Нажитое непосильным трудом. Как сохранить и передать капитал детям

Российские миллиардеры всё чаще задумываются о том, чтобы передать свои активы детям, которые, в свою очередь, не всегда готовы заниматься бизнесом родителей. «Новый проспект» разбирался, какие всё же есть способы передачи имущества в российском законодательстве.
Собственники частного капитала в последнее время стали более осознанно относиться к вопросам защиты капитала и семейного наследственного планирования. Это связано и с возрастом владельцев крупного частного капитала, и с тем, что культура наследственного планирования очень активно развивается в нашей стране. Такое развитие происходит в том числе благодаря громким наследственном делам, комментирует руководитель практики Private Wealth Maxima Legal Наталья Демина.
Об этой же тенденции говорит и Арутюн Саркисян, руководитель направления «Реструктуризация и банкротство» в «Некстонс СТП». По его словам, одной из насущных потребностей российского бизнеса сегодня становятся эффективные инструменты наследственного планирования. Интерес к ним связан со стремлением сохранить и приумножить капитал. При этом бизнес редко готовит себе смену, которая позволяет сохранить активы, не говоря уже об их преумножении. «На слуху последние громкие дела, когда после смерти бенефициара начинались полноценные корпоративные войны между наследниками и бизнес-партнерами. Ведь преемственность всегда влечет за собой риски», — говорит Арутюн Саркисян.
«Из нашей практики мы видим, что нечасто встречается ситуация, когда в семье у собственника частного капитала есть наследник, готовый заниматься вопросами управления капиталом, в том числе управления бизнесом, потому что он, наследник, слишком молод, живет за границей, имеет другие интересы», — подтверждает Наталья Демина.
Что учитывать
При планировании передачи активов важно учитывать два ключевых фактора — гражданство наследодателя и юрисдикцию, где сосредоточена значительная часть активов. Уже после этого можно ориентироваться на локальные механизмы, предусмотренные правом конкретной страны, говорит адвокат КА Pen & Paper Елена Гнездилова.
По ее словам, в целом можно выделить два глобальных подхода к распределению и защите активов: перераспределение при жизни и передача в порядке наследования. Эти механизмы можно сочетать между собой, поэтому оптимальное решение зависит от предпочтений наследодателя, его целей и расположения его активов, говорит Елена Гнездилова.
Пока все дома
Прижизненное перераспределение активов можно совершить несколькими способами. Может быть использовано заключение договоров дарения или купли-продажи для передачи активов. Также могут использоваться опционы, которые предоставляют наследникам право войти в компанию в будущем, рассказывает Елена Гнездилова.
Бизнес можно передать ключевым управленцам — через выкуп менеджерами долей или через долгосрочные программы участия в капитале. Другая опция — частичная или полная продажа бизнеса, когда собственнику важны ликвидность и четкие условия переходного периода.
Что касается наследников, то их можно привлечь к операционному управлению активами. В таком случае наследники входят в состав органов управления. Иногда им передают доли или акции, иногда на первом этапе наследников вводят в состав коллегиальных органов, например совета директоров, а уже затем передают доли. Как правило, это поэтапный процесс, в рамках которого постепенно наращивается участие преемников в операционной деятельности, поясняет Юлия Загинайко, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры».
Если собственник опасается, что наследники не смогут грамотно управлять активами, при жизни он может передать им имущество, приносящее доход (недвижимость, интеллектуальную собственность), а уже позднее передавать и доли в компаниях, говорит Елена Гнездилова.
Фонды
Отдельный и довольно новый способ сохранить имущество — это создание личного фонда, куда наследодатель передает имущество для управления. В РФ минимальный порог стоимости имущества для передачи в такой фонд — 100 млн рублей, напоминает Елена Гнездилова. После передачи имущество становится собственностью фонда, и им распоряжается фонд на основании устава и внутренних правил.
И личный, и другие виды фондов, например наследственный, позволяют тонко настроить права выгодоприобретателей: определить их влияние на принятие управленческих решений, порядок и условия получения дохода, предусмотреть ограничения и стимулы (например выплаты при достижении целей, участие в совете, поэтапное расширение полномочий), говорит Юлия Загинайко.
Личные фонды призваны решать именно задачу планирования преемственности капитала и впервые в нашей правовой истории сделать это без оглядки на обязательных наследников, отмечает руководитель практики Private Wealth Maxima Legal Наталья Демина. При учреждении личного фонда обязательные наследники не смогут претендовать на долю в бизнесе и иных активах, но при желании учредителя получат достаточное содержание. При этом, помимо задачи наследственного планирования, личный фонд обеспечивает конфиденциальность владения и защиту имущества от притязаний кредиторов.
По данным АБ «Качкин и партнеры», в 2024 году в России насчитывалось около 135 личных фондов. В 2025 году рост ускорился: к маю — свыше 250, к середине июля — около 330, а, по данным сервиса «Прозрачный бизнес», на начало сентября — уже более 380 личных фондов. Это отражает запрос владельцев на владельческую и управленческую преемственность, защиту активов.
На сегодня в Росси действует 383 личных фонда, новые «российские трасты» появляются в ЕГРЮЛ буквально каждый день (их них 35 в Санкт-Петербурге по состоянию на 11.09.2025), отмечают в Maxima Legal.
Если основной задачей выступает именно сохранение активов, а не их передача, то можно использовать и другие механизмы. Чаще всего это холдинговая модель или функциональное разделение: ключевые активы закрепляются за основной компанией, а операционные риски выносятся на дочерние структуры, перечисляет Елена Гнездилова.
Кроме того, часто необходима защита бизнеса от семейных рисков, которая достигается посредством заключения брачного договора или соглашения о разделе имущества и позволяет предотвратить утрату активов при разводе или конфликте между супругами.
Что с наследованием
Отдельный пласт составляют вопросы, связанные с наследованием имущества. Передача активов в порядке наследования позволяет владельцу до конца жизни сохранить владение активами и контроль над ними. В рамках такого подхода возможно применение нескольких инструментов. Например, использование завещания. Оно дает возможность распределить доли в компаниях и другое имущество между наследниками или передать всё одному лицу. В завещании можно назначить исполнителя (физическое или юридическое лицо), который будет отвечать за реализацию воли наследодателя, обеспечивать охрану наследственной массы, а при необходимости также совершать действия в управлении компанией, говорит Елена Гнездилова.
Завещание позволяет обойти общее правило равенства долей наследников и дает возможность наследодателю проявить свою волю напрямую и передать имущество или компанию в пользу конкретного наследника. Вместе с тем это не исключает рисков оспаривания завещания в суде по иску наследников, считающих свои права нарушенными, а также не позволяет решить проблему с обязательной долей, комментирует Арутюн Саркисян
Практика знает много случаев, когда обделенные наследники доказывают пороки воли в завещании, проводятся посмертные экспертизы в отношении наследодателя (по документам и не только) с целью определения действительности его волеизъявления, добавляет он.
Существует также наследственный договор, который предполагает заключение соглашения между наследником и наследодателем. Такой документ может предусматривать условия перехода бизнеса, но вместе с тем здесь в полный рост встает проблематика неисполнения такого договора, комментирует Арутюн Саркисян. Например, если наследодатель хочет поручить управление обществом одному из наследников и возложить на него обязанности по содержанию других членов семьи, есть риски неисполнения данных обязательств, вывода прибыли и активов, банкротства компании, поскольку нет независимого и равноудаленного лица, которое может защитить интересы всех.
И снова фонды
По словам Елены Гнездиловой, «упаковать» имущество можно в уже упомянутый наследственный фонд. Один из основных плюсов такого фонда — это возможность установить правила управления активами, которые не могут быть изменены наследниками. Также наследственный фонд позволяет защитить активы от взыскания кредиторов, поскольку имущество передается в его собственность и прекращает быть собственностью наследодателя.
Можно также создать наследственный траст — структуру, при которой имущество передается в управление доверенному лицу для последующего распоряжения им в интересах наследников. Траст позволяет создавать более гибкие конструкции, чем завещание: контролировать распределение и использование активов, защитить активы от кредиторов, предусмотреть долгосрочные выплаты наследникам. Доверенное лицо может инвестировать или сдавать имущество в аренду, а наследники в таком случае будут получать регулярный доход, добавляет Елена Гнездилова.
Отдельно стоит отметить интерес, а главное, готовность собственников рассматривать для целей защиты частного капитала сложные конструкции. Например, составить не просто завещание или личный фонд, а использовать совокупность инструментов: завещание, личный фонд, ЗПИФ, конструкции СФО (специализированные финансовые организации), опцион, корпоративный договор, заключает Наталья Демина.