Ар-деко: короткий, но прекрасный век
В Синей спальне Зимнего дворца в эти дни проходит уникальная выставка «Мелкая пластика ар-деко из собраний Сергея Морозова и Евгения Герасимова». Она должна стать началом нового этапа в изучении стиля, возникшего между двумя мировыми войнами, великолепного и наполненного предчувствием грядущей катастрофы.
Вещи — дорогие, но стильные — были востребованы «новыми буржуа» в 1920–1930-х годах в Европе. В них видели и символ личного благополучия, и подтверждение собственного хорошего вкуса, и соответствие духу безумного времени. «Это был век чудес, это был век искусства, это был век крайностей и век сатиры», — писал Фрэнсис С. Фицджеральд в «Отзвуках века джаза». Благодаря интересу к роскоши керамисты, ювелиры, мебельщики, скульпторы стали создавать произведения в стиле ар-деко. Мелкая пластика — одно из направлений: яркое, полное энергии, самобытное. В России 1920–1930-х годов господствовала совсем иная идеология и, как следствие, искусство, поэтому у нас ар-деко не могло родиться и прижиться. Отсюда возникает большой интерес к этому стилю.
На выставке можно увидеть 56 статуэток и скульптурных групп, созданных мастерами из Германии, Франции, Австрии и других стран. Евгений Герасимов и Сергей Морозов собирали эту коллекцию по крупицам несколько десятилетий. Экспонаты приобретали в антикварных салонах России и Европы, на антикварных рынках и различных аукционах.
«Стиль ар-деко увлек меня, когда я начинал собирать ленинградскую графику 1920–1930-х годов. В то время он развивался в западной Европе и отражал совсем другие настроения и тенденции в обществе. Ар-деко — это безусловная вера в красоту, смелость, движение вперед. Сейчас мы во многом живем прошлым, гордимся им, говорим о нем. Будто всё хорошее у нас было только в прошлом — от балета до хоккея и архитектуры. Стиль ар-деко, наоборот, дарит ощущение будущего. Мы показываем людям собранную в одном месте красоту, которую еще никто никогда не видел. Хочется верить, что теперь, увидев ее, они ощутят вдохновение, легкость, энергию», — говорит Евгений Герасимов, коллекционер.
По его словам, одной из главных задач было показать всё многообразие мелкой пластики ар-деко. На выставке представлены самые разные образцы: подставки для книг, анималистические композиции, копии популярных сюжетов в маленьком и большом размере, статуэтки как известных авторов, так и тех, кто знаком лишь специалистам. «Замечательно, что удалось сделать эту выставку и привлечь внимание именно к мелкой пластике, которая так мало изучена», — добавляет Евгений Герасимов.
Представленные экспонаты выполнены в сложной хрисоэлефантинной технике. Воздушная хрупкость и нежность слоновой кости сочетается с тяжестью и основательностью чеканной бронзы. Постаменты из мрамора и оникса дополняют композицию, придают ей завершённость.
Что такое ар-деко?
Ар-деко (от французского art déco — «декоративное искусство») — стилевое течение в искусстве 1920–1940-х годов в Западной Европе и США. Термин «ар-деко» возник после Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года в Париже (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Выставка продемонстрировала становление нового направления и фазу его расцвета в Европе и поставила произведения ар-деко в один ряд с авангардными скульптурами и картинами.
Для ар-деко характерны смелые геометрические решения при строгой точности линий, этнические мотивы и контрастные цвета, внимание к эстетике технического прогресса и механизации, применение современных эпохе материалов. При этом авторы стремились к использованию дорогих тканей, кожи и камней.
Мелкая пластика ар-деко балансирует между элитарностью и массовостью. Чаще всего работы не создавались под конкретного заказчика и должны были, с одной стороны, впечатлять, а с другой — предлагать знакомые визуальные образы: показывать танцовщиков из дягилевских «Русских сезонов», фигуры с рекламных плакатов или открыток, популярных актёров и спортсменов. В живописи распространены авторские копии, но скульптура из-за сложности производства должна продаваться тиражами. При этом, несмотря на серийное производство, в случае с ар-деко нельзя найти две идентичные композиции.
Как говорит Елена Карчёва, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, отличия можно найти в мелких деталях. На выставке можно увидеть две, казалось бы, одинаковые статуэтки «Девушка с веслом» Фердинанда Прайса. При этом если внимательно приглядеться, можно заметить, что они отличаются друг от друга цветом волос, кофточек, видом туфель.
