Иван Шаповалов: «Не верь, не бойся, не проси» — это принцип выживания»
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Иван Шаповалов: «Не верь, не бойся, не проси» — это принцип выживания»

Иван Шаповалов: «Не верь, не бойся, не проси» — это принцип выживания»
Экс-солистка самой успешной в истории российской поп-группы t.A.T.u. Юлия Волкова подала документы на праймериз «Единой России». Артистка поборется за право выдвижения в Госдуму от Ивановской области. «Новый проспект» спросил создателя «Тату» Ивана Шаповалова, чем этот поступок отличается от знаменитых «провокаций» группы начала нулевых, почему это плохо для партии власти и насколько спустя 18 лет актуальна одна из последних совместных работ продюсера с легендарным дуэтом песня «Не верь, не бойся, не проси».
Иван, нужно посоветоваться о настоящей реальности с человеком, который хорошо помнит, что было до неё. Новости вынуждают сориентироваться. Вот певица Юля Волкова пришла в «Единую Россию». Впервые за много лет её имя буквально везде. Хорошая «провокация», если говорить о событии как о провокации ради шума?

— В чём вы здесь видите провокацию?

Для среднестатистического россиянина Юлия остаётся человеком, который ассоциируется с t.A.T.u. «Тату» всегда будут ассоциироваться с ЛГБТ. Наше государство взяло курс на поддержку разнообразных традиционных скреп. И вот Волкова в «Единой России» — не провокация?

— Кто провокатор, на ваш взгляд?

А я не знаю. Для этого вас и беспокою. Вы профессионал и в политтехнологиях (в 90-е в том числе принимал участие в предвыборной кампании будущего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. — Прим. «НП»), и в шоу-бизнесе…

— Не думаю, что эта идея пришла Юле первой.

И, стало быть, это нельзя воспринимать как «провокацию»?

— Конечно. Это расчёт «Единой России».

Удачная идея?

— Но я бы не советовал «Единой России» заигрывать. Потому что из «единой» можно быстро превратиться в «одинокую».

Юля всех перепугает?

— Нет. Я говорю про заигрывание с протестными образами.

А вы эту историю так трактуете? Попытка взять к себе «бунтаря»?

— Разумеется, да. Попытка приручить его аудиторию.

Вы как себе представляете продюсера в этой ситуации?

— Продюсер выглядит как «Единая Россия».

1 Шаповалов едро.jpeg\
Съезд партии «Единая Россия», 23 ноября 2019 года, Москва. Фото: kremlin.ru

Талантливый продюсер?

— Время покажет. Но точно не бедный. А пока у продюсера есть деньги, он может делать что хочет.

Много желчи эта история вызывает у народа. Надо на это оглядываться продюсеру?

— Это опять же надо спросить у него. Спросите у «Единой России», как они относятся к этим комментариям (из комментариев под постом Юли Волковой в Instagram: «Я сошла с ума, теперь я едросня», «Юль, а не «ЕР» ли вашу лучшую работу в карьере запретила на ТВ?», «Думала, что после поправок не будет ничего хуже, но нет. Отписка», «Выйдешь за руку с Милоновым и Мизулиной сжигать ЛГБТ-флаги? Совсем зашкварилась. Ни стыда ни совести! Тьфу!» — Прим. «НП»).

С точки зрения шоу-бизнеса негативная реакция в какой ситуации благо?

— Не вижу здесь шоу-бизнеса. Чистая политтехнология.

Нет смысла пытаться проводить параллели?

— Как бы вы ни пытались, их нет.

2 Шаповалов ВОЛКОВА В ЕР.jpg
Фото: скриншот instagram.com/official_juliavolkova

Помимо злых комментариев, есть добрые. Люди смотрят на пост Юли и пишут: «Купит одежду. Снимет обноски». Смешно?

— Что тут смешного? Как говорится, если «Единая Россия» хочет деньги потратить, то кто-то захочет их заработать. Я не вижу Идеи. Идея «Единой России» давно реализована. Помните, с чего они начинались? Когда стоял вопрос о существовании вообще государства, о его распаде, тогда и возникла идея единой России. И это была идея, которая на тот момент объединила элиты. Прошло время, а новой идеи нет. Есть ощущение, что в «Единой России» не знают куда идти. Отсюда и эта новость. И в этой ситуации остается только зарабатывать деньги. И тем и другим. Пока деньги есть.

Скучно стало жить к 2021 году?

— Нет. Совсем не скучно (улыбается).

Сама схема, когда в политику попадают бывшие космонавты, спортсмены и звёзды шоу-бизнеса, не устарела?

— Ну, а кто там должен быть? Кто хочет, тот и рвётся. Нет, не устарела схема.

Но вы бы проголосовали за кандидата в депутаты Госдумы от «Единой России» Юлию Волкову?

— Я бы для начала Юлю послушал.

3 Шаповалов ВОЛКОВА.jpg
Фото: скриншот instagram.com/official_juliavolkova

В США актёр может стать губернатором, президентом. У нас потолок мечтаний для этой категории граждан — парламент. Первый и последний губернатор-артист — Михаил Евдокимов. Как вы думаете, почему эта практика прервалась?

