейера? От того, что настроение хорошее, например? Или на конвейере не разглядеть?

— К сожалению, всё реже и реже.

Сколько раз в день приходится изучать потолок с дивана?

— (Смеётся.) Разок в день точно можно прилечь!

Какой процент картинок идёт в корзину?

— 10-15% уходит туда.

Вы иногда выкладываете картинки без подписи издания. Это они и есть?

— Не совсем. Я выкладываю те, которые мне самому нравятся, а редакторы не захотели по какой-то причине. Некоторые картинки просто откладываются в дальний ящик, чтобы достать их лет через пять.

Всё чаще у вас в ленте именно напоминания картинок былых, которые спустя годы не теряют смысла и юмора.

— Есть такой загадочный тайминг, да, когда раз в 3-4 года старые картинки вдруг становятся актуальными и их можно спокойно вынимать и выкладывать. Я пока ещё не разобрался с этим волшебством (смеётся).

Часто ходим по кругу?

— Вроде того. Постоянно.

Многие популярные околокарикатурные герои пробовали себя в анимации. Курносый Путин от Ёлкина или похожий на мохнатого шмеля Медведев могут начать двигаться и подмигивать пользователям?

— Конечно, я это допускаю. Это возможно. Просто, чтобы срастить художника и аниматора, нужен специальный карикатурный Tinder, чтобы карикатурист и мультипликатор встретились: «Ищу художника. Аниматор».

Сам себе цензор может работать в паре? Это же стресс, отказ от привычного комфорта.

— На это можно пойти ради любопытства. Ради эксперимента бывало, что с кем-то так заморачивался. Даже получалось что-то интересное. Но постоянно на много лет — не получалось. Например, мы с Андреем Закирзяновым делали мульт про захват Крыма, как пример захвата Женей Лукашиным квартиры по улице Строителей. Сюжет «Иронии судьбы…»

Респект с полуострова прилетал за это?

— Ой, такой объём респектов и проклятий идёт, что я просто перестал в этом копаться. Слишком большой объем комментариев, проклятий и восхвалений. Не хочется тратить время на это. А в Крыму я последний раз был совсем маленький. В Ялте. Помню, что пришло сообщение про космонавтов наших, которые разбились (гибель экипажа корабля «Союз-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева 30 июня 1971 года. — Прим. «НП»). Больше я не был в Крыму. Каждый раз, когда слышу «Крым», вспоминаю новости про погибших космонавтов.

У вас Дмитрий Рогозин стиральную машину с иллюминатором перепутал, когда сам Рогозин тем же фото пытался пошутить после успешной высадки американского марсохода…

— Шутил Дмитрий Олегович.

Смеяться получилось с вашей редакцией. Добавление фото — новый жанр. Классическая карикатура уже не срабатывает?

— Почему? Работает классическая карикатура. Обязательно работает! Просто иногда хочется выскочить за рамки привычного, хочется экспериментов, попробовать и то, и сё. Ну, а с кем же, как не с Рогозиным, это делать? Чудесный персонаж. С ним можно выпрыгивать (смеётся) за рамки! Постоянно (смеётся)!

Вы пытались подружиться с Patreon, когда вас спонсируют ваши же читатели и зрители. Успешно?

— Я пока пытаюсь это дело изучить. У меня не получается, наверное. Практической выгоды нет. Возможно, я совершаю неправильные действия.

Олег Куваев (признан иностранным агентом) говорит, что у него получается. Может быть, стоит те самые 15% картинок складывать в этот «дальний ящик»?

— Он мультипликатор. Это дополнительные большие знания и дополнительные возможности (улыбается).

Вы не делаете карикатуры, связанные со смертью, или темами, за которые в той же Европе радикалы расстреливают художников прямо в их редакциях. Это решение как формировалось?

— Я просто вижу, что если я буду рисовать нечто подобное, это будет оскорбительным для миллионов людей. У меня нет такой цели — оскорблять людей. Вот и всё.

У нас же есть теперь ответственность за неуважение к властям. Её живое воплощение двадцатилетнее выдержки — ваш регулярный герой. Их оскорбление самое энергозатратное потом, как показывает практика. Удивитесь, если за ваши картинки начнут наказывать и в столицах, а не только в провинции, где сложно искать крамолу, а надо?

— По моему моралеметру в моих карикатурах нет оскорбления. Есть шутка, насмешка, но не оскорбление.

А ещё обиды и оскорбления теперь — удобное подспорье в достижении конкретных целей.

— Я знаю, да. Но у меня табу на такие вещи связано с элементарным советским воспитанием. А не надо шутить с голыми жопами, с оскорблением религиозных ценностей — это важно для очень многих. Нужно стараться не юморить в каком-то туалетно-унитазном направлении. Всё это очень просто.

В СССР был «Крокодил». Там про религиозные оскорбления ровно иначе было.

— А это был журнал пропагандистский. Пропаганды было больше, чем юмора. Скорее пугало это всё, а не радовало.

Но как же погоня за трафиком, за репостами? Для всех, кто связан с производством информационного контента, не секрет, что вызывает наибольшее желание читателя кликнуть.

— Можно посчитать лайки, репосты, сделать критерием это, но это слишком простой подход. Я знаю, что если я нарисую Путина с хвостом, с рогами, в каком-то ином непотребном виде, то это соберёт много лайков. Но я считаю, что это неправильно.

Неспортивное поведение?

— Подход нерациональный. Я хочу перемены политического строя, режима в России, допустим. Но если я буду рисовать Путина в сверхгиперкарикатурном стиле, это понравится многим людям. Они поставят лайки, сделают репосты. Но всё равно большинство граждан России будет видеть в этом хулиганство, безобразие, баловство. На мой взгляд, цель же должна быть в том, чтобы пассивное большинство удалось переманить на свою сторону, сделать людей своими сторонниками. А это достигается совершенно другим способом. Достаточно просто делать власть не сакральной — десакрализировать её, а это достигается мягкой силой.

Сергей Ёлкин культура Политика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Эскиз портрета Уинстона Черчилля, нарисованный художником Грэмом Сазерлендом, выставлен на аукцион Sotheby’s. Эксперты оценивают работу в $ 1 млн.
17.04.2024

В России проходят выборы главы государства. На их организацию страна потратила более 33 млрд рублей. За 3 дня в России и за ее пределами проголосуют более 112 млн человек. Им предстоит выбрать нового президента из четырех кандидатов. Будет ли этот выбор трудным, задумался художник «Нового проспекта».

Короли Петербурга остаются королями. Группа «НОМ» уже 37 лет высмеивает идиотизм. «Новый проспект» пересмотрел работы последних двух лет вместе с лидером «НОМа» Андреем Кагадеевым.

В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
В Ленобласти ужесточат правила продажи алкоголя для 700 заведений общепита
19.04.2024
Петербургская компания стала соинвестором крупнейшего перерабатывающего комплекса России
19.04.2024
«Группа ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова заплатит дивиденды за 2023 год
19.04.2024
Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки