Наталья Глух: «В лидерах по продаже кофе не только общепит, но и ретейл»
Фото: X5 Group
Наталья Глух, директор по работе с клиентами международной исследовательской компании GFK, рассказала о специфике кофейной индустрии России, о том, какой кофе предпочитают россияне и где пьют его больше всего.
В ресторанной индустрии довольно ярко проявляется сезонность: во всём мире летом люди чаще выходят из дома и больше ходят по кафе и ресторанам. Однако в России потребление кофе отличается: у нас кофе пьется больше в холодное время года.
В 2023 году готового кофе потреблялось на 3% больше, чем в 2022-м: россияне ежемесячно выпивают 65 млн чашек кофе. То есть фактически две трети населения в возрасте от 16 до 69 лет хотя бы раз за прошедший год покупала кофе навынос либо пила его в ресторанах.
В среднем кофе покупается раз в месяц, но частота покупок интенсивно растет, увеличившись на 10% в 2023 году по сравнению с 2022-м. И именно за счет частоты покупок растет эта категория, что после ковида является не самым частым фактором роста.
Кофе с молоком в тренде
Наибольшими кофеманами являются люди от 30 до 40 лет. Они, что интересно, пьют кофе с молоком, и многие — кофе на растительном молоке. Этот тренд мы наблюдаем и в потреблении дома, и в потреблении вне дома: категория любителей растительного молока небольшая, но растущая. А вот люди старше 40 лет предпочитают кофе без молока.
Но если говорить про кофе вообще, то доля напитков на молоке от всего готового кофе составляет 71%, 5% из которых — растительно-безлактозное молоко. То есть самый популярный напиток у тех, кто пьет кофе, — кофе на обычном молоке.
В целом потребление готового кофе в чашках по типам разделяется так: капучино — 42%, американо — 21%, латте — 20%, эспрессо — 4%, раф — 3%, другой тип — 10%. Однако наиболее растущим в последнем периоде стал американо: динамика роста этого типа кофе в чашках составила 13%.
Общепит рулит
Чаще всего кофе пьют в заведениях общественного питания — 44% потребителей этого напитка. То есть люди больше склонны заказывать кофе, находясь в более комфортной обстановке. Однако людей, пьющих кофе на ходу, тоже довольно много — 20%. Далее следуют на работе (в офисах) и в машине — по 14%, а также 8% «прочего».
Если говорить про конкретные места потребления внутри заведений общественного питания, то лидирующим каналом продаж являются кафе и рестораны, а кофейни следуют за ними с большим отрывом. В топ-10 каналов продаж, кроме того, у нас попали специализированные пекарни и кондитерские, вендинговые аппараты, дискаунтеры, киоски, супермаркеты, АЗС, гипермаркеты и специализированные магазины.
Стоит отметить, что во всех каналах продаж доля кофе, заказываемого с молоком, на 30–60% выше, чем доля кофе, заказывамого без молока. При этом доля кофе с молоком в гипермаркетах и специализированных магазинах выше средней, а в вендинговых автоматах, супермаркетах и дискаунтерах — ниже.
Ретейл наступает на пятки
Самое популярное место для покупки готового кофе — сеть «Вкусно — и точка». Она лидер среди других мест потребления кофе, однако, как мы выяснили в своем исследовании, люди часто уходят оттуда за этим напитком в «Пятерочку», где особенно высока доля кофе с молоком.
В топ-7 лидеров по продаже кофе вошли также KFC (Rostic's), Burger King, «Додо Пицца», но важный момент заключается в том, что среди лидеров есть и ретейлеры: «Пятерочка» занимает вторую позицию в рейтинге по продаже кофе, а «Глобус Гипер» — четвертую.
Наконец, мы решили замерить, что чаще всего подпадает в один чек с кофе.
В кафе и ресторанах на первом месте (может быть, даже немножко парадоксально) это бургер, а также картофель фри и булочки-пирожки. В кофейнях большой процент занимает доля кофе без ничего, то есть заказывают только кофейный напиток, но если говорить про комбинации, то гости кофеен чаще всего дополняют его разными сладкими категориями — пирожным либо куском торта, круассаном или сладкими булочками.
По материалам X Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла» — 2024