— Наверное, артистам неинтересно. Вы так не думаете? Но скорее просто время не пришло. Артисты приходят во власть, когда уже нет другого выхода.

Есть ощущение, что вокруг сплошной повтор повторов. Можно до бесконечности ходить по кругу?

— Наверное, можно. Вот «Единая Россия», похоже, не знает, куда идти. Но я не вижу повода расстраиваться этому. То, что партия власти стала заигрывать с протестными образами, о многом говорит. Почему в Иваново — не знаю. Можно ли такое провернуть в других регионах? Если можно в Иваново, то почему нельзя в Саратове?

Я даже знаю, кого про это спросить! Но думаю, что Вячеслав Володин сам выскажется. Депутат Волкова — это скорее кандидат в думский комитет по культуре или по международным делам?

— Посмотрим. Я же не Юлин продюсер (улыбается).

Лет 18 уже как не вы, да…

— Где-то так, да.

К слову, про совершеннолетие. Сингл t.A.T.u. «Не верь, не бойся, не проси» вышел в мае 2003 года. Последняя ваша работа с ними?

— Одна из последних.

4 Шаповалов обложка сингла.jpg
Фото: discogs.com

Нынешние совершеннолетние пугливее или бесстрашнее тех, что были в начале нулевых?

— Не страх передается по наследству, а классовое сознание (улыбается). Нет, современные 18-летние такие же. Такие же бесстрашные.

Не видно в искусстве почему-то сейчас…

— Ну, почему не видно. Просто может быть так, что-то, чего боитесь вы, не является страхом для них. Для них этого вообще может не существовать. Поэтому вы и не видите новых бесстрашных.

Я про масскультуру. Сейчас смелость высказывания ушла на маленькие площадки, в ниши. И в этом смысле можно говорить, что мы стали менее смелыми?

— Мы это кто? Мы это вы и я? Может быть, мудрыми (улыбается)? А за других я вряд ли отвечу.

Но вы же общаетесь как раз с молодыми. Ваш YouTube-канал весь про молодость…

— Поэтому я и сказал, что нынешние молодые такие же бесстрашные, что и 20 лет назад. Я не вижу разницы.

Сам по себе посыл «не верь, не бойся, не проси» имеет же совершенно чёткий «культурологический смысл». Человек, который когда-то выстрелил этим посылом со сцены, в итоге «поверил» и «попросил». Или это так не трактуется?

— «Не верь, не бойся, не проси», «нас не догонят», «только без них, только не с ними» — согласитесь, не самые объединительные посылы. Это апологетика протеста. И то, что «Единая Россия» сейчас обращается к носителям этой апологетики, к образам, говорит о многом. Может, «Единая Россия» хочет таким образом выразить несогласие с чем-то? Может, Юля станет носителем новой национальной идеи? А иначе это заигрывание. И, повторюсь, из «единой» можно стать «одинокой».

Кстати, про апологетику протеста. В клипе «Не верь, не бойся, не проси» в 2003 году мелькали кадры хроники уличных протестов. Ваша идея?

— Клип снимал Валера Полиенко, у него спросите. Но там всё понятно. Слушайте песню, смотрите клип.


С протестными образами можно играть всегда?

— Смотря кем это востребовано.

Сегодня и оппозицией, и властью. Про власть мы сказали выше.

— У оппозиции это не образ, это реальная молодёжь на реальных улицах. А у «Единой России» это конкретный случай использования политтехнологий — использование протестных образов «Тату». На улице же реальность, а не образы. Давайте называть вещи своими именами.

России сегодня полезен был бы политик, исповедующий принципы «не верь, не бойся, не проси»? Есть такой?

— Это принципы выживания! Там, где и когда стоит вопрос выживания, это может быть полезно.

Вы сейчас заняты проектом «Соседи». И вдруг в череде разных добрых песен у вас там поёт исполнитель Ангел. Про что эта история?

— Про соседей. Идея «Соседей» — остановить процесс разрушения отношений с соседями. Как минимум с соседями…


Работает? Мне показалось, что широкие слои общества этого не замечают, так не ощущают…

— Ну, вы же увидели этот проект. Уже хорошо.

Белорусы нас чему-то научили за последние месяцы?

(Долгая пауза.) По-моему, ничему…

Как бы вы оценили работу певицы Манижи, которая представляет Россию на «Евровидении» сегодня?

— Единственное, что важно сейчас, на мой взгляд, это то, что на «Евровидении» вообще есть песня на русском языке. Это можно поставить Маниже в заслугу. Сейчас кому-то может что-то не нравиться, что-то быть непонятным. Но ведь было голосование по этому поводу. Не исключаю, что голосовали люди, голосовавшие за тех сенаторов и депутатов, которые сейчас возмущаются. Парламентарии ведь тоже продукт голосования. Я бы призвал всех уважительнее относиться к результатам голосований.

Какую музыку, рождённую в новой реальности, вы послушали и заметили в ней нечто иное, чего не было до пандемии?

— Я не делю музыку на музыку до пандемии и после. Музыка не заметила это. Музыка неуязвима для пандемии, как любовь неуязвима для страха.

Шаповалов_1 в хвост перед справкой.png

Николай Нелюбин специально для «Нового проспекта»

Справка «Нового Проспекта»:

Иван Николаевич Шаповалов. Родился 28 мая 1966 в городе Котово Волгоградской области в семье художника и школьного учителя физики. После физико-математической школы в 1990 году окончил Саратовский медицинский институт, специализация — «Детская и подростковая психиатрия». Работал врачом в психиатрической больнице города Балаково. Параллельно занимался частной детской психокоррекционной практикой.

В 1992 году создал организацию «Служба формирования общественного мнения «Контекст». Услугами Шаповалова пользовался, в частности, предвыборный штаб будущего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова.

В 1992—1994 годах работал в отделе рекламы и маркетинга страховой компании «Славия» и негосударственного пенсионного фонда «Российский капитал».

С 1994 года работал сценаристом рекламных роликов.

С 1996 года работал в «Русской винно-водочной компании».

В 1997—1998 годах работал в рекламном агентстве Ark J. Walter Thompson.

В 1998 году Шаповалов снял рекламный ролик напитков «Пейте без остановки напитки из Черноголовки», в озвучивании которого принимала участие будущая солистка «Тату» Лена Катина. На съёмках познакомился с журналистом НТВ Еленой Кипер, будущем сопродюсером группы. В 1999 году Лена Катина записывает первые несколько песен. В их числе вошедшая в дебютный альбом «Я твой враг» и неизданная «Югославия». Позже в группу приходит Юля Волкова. Иван Шаповалов становится продюсером нового проекта и директором издающей «Тату» компании «Неформат».

В 2000 году выходит сингл «Я сошла с ума», который моментально делает проект мегапопулярным. В 2001 году Шаповалов подписал контракт с российским отделением лейбла Universal Music на выпуск трёх альбомов «Тату». Дебютная пластинка «200 по встречной» становится платиновой в России и Европе. В 2002 году выходит англоязычный вариант «200 km/h in the Wrong Lane». Общий объём продаж альбома превысил 7 млн экземпляров по всему миру и несколько сотен тысяч в России и СНГ.

Промотур в США был украшен скандальной акцией, когда на фоне начала военной кампании НАТО в Ираке вокалистки «Тату» появлялись в прямых эфирах американских телеканалов в майках с надписью «Х. войне». В 2003 году группа активно гастролировала по всему миру.

В мае 2003 года Шаповалов планировал клип на Красной площади с участием нескольких сотен девушек в школьных юбках. Однако милиция пресекла мероприятие, задержав продюсера. В том же году Шаповалов пытался выдвинуть солисток «Тату» в кандидаты в президенты России. Для преодоления возрастного ценза в 35 лет он предлагал сложить возраст певиц.

В том же году группа представила Россию на «Евровидении». Группа планировала эпатировать публику с помощью муляжей автоматического оружия, но от идеи пришлось отказаться. Организаторы конкурса предупредили, что в случае хулиганства группа будет дисквалифицирована. В итоге в прямом эфире выступление «Тату» было показано только крупным планом. Группа заняла третье место (164 балла), после Турции (167 баллов) и Бельгии (165 баллов).

В 2004 году на телеканале СТС запускается реалити-шоу «Тату в Поднебесной», где в прямом эфире группа пытается записать новый альбом. Записи шли в гостинице «Пекин», где Шаповалов параллельно работал с молодыми исполнителями со всей страны. Альбом не был завершён, но по следам проекта был издан сборник «Поднебесная №1», где один из треков поёт Лена Катина. Шаповалов покидает проект. Дальнейшие записи и здания проходят без него.

В 2004 году на церемонии BMI Honors Top European Songwriters and Publishers at Annual London Awards Шаповалов был награждён медалью в номинации Pop Awards. Композиция All the Things She Said, соавтором которой он является, прозвучала в эфире более 2 млн раз и заняла в номинации поп-музыки первое место, опередив It’s My Life группы No Doubt.

С 2004 года продюсер работает с певицей Nato — Натальей Шевляковой из Челябинска. Проекту не удаётся провести большие презентации, так как выбранный Шаповаловым образ певицы в наряде шахидки вызывает протесты профильных чиновников как в России, так и за рубежом.

Работал с группой «7Б» над альбомом «Инопланетен» (2004).

С 2007 года был совладельцем интернет-магазина Mp3search.ru.

В последние годы — руководитель проекта Podnebeses, который развивает традиции реалити-шоу 2004 года, но без эфиров на ТВ. Этот международный музыкальный проект, где десятки исполнителей поют на родных языках ( SoundCloud, Instagram, Facebook, VK). В настоящее время организует записи и выступления молодых музыкантов в рамках проекта " Соседи».

Читайте интервью «Нового проспекта» с экс-солисткой «Тату», которое выходило к 20-летию начала знаменитого поп-проекта:
Лена Катина: «Очень много стало тусовщиков в шоу-бизнесе»


К списку новостей