«Огромную поддержку мы получили от Эрмитажа, который сумел организовать экспозицию предметов из частных коллекций: искусство может и должно быть общедоступным. К выставке подготовлен прекрасный каталог, и это тоже огромная заслуга сотрудников музея. Эпоха ар-деко длилась совсем недолго, около 15 лет, и оказалась яркой, но мимолетной звездой в искусстве XX века. К сожалению, она почти не представлена скульптурами отечественных мастеров — в то время в нашей стране царствовала совсем другая стилистика. Тем не менее ар-деко — это важная часть наследия XX века, и хотелось бы, чтобы о ней узнало как можно больше людей. Этот стиль, несомненно, представляет огромный интерес для всех любителей искусства: он вдохновляет и дарит позитивные эмоции», — рассказывает коллекционер Сергей Морозов.
О стиле
Стиль ар-деко проявлял себя в живописи, моде, украшениях, архитектуре, интерьерах. Однако чаще всего он предлагал вещи роскошные и великолепные, но созданные для повседневности. Ар-деко стал в том числе реакцией на потрясения Первой мировой войны, квинтэссенцией жажды жизни, стремления к счастливому существованию.
Отношение к ар-деко было двойственным. Например, архитектор Ле Корбюзье считал этот стиль слишком декоративным, а некоторые современники воспринимали его исключительно как продолжение модерна. Только в конце 1960-х годов направление реабилитировал британский искусствовед Бевис Хиллиер в книге «Ар-деко 20-х и 30-х годов». На предмете мелкой пластики первое исследование провёл ещё один британец Виктор Арвас в 1972 году. Результатом стала книга «Скульптура ар-деко: хрисоэлефантинные статуэтки 1920-х и 1930-х гг.».
На выставке в Синей спальне можно увидеть статуэтки, которые демонстрируют чудеса технического исполнения и стилистическое многообразие ар-деко в контексте мелкой пластики. Экспонаты подобраны таким образом, чтобы среди работ признанных мастеров (румынского скульптора Деметра Чипаруса, работавшего в Париже, австрийских авторов Бруно Заха и Герды Готтштейн, немца Фердинанда Прайса и пр.) нашли своё место и композиции менее популярных авторов. Например, русский скульптор Георгий Лавров, который в 1920–1930 годах жил в Париже, создавал в том числе работы в стиле ар-деко. Именно короткий период эмиграции позволил ему отстроиться от советского искусства. Одна из его скульптурных анималистических композиций — «Охота на фазана» — представлена на выставке.
Кроме того, в ограниченном пространстве одного зала удаётся показать разные направления и национальные особенности: например, мы видим, что французские скульпторы больше работают с театральными образами, а немецкие показывают спортивную раскрепощённость, новые женские профессии. Фантазия авторов простирается от эротичности и фривольности, античной атлетичности к миру танца или сохранению короткого момента повседневной жизни.
Так, обращает на себя внимание статуэтка «Стек» Бруно Заха. Этот скульптор часто изображал молодых женщин, подчёркнуто эмансипированных, властных, самоуверенных и чувственных. В арсенале его приемов демонстрация фигур неглиже, контрастное цветовое сочетание кости и чёрной патины, использование подставок из чёрного с желтоватыми прожилками мрамора, оникса или сланца разных оттенков. Его работы шокировали современников откровенностью и пользовались большой популярностью.
Совсем другую сторону спектра пластики ар-деко показывает, например, «Восточная танцовщица» Деметра Чипаруса. Считается, что скульптор создал её под впечатлением от «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Элементы одежды молодой женщины — шаровары, головной убор и другие детали — отсылают нас к балету «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова и костюмам художника Леона Бакста.
Ар-деко в России
Когда в Европе и США развивался ар-деко, в России западное искусство было под запретом как идеологически чуждое. При этом прослеживается влияние русской культуры на европейский модерн и ар-деко через живопись, танец, балет.
Кроме того, стиль ар-деко оказал воздействие на развитие советской архитектуры 1930-х: его черты узнаваемы в облике некоторых павильонов московского метрополитена, зданий Библиотеки им. В.И. Ленина и Государственного архива. Главная особенность — подчёркнутая функциональность при усложнении внешнего вида построек.
Век ар-деко был коротким, но прекрасным. Как отмечает куратор выставки Елена Карчёва, несмотря на то что скульптуры радовали человеческий глаз и украшали интерьер, с началом Второй мировой войны увлеченность ими угасла: бронза стала стратегическим материалом, а у людей появились другие проблемы.
При этом интерес к стилю после 1960-х годов не проходит: поп-арт, пин-ап, графический дизайн — самые разные направления искусства находят в нём вдохновение. Сегодня особенно ярко ар-деко проявляет себя в дизайне интерьеров и моде. В России экспонаты ушедшей эпохи чаще всего находят место в частных коллекциях, собранных с любовью и вниманием к каждой детали. Мелкую пластику можно купить на аукционах, встретить в антикварных магазинах, на отдельных выставках.
Выставка в Эрмитаже продлится до 17 января. В дальнейших планах Евгения Герасимова провести выставку работ основателя группы «Старый город» Яна Антонышева в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков.