Ар-деко: короткий, но прекрасный век
Поделитесь публикацией!

Ар-деко: короткий, но прекрасный век

Валерия Тёмкина 30 октября 2020
Ар-деко: короткий, но прекрасный век
В Синей спальне Зимнего дворца в эти дни проходит уникальная выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергея Морозова и Евгения Герасимова». Она должна стать началом нового этапа в изучении стиля, возникшего между двумя мировыми войнами, великолепного и наполненного предчувствием грядущей катастрофы.

Вещи — дорогие, но стильные — были востребованы «новыми буржуа» в 1920–1930-х годах в Европе. В них видели и символ личного благополучия, и подтверждение собственного хорошего вкуса, и соответствие духу безумного времени. «Это был век чудес, это был век искусства, это был век крайностей и век сатиры», — писал Фрэнсис С. Фицджеральд в «Отзвуках века джаза». Благодаря интересу к роскоши керамисты, ювелиры, мебельщики, скульпторы стали создавать произведения в стиле ар-деко. Мелкая пластика — одно из направлений: яркое, полное энергии, самобытное. В России 1920–1930-х годов господствовала совсем иная идеология и, как следствие, искусство, поэтому у нас ар-деко не могло родиться и прижиться. Отсюда возникает большой интерес к этому стилю.
выставка ар-деко
На выставке можно увидеть 56 статуэток и скульптурных групп, созданных мастерами из Германии, Франции, Австрии и других стран. Евгений Герасимов и Сергей Морозов собирали эту коллекцию по крупицам несколько десятилетий. Экспонаты приобретали в антикварных салонах России и Европы, на антикварных рынках и различных аукционах. 
выставка ар-деко
«Стиль ар-деко увлек меня, когда я начинал собирать ленинградскую графику 1920–1930-х годов. В то время он развивался в западной Европе и отражал совсем другие настроения и тенденции в обществе. Ар-деко — это безусловная вера в красоту, смелость, движение вперед. Сейчас мы во многом живем прошлым, гордимся им, говорим о нем. Будто всё хорошее у нас было только в прошлом — от балета до хоккея и архитектуры. Стиль ар-деко, наоборот, дарит ощущение будущего. Мы показываем людям собранную в одном месте красоту, которую еще никто никогда не видел. Хочется верить, что теперь, увидев ее, они ощутят вдохновение, легкость, энергию», — говорит Евгений Герасимов, коллекционер.
выставка ар-деко
По его словам, одной из главных задач было показать всё многообразие мелкой пластики ар-деко. На выставке представлены самые разные образцы: подставки для книг, анималистические композиции, копии популярных сюжетов в маленьком и большом размере, статуэтки как известных авторов, так и тех, кто знаком лишь специалистам. «Замечательно, что удалось сделать эту выставку и привлечь внимание именно к мелкой пластике, которая так мало изучена», — добавляет Евгений Герасимов.
выставка ар-деко
Представленные экспонаты выполнены в сложной хрисоэлефантинной технике. Воздушная хрупкость и нежность слоновой кости сочетается с тяжестью и основательностью чеканной бронзы. Постаменты из мрамора и оникса дополняют композицию, придают ей завершённость.
выставка ар-деко

Что такое ар-деко?

Ар-деко (от французского art déco — «декоративное искусство») — стилевое течение в искусстве 1920–1940-х годов в Западной Европе и США. Термин «ар-деко» возник после Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года в Париже (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Выставка продемонстрировала становление нового направления и фазу его расцвета в Европе и поставила произведения ар-деко в один ряд с авангардными скульптурами и картинами.
выставка ар-деко
Для ар-деко характерны смелые геометрические решения при строгой точности линий, этнические мотивы и контрастные цвета, внимание к эстетике технического прогресса и механизации, применение современных эпохе материалов. При этом авторы стремились к использованию дорогих тканей, кожи и камней.
выставка ар-деко
Мелкая пластика ар-деко балансирует между элитарностью и массовостью. Чаще всего работы не создавались под конкретного заказчика и должны были, с одной стороны, впечатлять, а с другой — предлагать знакомые визуальные образы: показывать танцовщиков из дягилевских «Русских сезонов», фигуры с рекламных плакатов или открыток, популярных актёров и спортсменов. В живописи распространены авторские копии, но скульптура из-за сложности производства должна продаваться тиражами. При этом, несмотря на серийное производство, в случае с ар-деко нельзя найти две идентичные композиции.
выставка ар-деко
Как говорит Елена Карчёва, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, отличия можно найти в мелких деталях. На выставке можно увидеть две, казалось бы, одинаковые статуэтки «Девушка с веслом» Фердинанда Прайса. При этом если внимательно приглядеться, можно заметить, что они отличаются друг от друга цветом волос, кофточек, видом туфель.
выставка ар-деко
«Огромную поддержку мы получили от Эрмитажа, который сумел организовать экспозицию предметов из частных коллекций: искусство может и должно быть общедоступным. К выставке подготовлен прекрасный каталог, и это тоже огромная заслуга сотрудников музея. Эпоха ар-деко длилась совсем недолго, около 15 лет, и оказалась яркой, но мимолетной звездой в искусстве XX века. К сожалению, она почти не представлена скульптурами отечественных мастеров — в то время в нашей стране царствовала совсем другая стилистика. Тем не менее ар-деко — это важная часть наследия XX века, и хотелось бы, чтобы о ней узнало как можно больше людей. Этот стиль, несомненно, представляет огромный интерес для всех любителей искусства: он вдохновляет и дарит позитивные эмоции», — рассказывает коллекционер Сергей Морозов.
выставка ар-деко

