Наталия Астахова: «Обязательная маркировка загоняет бизнес в тень»
Фото: РИА «Новости»
Депутат петербургского Законодательного собрания, председатель рабочей группы по вопросам обязательной маркировки товаров при постоянной комиссии парламента города по промышленности, экономике и предпринимательству Наталия Астахова объяснила «Новому проспекту», почему обязательная маркировка товаров — это блажь властей, как она загоняет бизнес в тень и почему потребитель не получает от этого процесса никаких преференций.
Новый этап маркировки изделий легкой промышленности стартует в марте 2025 года. С этого момента уникальные метки нужно будет наносить на майки, чулки, детскую одежду, купальники и т.д. Их, кстати, уже наносят на пальто, рубашки и брюки.
Со слов петербургских производителей и продавцов одежды, именно маркировка виновна в росте стоимости товаров легкой промышленности в целом и в снижении прибыли участников этого рынка в частности. Например, маркировка «Честный знак» (и это доказано в цифрах) повышает стоимость конечной продукции, делает ее неконкурентоспособной. Да, сама марка стоит недорого, но нужны дополнительные затраты на покупку оборудования для работы с ней.
Помечать «Честным знаком» в 2025 году планируют и бакалейную продукцию. И это проблема. Приведу лишь один пример. Ко мне обратился Владимир Горлов, генеральный директор АО «Пищевой комбинат «Вологодский». С его слов, частная компания «Оператор-ЦРПТ» в будущем году заберет у него всю чистую прибыль. Дополнительные расходы, связанные с обязательной маркировкой, по мнению топ-менеджера комбината, могут обнулить прибыль и сделать производство нерентабельным, что приведет к массовым банкротствам в отрасли.
На комбинате маркировку одной единицы продукции оценили в 1 рубль — это цена марки с НДС, стоимость нанесения кода Data Matrix на упаковку, расходы на автоматизацию процесса маркировки и наем дополнительного персонала. В 2023 году пищевой комбинат «Вологодский» выпустил 48 млн единиц продукции. Маркировка всех их обошлась бы в 48 млн рублей (6% годовой выручки), что в 1,5 раза выше чистой прибыли предприятия за 2023 год, в 5 раз превышает сумму налога на прибыль.
Получается, что сотни миллиардов рублей будут выброшены не на качество, вкус, развитие и созидание, а на бессмысленный учет.
Деньги за «Честный знак» взимает частная компания «Оператор-ЦРПТ». Это тоже бизнес, который должен получать прибыль. Значительная часть затрат ложится на покупателей маркировочного кода. А кто не захочет его покупать, того посадят. Как говорится, если не будут брать, отключим газ! Прекрасный бизнес, отказаться от такого очень тяжело!
Что выиграл потребитель? Ничего! Для потребителя маркировка бесполезна: всё, что ему нужно, он без лишних усилий прочитает на упаковке товара или на бирке. Этого уже достаточно, чтобы отменить маркировку.
Но мы понимаем, что за «Честным знаком» стоят очень влиятельные люди в высших эшелонах власти. Будем просить правительство тщательно подходить к выбору отраслей под маркировку, ввести мораторий на маркировку некоторых товаров, а заодно предложим освободить от маркировки микробизнес и компенсировать затраты предпринимателей.
Уверена, «Честный знак» должен был нанять людей, обеспечить их необходимыми для маркировки инструментами и оборудованием, чтобы они шли на заводы и фабрики маркировать трусы, бюстгальтеры и всё остальное, а не перекладывать эту нагрузку на плечи бизнеса.
Что мне говорят предприниматели? Что им выгоднее закрывать бизнес и уходить в тень, чем работать по предлагаемым российским правительством правилам. Поэтому, я уверена, маркировку нужно отменять, но едва ли это в наших силах. Хотя причин для ее отмены хоть отбавляй и нет ни одного разумного довода для ее сохранения.
Серый бизнес только выигрывает от маркировки. Она его не замечает и не касается. Посмотрите на табачный рынок: там обороты мимо кассы растут как на дрожжах! Мало того, что акцизы повышают, так еще и маркировку придумали! Легальные сигареты стали слишком дороги для многих россиян. Люди всё больше покупают импортные изделия из Белоруссии, Армении, Турции без акцизных марок и маркировки. Стоят они в 2–3 раза дешевле легальных сигарет, а качество зачастую даже лучше, чем у изделий российского производства. Думаю, сейчас четверть табачного рынка проходит мимо кассы.
Потребителю плевать, есть на изделии «Честный знак» или нет. Его волнуют только цена и качество, а маркировка его не гарантирует. Она лишь повышает цену, то есть ставит добросовестный бизнес в заведомо проигрышное положение перед нелегальным.
Думаю, жизнь заставит правительство отказаться от этой блажи. Здравый смысл, возможно, не сразу, не быстро, но всё же всегда берет верх. Прошу всех, кто уже столкнулся или столкнется с обязательной маркировкой в следующем году, обращаться в нашу комиссию, представляя достоверный экономический анализ внедрения «Честного знака».