Навязчивых абонентов промаркируют и заблокируют
Для противодействия навязчивым рекламным обзвонам Минцифры предложило операторам маркировать все номера корпоративных абонентов, оповещая россиян о том, кто именно им звонит. Массовые вызовы будут блокировать, в том числе с телефонов, зарегистрированных на частных пользователей.
Действующий уже 16 лет федеральный закон запрещает использовать любые каналы связи для распространения рекламы без активного согласия получателя, а также автоматический дозвон. Но эти требования и предусмотренные за их нарушения полумиллионные штрафы не ограждают россиян от телефонного спама и звонков мошенников. Ежемесячно крупнейшие операторы блокируют около полумиллиарда «нежелательных вызовов».
Для противодействия надевшим уже, наверное, всем пользователям звонкам Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) предлагает принять радикальные меры. Предложенный им законопроект обязывает маркировать все вызовы, исходящие с номеров, зарегистрированных на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть при получении такого звонка на экране смартфона должно высвечиваться название компании (OOO Roga i Kopita, IP Pupkin V.A. и т.п.). Без такой идентификации звонки не смогут ни совершаться, ни передаваться по сети.
Также операторам предписывается блокировать «массовые вызовы» с частных телефонов. В свою очередь, каждый пользователь вправе отказаться от получения таких звонков или составить белый список компаний, чьи вызовы он разрешает пропускать, например обслуживающих его счета банков и так далее. А через портал «Госуслуги» можно будет подать жалобу на спамеров.
В Минцифры констатируют, что отдельными операторами уже реализованы сервисы, предоставляющие абоненту сведения об инициаторе вызова и его цели. Законопроект же должен распространить эту практику на весь рынок связи, чтобы можно было «отличать полезные звонки от нежелательных и мошеннических». В качестве примера чиновники приводят опыт недружественных Соединенных Штатов, законодательство которых предусматривает маркировку подозрительные вызовы этикеткой Possibly spam («возможно, спам»).
За чей счет банкет?
С аналогичной инициативой Минцифры выступало еще 2 года назад: в Правила оказания услуг телефонной связи предлагалось включить обязанность операторов при наличии технической возможности осуществлять блокировку незаконных автоматизированных телефонных вызовов, а также идентифицировать добросовестно осуществляющих обзвон абонентов. «На экране смартфона отразятся номер звонящего и подпись, например медцентр, банк или другое учреждение и его название. Технически такие сервисы уже существуют: IT-компании выпускают подобные приложения», — пояснили в Минцифры. Однако в принятые правительством России правила эта норма не вошла.
Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков положительно оценивает новую инициативу. «Операторы уже создали собственные системы маркировки вызовов. Теперь предлагается объединить базы данных, что позволит не пропускать неавторизованный звонок ни через одну из сетей. Это позволит сдержать объем спама, хотя победить его на 100% невозможно», — полагает Денис Кусков.
Действующие системы маркировки являются для корпоративных клиентов платными. Так, «Билайн» еще год назад запустил сервис «Этикетка», за каждый идентифицированный вызов надо доплатить от 25 до 46 копеек. Аналогичная услуга «Мегафона» («Визитка») обойдется в 29–50 копеек за звонок, МТС и Т2 цены не раскрывают. Платные приложения для отсеивания спама выпускают и компании, специализирующиеся на информационной безопасности, например «Касперский».
По оценке самого Минцифры, затраты сотовых компаний на реализацию предложенных мер в ближайшие 6 лет не превысят 3 млрд рублей. Но операторы относятся к идее бесплатной маркировки скептически. По данным «Билайна», его сервисом «Этикетка» пользуются сотни компаний из разных отраслей, включая банки, маркетплейсы и IT-компании, за год было идентифицировано уже более 250 млн звонков. «Маркировка вызовов — технологически сложный и затратный процесс, требующий значительных инвестиций в инфраструктуру и разработку соответствующих решений. Предложение регулятора сделать этот процесс бесплатным и обязательным требует тщательной оценки технологической и финансовой базы», — заявили журналисту «НП» в пресс-службе оператора.
В МТС также убеждены, что идея бесплатной маркировки требует дополнительного обсуждения: «Речь идет о доработке механики вызовов корпоративных абонентов на всех сетях и необходимости обеспечить высокое качество для всех абонентов». Схожего мнения придерживается и «Мегафон»: «Маркировка вызовов — эффективный инструмент борьбы со спамом и мошенничеством. А абонент будет четко понимать, от кого исходит вызов, и может быть уверенным в том, что звонок без маркировки не исходит от сотрудника организации».
Эксперты обращают внимание, что пока не определены критерии, по которым звонки будут признаваться массовыми. Их делегируется установить правительству России. Статистика самого связного ведомства свидетельствует, что MOU (minutes of use, средний объем голосового трафика пользователя) в этом году оценивается в 98 минут в месяц, тогда как предлагаемые операторами корпоративные пакетные тарифные планы, как правило, включают минимум 250, а то и 500 минут разговора.
Не звони мне, не звони
Основным регулятором рынка рекламы выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), она же принимает жалобы на спам и налагает административные штрафы. Но потерпевший пользователь (получатель вызова) обязан в подтверждение нарушения представить аудиозапись звонка и детализацию. Такие доказательства собирают единицы потребителей. Кроме того, большинство рекламных звонков совершается с оформленных на подставных лиц номеров.
Вместе с тем в антимонопольном ведомстве напоминают, что, если рекламные рассылки отправляются автоматически, а также с «коротких», «буквенных», иностранных или иных не соответствующих российской системе номеров (десятизначных, например), нарушителем может признаваться сотовая компания. «Соответственно, в указанных случаях оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может быть привлечен к ответственности в качестве рекламораспространителя», — отмечается в разъяснениях ФАС.
Далеко не всегда спам может юридически квалифицироваться как реклама. Например, многие недобросовестные компании сбрасывают звонок, надеясь, что его адресат, обнаружив пропущенный вызов, сам перезвонит. Иные сообщают о некоем «выгодном предложении» и предлагают совершить активные действия (нажать цифру и тем самым согласиться на рекламу). Нередко не признаются коммерческими и содержательные сообщения. Такое решение, в частности, ФАС принял в отношении рассылки информации о чемпионате «Битва роботов», которую получали пользователи портала «Госуслуг». «Целью данного сообщения не является привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке», — констатировал арбитражный суд, подтверждая выводы надзорного ведомства. С другой стороны, автодозвон может использоваться и добросовестно. Например, страховые медицинские компании таким образом часто информируют обладателей полисов ОМС о праве пройти диспансеризацию.