О стиле

Стиль ар-деко проявлял себя в живописи, моде, украшениях, архитектуре, интерьерах. Однако чаще всего он предлагал вещи роскошные и великолепные, но созданные для повседневности. Ар-деко стал в том числе реакцией на потрясения Первой мировой войны, квинтэссенцией жажды жизни, стремления к счастливому существованию.
выставка ар-деко
Отношение к ар-деко было двойственным. Например, архитектор Ле Корбюзье считал этот стиль слишком декоративным, а некоторые современники воспринимали его исключительно как продолжение модерна. Только в конце 1960-х годов направление реабилитировал британский искусствовед Бевис Хиллиер в книге «Ар-деко 20-х и 30-х годов». На предмете мелкой пластики первое исследование провёл ещё один британец Виктор Арвас в 1972 году. Результатом стала книга «Скульптура ар-деко: хрисоэлефантинные статуэтки 1920-х и 1930-х гг.».
выставка ар-деко
На выставке в Синей спальне можно увидеть статуэтки, которые демонстрируют чудеса технического исполнения и стилистическое многообразие ар-деко в контексте мелкой пластики. Экспонаты подобраны таким образом, чтобы среди работ признанных мастеров (румынского скульптора Деметра Чипаруса, работавшего в Париже, австрийских авторов Бруно Заха и Герды Готтштейн, немца Фердинанда Прайса и пр.) нашли своё место и композиции менее популярных авторов. Например, русский скульптор Георгий Лавров, который в 1920–1930 годах жил в Париже, создавал в том числе работы в стиле ар-деко. Именно короткий период эмиграции позволил ему отстроиться от советского искусства. Одна из его скульптурных анималистических композиций — «Охота на фазана» — представлена на выставке. 
выставка ар-деко
Кроме того, в ограниченном пространстве одного зала удаётся показать разные направления и национальные особенности: например, мы видим, что французские скульпторы больше работают с театральными образами, а немецкие показывают спортивную раскрепощённость, новые женские профессии. Фантазия авторов простирается от эротичности и фривольности, античной атлетичности к миру танца или сохранению короткого момента повседневной жизни.
выставка ар-деко
Так, обращает на себя внимание статуэтка «Стек» Бруно Заха. Этот скульптор часто изображал молодых женщин, подчёркнуто эмансипированных, властных, самоуверенных и чувственных. В арсенале его приемов демонстрация фигур неглиже, контрастное цветовое сочетание кости и чёрной патины, использование подставок из чёрного с желтоватыми прожилками мрамора, оникса или сланца разных оттенков. Его работы шокировали современников откровенностью и пользовались большой популярностью.
выставка ар-деко
Совсем другую сторону спектра пластики ар-деко показывает, например, «Восточная танцовщица» Деметра Чипаруса. Считается, что скульптор создал её под впечатлением от «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Элементы одежды молодой женщины — шаровары, головной убор и другие детали — отсылают нас к балету «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова и костюмам художника Леона Бакста. 
выставка ар-деко

Ар-деко в России

Когда в Европе и США развивался ар-деко, в России западное искусство было под запретом как идеологически чуждое. При этом прослеживается влияние русской культуры на европейский модерн и ар-деко через живопись, танец, балет.
выставка ар-деко
Кроме того, стиль ар-деко оказал воздействие на развитие советской архитектуры 1930-х: его черты узнаваемы в облике некоторых павильонов московского метрополитена, зданий Библиотеки им. В.И. Ленина и Государственного архива. Главная особенность — подчёркнутая функциональность при усложнении внешнего вида построек.
выставка ар-деко
Век ар-деко был коротким, но прекрасным. Как отмечает куратор выставки Елена Карчёва, несмотря на то что скульптуры радовали человеческий глаз и украшали интерьер, с началом Второй мировой войны увлеченность ими угасла: бронза стала стратегическим материалом, а у людей появились другие проблемы.
выставка ар-деко
При этом интерес к стилю после 1960-х годов не проходит: поп-арт, пин-ап, графический дизайн — самые разные направления искусства находят в нём вдохновение. Сегодня особенно ярко ар-деко проявляет себя в дизайне интерьеров и моде. В России экспонаты ушедшей эпохи чаще всего находят место в частных коллекциях, собранных с любовью и вниманием к каждой детали. Мелкую пластику можно купить на аукционах, встретить в антикварных магазинах, на отдельных выставках. 
выставка ар-деко
Выставка в Эрмитаже продлится до 17 января. В дальнейших планах Евгения Герасимова провести выставку работ основателя группы «Старый город» Яна Антонышева в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков. 
выставка ар-деко
выставка ар-деко
выставка ар-деко

выставка ар-деко
выставка ар-деко
выставка ар-деко

Возврат к списку