Нейросети съедают прибыль музыкантов

Иллюстрация сгенерирована ChatGPT

Российские музыкальные правообладатели теряют миллиарды рублей в год из-за нейросетей. Такие данные приводит Ассоциация музыкальной индустрии (АМИ). Эксперты считают, что исправить ситуацию можно, только жестко зарегулировав отрасль на уровне законодательства.

Основные каналы распространения музыкального контента сегодня — это стриминговые сервисы и публичное исполнение, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. 
В Ассоциации музыкальной индустрии оценили ущерб, который наносит авторам и правообладателям широкое распространение музыки, сгенерированной ИИ, с учетом динамики роста музыкальной индустрии. По подсчетам АМИ, авторы и правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год, даже несмотря на то, что сам российский стриминг растет на 40% в год, то есть в 2 раза быстрее общемирового. Как полагают эксперты АМИ, к 2030 году потери правообладателей будут составлять уже 11 млрд рублей в год. В ассоциации при этом считают, что урегулировать отношения между авторами охраняемого контента и ИИ-индустрией мог бы законодатель.

Мировой бич

Выпадающие доходы правообладателей — проблема не только в России, но и во всём мире, где правовые коллизии по этому поводу тоже пока что не устранены. В Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) подсчитали: рынок сгенерированной музыки будет расти очень быстро: от €3 млрд в 2024 году до €64 млрд в 2028-м. К этому времени реальные исполнители могут потерять около 24% дохода из-за уменьшения гонораров за прослушивание песен.
Проблема в настройке нейросетей, в ходе которой используются самые разные объекты и в том числе охраняемый контент. 
«На сегодняшний день все крупные нейросети так или иначе настраивают, «скармливая» им объекты авторского права без согласия правообладателей, что является прямым нарушением их прав», — отмечает генеральный директор АМИ Валерий Дробыш, констатируя, что пока что ИИ-индустрия фактически игнорирует интересы авторов.
Судебные разбирательства между правообладателями и владельцами ИИ идут по всему миру не первый год, и количество резонансных дел растет в геометрической прогрессии. 
«Это совершенно неудивительно, ведь авторы и правообладатели на собственном кошельке ощущают наносимый им урон от незаконного использования, переработки, частичного копирования ИИ их интеллектуальной собственности без соответствующих выплат им вознаграждения», — говорит Дробыш.
В российских нормативных актах нет понятия нейросети. Нет там и юридического термина «дипфейк», а, соответственно, нет четких правил их использования. Формально существует Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, который постоянно дорабатывается. Но его положения носят рекомендательный характер.
С 1 января 2025 года в России вступило в силу несколько стандартов, регулирующих применение искусственного интеллекта в различных сферах, например в здравоохранении, образовании и дорожном строительстве. Однако понятия интеллектуальной собственности там пока нет.

Дальше — больше

Другая сторона проблемы, по словам Валерия Дробыша, заключается в том, что из года в год наблюдается увеличение доли генеративных произведений, которые используются в коммерческих целях различными пользователями. В частности, речь идет об основных каналах распространения музыкального контента — стриминговых сервисах, публичном исполнении, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирном и кабельном вещании. Вследствие этого авторский контент становится менее востребованным, и доходы правообладателей сокращаются.
По словам Валерия Дробыша, сегодняшние убытки правообладателей уже являются крайне весомыми и, по всем прогнозам, будут только расти: «Снижение доходов авторов и правообладателей, даже с учетом консервативного мирового прогноза дальнейшего роста музыкальных стримингов, составит в среднем порядка 8,5 млрд рублей в год. Аналогичным образом пострадает и их доход от фоновой музыки, объем которой составляет около 80% от всех доходов за публичное исполнение. Потери составят в среднем около 2,5 млрд рублей в год». 
В АМИ полагают, что переломить ситуацию смогли бы новые подходы в законодательном регулировании отрасли. «Ассоциация музыкальной индустрии совместно с ведущими экспертами национальной сферы интеллектуальной собственности готовит предложения для обеспечения защиты прав и соблюдения интересов авторов и правообладателей во взаимоотношениях с создателями систем искусственного интеллекта, которые, как мы надеемся, уже в ближайшем будущем лягут в основу соответствующих законодательных изменений», — заключил Валерий Дробыш.

Мировые жертвы нейросетей

В последние годы сразу несколько крупных исполнителей стали жертвами использования нейросетей, отмечают эксперты. Так, неизвестный пользователь создал фейковую песню Дрейка и The Weeknd, которая мгновенно стала вирусной. После этого компания Universal Music Group потребовала от стриминговых сервисов удалить подделку. В 2023 году в похожей ситуации оказался рэпер Трэвис Скотт: на YouTube был загружен альбом UTOP-AI (измененное название его альбома UTOPIA). Плейлист со сгенерированными треками в итоге также удалили с платформы.
А американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) подала иск в адрес создателей музыкальных ИИ-стартапов Suno и Udio. Основная претензия — использование лицензионного контента без разрешения правообладателей. Среди истцов — крупные лейблы Sony Music Entertainment, Warner Records и Universal Music Group.
Однако доказать злоупотребление авторскими правами со стороны музыкальных ИИ-стартапов довольно сложно, поэтому и необходимы четкие законодательные нормы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня