Андрей Макаревич*: «Музыкантам необходим живой контакт с живой аудиторией»
Основатель «Машины времени» Андрей Макаревич (2 сентября 2022 года включен Минюстом в список физлиц-иноагентов) перед поездкой на форум «СловоНово» в черногорской Будве в небольшом блиц-интервью рассказал «Новому проспекту», почему необходимо вакцинироваться от COVID-19 (он сам это сделал одним из первых) и что самое страшное для музыкантов в ковидной действительности.
Вы выступаете на «СловоНово» в черногорской Будве, в попечительский совет которого входит Марат Гельман (галерист, арт-менеджер, политтехнолог; в 1995 году создал вместе с Глебом Павловским Фонд эффективной политики. — Прим. «НП»). Форум проводится с 2018 года и является популярной площадкой для дискуссий по широкому кругу тем: от проблем русскоязычных СМИ в Европе до вопросов интеграции русской культуры в европейскую. Что будут обсуждать в этот раз?
— Я туда только завтра лечу, так что пока рано делиться впечатлениями.
Вы недавно выступали на «Аксёнов-фесте» в Казани. Насколько изменился формат концертов за время коронавируса?
— О философских тенденциях говорить неуместно, по меньшей мере. Изменилось только то, что мы, к сожалению, не можем вернуться к нормальному заполнению залов: где-то ограничения в 50% по заполняемости, где-то 75%, а где-то до сих пор продолжают отменять и переносить концерты уже на протяжении 2 лет. Всё это очень печально, хотя я понимаю необходимость. Я думаю, что как только население у нас поумнеет наконец, на что надежды мало, и процент привитых людей достигнет хотя бы — ну хотя бы! — 60%, а не 13%, как сейчас, эта картина изменится в лучшую сторону.
По сообщениям СМИ, вы за время пандемии создали свою новую книгу «Двенадцать месяцев — двенадцать рассказов», о которой рассказали на фестивале «Аксёнов-фест».
— Это никакая не книга, поверьте мне. Это просто двенадцать рассказов, написанных для журнала «Русский пионер», с которым сотрудничаю уже много лет. Я их просто собрал вместе и прочитал на аксёновском фестивале. Для книги это маловато, знаете.
Тем не менее во время пандемии вы с «Машиной времени» смогли записать альбом «В метре». После релиза в ноябре 2020 он занял первое место в списке альбомов, которые лучше всего скачиваются в российском iTunes.
— Ну нельзя же сидеть 2 года и ничего не делать. Конечно, мы что-то делаем. Но могли бы делать больше, если бы вокруг была нормальная обстановка.
У вас есть рецепт выживания в этой обстановке? Что бы вы посоветовали коллегам?
— Я никому не даю совета, пока у меня его не спросят. Очень неблагодарное занятие.
Насколько были эффективны, на ваш взгляд, онлайн-трансляции концертов, которые делали джазовые музыканты во время карантина, выступая за донаты?
— Вы понимаете прекрасно, что это всё вынужденная мера.
Конечно.
— Так о чём говорить? Музыкантам необходим живой контакт с живой аудиторией.
Может ли государство, на ваш взгляд, как-то поддержать музыкантов сейчас?
— Может, но не будет.
Вы недавно рассказывали свой страшный сон: что играете с «Машиной времени» концерт и забыли после первых двух строчек слова и мелодию. Это самое страшное для вас в происходящей действительности?
— Самое страшное, если пандемия будет расти. Честно говоря, мне вообще не хотелось бы даже думать, как это повлияет не только на судьбу музыкантов, но и на судьбу человечества.
Поэтому стоит прививаться всем?
— Безусловно. Причем стоит это сделать ещё позавчера.
Но есть и хорошие новости. Ваш сын, 34-летний актер Иван Макаревич, получил приз фестиваля сериалов «Пилот» в категории «Лучшая роль второго плана» за роли сразу в нескольких картинах. Гордитесь им?
— В какой-то степени — конечно.
При вашем напряженном графике вам удавалось найти время на то, чтобы развивать в детях творческое начало?
— Думаете, чтобы быть талантливыми, им необходимо какое-то максимальное общение со мной? По-моему, они достаточно самостоятельные люди. Я ничего для этого не делаю, упаси Господь. Что я могу для этого делать? Когда возникает такая потребность, они со мной советуются.
В июне этого года по требованию МВД ваше интервью «О письмах Путину, гонорарах «Машины» и ЛСД», которое вы в 2019 году дали Ксении Собчак, Роскомнадзор внес в реестр запрещенной информации из-за пропаганды наркотиков, а видеохостинг YouTube заблокировал к нему доступ. Как вы это прокомментируете?
— А что я могу по этому поводу сказать? Пусть Роскомнадзор комментирует. По-моему, чушь собачья. Но что изменится от того, что я это скажу?
По-моему, они разблокировали на днях.
— Я даже не интересовался.
Вы в интервью «Новой газете» в феврале 2020 говорили, что начинаете понимать прелесть долгих переездов: можно почитать книгу.
— Во время поездки очень хорошо читать книгу, потому что в переезде больше заняться нечем. В Москве на это обычно не хватает времени.
Что вы прочли за последнее время?
— Transhumanism Inc. Пелевина, «Истребитель» Дмитрия Быкова, «Оправдание Острова» Евгения Водолазкина.
10 ноября в Москве Андрея Макаревича можно будет увидеть воочию. В «Вегас Холле» состоится большой концерт проекта Yo5.
Yo5 — это проект, состоящий из Андрея Макаревича (гитара, вокал), Евгения Борца (клавишные), Сергея Хутаса (бас), Давида Ткебучава (барабаны) и Тимура Некрасова (духовые). Группа играет песни из репертуара «Машины Времени» и сольных дисков Андрея Макаревича в джазовых обработках.
Фото из личного архива Андрея Макаревича
* 2 сентября 2022 года включен Минюстом в список физлиц-иноагентов