Непрозрачное стекло. Обанкротилась петербургская сеть оптики «Точка зрения»

Крупная петербургская сеть оптик «Точка зрения» вошла в конкурсное производство. Из 20 салонов в Петербурге у нее осталось только четыре. Продавцам оптики всё сложнее конкурировать с маркетплейсами, где можно заказать изготовление очков по электронному рецепту. Приходится повышать сервис, говорят эксперты.

Решением арбитражного суда Петербурга и Ленобласти ООО «Точка зрения СПб» признано несостоятельным. В отношении компании открыто конкурсное производство на 6 месяцев. Конкурсным управляющим назначен Вадим Кедров. Информация об этом появилась на сайте ЕФРСБ.

Процедура наблюдения на предприятии длилась с октября 2024 года. И, по мнению экспертов рынка, шансов на оздоровление у «Точки зрения» очень мало.

«Закон предусматривает возможность перехода из конкурсного производства к внешнему управлению, если будет выявлена возможность восстановления платежеспособности должника. Однако это происходит очень редко», — комментирует Роман Пархоменко, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper. По его словам, реабилитационные процедуры в делах о банкротстве юридических лиц — это экзотика. «Банкротство в РФ — это всё еще инструмент расчетов с кредиторами, а не способ спасения компаний, попавших в тяжелую финансовую ситуацию», — отмечает он.

Сокращение строптивой

Иск о признании ООО «Точка зрения СПб» банкротом летом прошлого года подал Альфа-банк. Сумма требований банка к сети превышала 65 млн рублей.

Компания «Точка зрения СПб» управляет одноименной сетью оптик. По данным на июль 2024 года, сеть включала 20 магазинов в Петербурге и два магазина в Москве. Сейчас, по данным портала 2GIS, в Петербурге действует один магазин сети в «Невском центре». Сервис «Яндекс.Карты» указывает, что магазины «Точки зрения» в Петербурге работают также на Якорной, Народной и Малой Балканской улицах.

По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка ООО «Точка зрения СПб» на конец 2023 года составляла 645,3 млн рублей, чистая прибыль — 15,3 млн рублей. Финансовых данных за 2024 год пока нет. Компания в равных долях принадлежит Антону Захарову и Илье Юркову.

Эксперты говорят, что «Точка зрения» перестала быть заметным игроком еще несколько лет назад, и из-за ее ухода рынок не пострадает.

«Когда какая-то сеть покидает рынок, ее место быстро занимают другие игроки. Клиенты не остаются без выбора, рынок всегда подвижен», — комментирует один из игроков рынка. В Петербурге сейчас три основных игрока: «Счастливый взгляд», «Зайди — увидишь» и «Питер Оптика», уточнил он.

Стабильность без динамики

Объем российского рынка оптики в 2024 году оценивался в 90 млрд рублей. Самую заметную долю на нем занимал Центральный федеральный округ (37%), далее шли Северо-Западный (17%) и Приволжский (15%) округа.

По словам исполнительного директора сети оптик «Счастливый взгляд» Виктора Дьяконова, в натуральном выражении рынок практически не растет. «Мы видим стабильность без заметной динамики. Зато в денежном выражении есть небольшой рост. Он обусловлен не увеличением объемов, а ростом средней цены продукции. Причем это касается как очков, так и линз — оба сегмента развиваются схожим образом», — комментирует он.

«Рынок оптики растет планомерно и разносторонне. Увеличиваются продажи и очков, и мягких контактных линз. Растет и средний чек. Параллельно растет востребованность коррекции зрения жесткими «ночными линзами», а также процедур лазерной коррекции в офтальмологической клинике», — оценивает ситуацию главный врач клиники микрохирургии глаза «Я вижу» Виталий Авалиани.

Ставка на сервис

Эксперты говорят, что конкуренция на рынке оптики есть, но он остается слабо консолидированным. На долю топ-10 компаний приходится не более 35%. «Эта доля в ближайшие годы будет расти и концу 2028 года может достичь 50%», — прогнозирует Виктор Дьяконов.

«Конкуренция растет, поскольку развивается сегмент интернет-торговли. Уже можно заказать изготовление очков на маркетплейсе по электронному рецепту. Поэтому в салонах оптики важны сервис и индивидуальный подход к каждому пациенту. На маркетплейсах этого нет», — отмечает Виталий Авалиани.

Каким ты был, таким ты и остался

В структуре продаж на оптическом рынке, по данным Gfk, наибольшую долю традиционно занимают линзы для очков (43%), далее — контактные линзы (27%) и оправы (20%). В 2024 году наибольший рост показали контактные линзы — их продажи увеличились на 9%.

«Зарубежные производители с рынка очковых и контактных линз не ушли, поставки идут в обычном режиме. Хорошо укрепил свои позиции крупный российский производитель очковых линз — завод рецептурной оптики «ОДВ», — рассказывает Виталий Авалиани.

«Основные бренды в сегменте мягких контактных линз — Johnson & Johnson, Alcon, CooperVision — продолжают быть лидерами. Рынок не претерпел серьезных изменений. Альтернативы появляются, но массового перехода на продукцию других стран-производителей мы не видим», — отмечает Виктор Дьяконов.

Вслед за модой

Частота смены очков одним потребителем осталась прежней — раз в 3 года. «Но покупатели в возрасте от 18 до 35 лет меняют очки чаще, примерно раз в 1,5–2 года из-за приверженности моде», — констатирует Виктор Дьяконов.

По словам Виталия Авалиани, покупатели не стали переходить на более дешевые модели очков. «Однако стала больше востребована мультифокальная коррекция. То есть люди предпочитают приобрести пару дорогих, но качественных очков. Такие модели имеют несколько фокусов, например для работы вблизи и для зрения на среднем расстоянии», — говорит он.

«Некоторые потребители «миксуют» и очки, и линзы, причем некоторые пациенты носят линзы только летом для того, чтобы их можно было сочетать с солнцезащитными очками», — добавили представители сети «Зайди — увидишь».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня