Не поделили бананы. Эквадорский поставщик фруктов банкротит экс-партнера из Петербурга

Фото: Frutadeli S.A.
Разногласия между крупным поставщиков бананов из Эквадора Frutadeli S.A. и его бывшим партнером из Петербурга, компанией «Троя Импорт», вышли на новый уровень. Не получив за поставки бананов 67 млн рублей, эквадорская компания обратилась в арбитраж Петербурга и Ленобласти с заявлением о признании петербургской компании несостоятельной. Юристы отмечают, что обращения в суд иностранцев с заявлениями о банкротстве российских должников не редкость.
Съели и не заплатили
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти в конце прошлой недели зарегистрировал заявление компании из Эквадора Frutadeli S.A. о признании несостоятельным петербургского ООО «Троя Импорт». Сумма требований к должнику составляет 67,1 млн рублей. Соответствующая информация опубликована в картотеке арбитражных дел.
Это заявление не первая попытка эквадорской компании получить от «Трои Импорт» деньги за поставки бананов, осуществленные еще в 2020 году. В ноябре 2023 года Frutadeli S.A. обратилась в петербургский арбитраж с иском о взыскании с российской компании $665,27 тыс. за сам товар и $122,6 тыс. процентов за пользование чужими деньгами. Спор длился почти полгода, петербургская компания оспаривала сам факт заключения договора с Frutadeli S.A. и возражала против цены контракта, исходя из которой эквадорский поставщик рассчитывал сумму исковых требований.
Однако суд первой инстанции частично встал на сторону истца и постановил взыскать с «Трои Импорт» $665,27 тыс. задолженности, а также $83,69 тыс. процентов за пользование чужими деньгами и 200 тыс. рублей госпошлины. Впоследствии справедливость этого решения подтвердили апелляционная и кассационная инстанция.
Первая подача
В начале февраля 2025 года Frutadeli S.A., не дождавшись выплаты долга, через сервис «Федресурс» уведомила о своем намерении обратиться с заявлением о признании ООО «Троя Импорт» несостоятельным. Примечательно, что петербургская компания 19 марта разместила на «Федресурсе» уведомление о намерении обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве.
Однако, как напоминает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель, при условии принятии арбитражным судом заявления Frutadeli S.A. о банкротстве ООО «Троя Импорт» и возбуждении соответствующего производства, более никто не может обращаться с аналогичным заявлением, в том числе и сам должник.
«Все последующие обращения кредиторов будут рассматриваться в рамках уже возбужденного дела о банкротстве как заявления об установлении требований кредитора в реестре конкурсных кредиторов», — добавляет юрист.
Равные права
Иностранные кредиторы участвуют в делах о банкротстве российских юридических лиц на тех же основаниях, что и отечественные компании, указывают юристы. Согласно ФЗ «О банкротстве», правом на обращение с заявлением о несостоятельности обладает конкурсный кредитор при условии наличия просроченной задолженности более 2 млн рублей, объясняет Сергей Учитель. По общему правилу, добавляет он, требование кредитора должно быть подтверждено решением суда, вступившим в законную силу.
В данном случае, указывает юрист, решение о взыскании долга в пользу эквадорской компании вступило в силу 13 октября 2024 года, после рассмотрения дела 13-м арбитражным апелляционным судом.
В целом же, констатирует руководитель адвокатской практики Ulezko.legal Александра Улезко, обращения в суд иностранцев с заявлениями о банкротстве российских должников не редкость. «А с учетом того, что Эквадор не входит в перечень недружественных стран, никаких, даже формальных препятствий истребовать свой долг путем возбуждения процедуры банкротства для эквадорской компании не существует», — подчеркивает Сергей Учитель.
Перспективы дела
Юристы полагают, что заявление эквадорской компании будет удовлетворено петербургским арбитражным судом. «Учитывая, что «Троя Импорт» опубликовала заявления о намерении обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве, возражать против введения процедуры банкротства должник, очевидно, не будет», — считает Александра Улезко.
«Если ООО «Троя Импорт» не погасит взысканную задолженность до рассмотрения заявления, то суд, вероятнее всего, признает заявление Frutadeli S.A. обоснованным и введет процедуру наблюдения», — согласен юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Артем Рудой.
«Эффективность процедуры банкротства будет зависеть от того, удастся ли обнаружить активы ООО «Троя Импорт» и вернуть их в конкурсную массу», — говорит Артем Рудой. «В случае отсутствия какого-либо имущества у должника закон «О банкротстве» предоставляет право обратиться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц: его директора, участников, также возможно оспаривание подозрительных сделок должника, заключенных в преддверии банкротства», — поясняет Сергей Учитель.
«Резкое снижение выручки ООО «Троя Импорт» в 2023–2024 годах с одновременным ростом финансовых показателей у аффилированной компании ООО «Найсфрут» может свидетельствовать о переводе бизнеса на данную компанию. Это может стать основанием для оспаривания сделок по выводу активов должника, а также для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности», — уточняет Артем Рудой.
«Если компания не вела хозяйственную деятельность в последние годы и у нее отсутствует имущество, то кредиторам останется оспаривать сделки и привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих лиц», — согласна Александра Улезко.
По данным ЕФРСБ, в среднем процент удовлетворения требований пострадавших кредиторов, независимо от страны инкорпорации, в процедурах банкротства не превышает 5%.
ООО «Троя Импорт», по данным сервиса «КонтурФокус», образовано в декабре 2014 года и является малым предприятием. Единственным владельцем юрлица является его учредитель и генеральный директор предприниматель Шиблиев Имран Орудж Оглы.
В 2024 году ООО «Троя Импорт» получило нулевую выручку и нулевую же чистую прибыль (в 2023 году выручка компании составляла 154,4 млн рублей, чистая прибыль — 2 млн рублей, в 2022 году эти показатели составляли 2,48 млрд рублей и 14,3 млн рублей соответственно).
Шиблиев также являлся единственным учредителем и участником ООО «Найсфрут», зарегистрированного в октябре 2019 года, однако, по данным сервиса «КонтурФокус», с конца января 2024 года 100% долей этого ООО перешли к его генеральному директору Ираде Мамедовой. Выручка «Найсфрут» в 2024 году составила 4,2 млрд рублей, что на 25% больше, чем в 2023 году, чистая прибыль выросла на 5%, до 37,8 млн рублей.

Фото: Frutadeli S.A.