Налоговый туризм
Фото: РИА «Новости»
Многие регионы вводят льготный режим налогообложения для частных лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как иные, наоборот, увеличивают фискальное бремя. Такой дисбаланс может стимулировать формальный переезд (перерегистрацию) граждан в выгодные субъекты Федерации.
Исходя из указанного в паспорте места проживания («прописки»), определяются ставки транспортного налога, а для индивидуальных предпринимателей — единого налога на «упрощенке». Со следующего года от региона регистрации в ряде случаев будет зависеть и уплачиваемый налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Хорошо иметь домик в деревне
Согласно действующему Налоговому кодексу РФ, при продаже частными собственниками недвижимости по заниженной цене НДФЛ рассчитывается исходя из 70% кадастровой стоимости объекта. Но внесенные поправки делегируют субъектам Федерации увеличить этот коэффициент до 100%. С такой инициативой уже выступил, в частности, Комитет финансов Санкт-Петербурга. В случае принятия предложенного проекта с 2025 года продающие жилье и иные объекты петербуржцы должны будут заплатить налог как минимум с их кадастровой стоимости. Повысить коэффициент планируется и в Татарстане, в других регионах решения пока не приняты.
Вместе с тем налоговый консультант Татьяна Макурова напоминает, что НФДЛ с продаж недвижимости рассчитывается по законодательству региона постоянного проживания собственника. «Гражданин, постоянно зарегистрированный, например, в Ленинградской области, сможет уплачивать налог, исходя из коэффициента 0,7, даже когда продает квартиры, дома и земельные участки в Петербурге или Татарстане. И наоборот: «прописанный» в Петербурге будет платить налог с полной кадастровой стоимости продаваемых объектов недвижимости, находящихся в Ленобласти или других регионах», — поясняет эксперт.
По закону гражданин может стоять на налоговом учете в нескольких субъектах Федерации (в том числе по месту нахождения всех принадлежащих ему объектов недвижимости, осуществления предпринимательской деятельности и так далее). Тогда НДФЛ зачисляется в бюджет региона, в котором налогоплательщик постоянно проживает («прописан»), независимо от места получения дохода. Поэтому региональным властям может быть выгодно стать своего рода «офшором» и переманить тех же петербуржцев, желающих продать по заниженной цене дорогостоящую недвижимость. «В большинстве случаев реальная цена продажи превышает полную кадастровую стоимость. Так Дрозденко [губернатор Ленобласти] может, по сути ничего не делая, повысить наполняемость региональной казны, а заодно и провести «перепись занижайцев», — резюмирует Татьяна Макурова.
От региона зависят и ставки транспортного налога. Так, за зарегистрированный в Северной столице легковой автомобиль с двигателем мощностью, скажем, 100 «лошадок» нужно ежегодно платить 2,4 тыс. рублей, тогда как в Ленобласти — 1,8 тыс., в Урюпинске (Волгоградская область) — уже 900 рублей. Еще больше различаются региональные коэффициенты для расчета стоимости полиса ОСАГО.
Богатые тоже плачут
Самая настоящая конкуренция между субъектами Федерации наблюдается в привилегиях для бизнеса, в том числе для индивидуальных предпринимателей. Применяющие «упрощенку» частные бизнесмены уплачивают единый налог по базовым ставкам (6% с выручки или 15% с прибыли) разве что в Москве. Но даже в столицах, равно как и во всех иных регионах, установлены льготы для отдельных отраслей.
А власти Курганской области, Калмыкии, Бурятии и Удмуртии даже не скрывают «налогового прозелитизма» — предлагают специальные ставки (1% и 5% соответственно) для перерегистрировавшего к ним бизнеса, включая «прописавшихся» в регионе индивидуальных предпринимателей. Причем министра экономики Калмыкии Андрея Чиджиева не смущает, что такие льготы могут привлечь и регистрируемые ради снижения налогов фирмы-однодневки.
В свою очередь, использующие патентную систему налогообложения бизнесмены обязаны указать в заявлении конкретный регион и даже муниципальный район, на территории которого фактически осуществляется деятельность. Соответственно рассчитывается и размер налога (стоимость патента). Исключение в силу своей специфики установлено только для перевозчиков и розничной торговли.
Вместе с тем предприниматели, оказывающие услуги или выполняющие работы через интернет, могут «мигрировать» в дешевый регион. Так, зарегистрированные в Белокаменной и самостоятельно работающие программисты (в том числе веб-дизайнеры, тестировщики и др.) должны ежемесячно платить 52 тыс. рублей, Санкт-Петербурге — 6,2 тыс., в Московской области — 5,3 тыс., в Ленинградской (например в Кудрово) — 3,8 тыс., в Урюпинске — 1,2 тыс. и так далее.
Игры доброй неволи
В то же время перерегистрация в льготные регионы, равно как и любые иные сомнительные с точки зрения фискальных органов действия, могут квалифицироваться как недобросовестное налоговое планирование, то есть умышленные действия, направленные на уменьшение налогов путем «искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения». В этом случае налоги с пенями и штрафы будут начислены, исходя из реальной ситуации.
Обширная судебная практика применения таких мер наработана прежде всего в отношении корпоративных налогоплательщиков. Например, внутренние офшоры, в том числе Калмыкию, активно использовала нефтяная компания «ЮКОС». Недопустимость такой формальной перерегистрации и обоснованность доначисления многомиллиардной недоимки подтвердили не только российские служители экономической Фемиды, но и Европейский суд по правам человека.
Недобросовестным могут признать и «налоговый туризм» частного бизнесмена. Так, хабаровский индивидуальный предприниматель Иван Соболев заявил о переезде в Крым, ставка налога для «упрощенки» в котором составляла 3% против 6% на родине. В суде «мытарям» удалось доказать, что прописка в керченской квартире родственницы была формальной, сам бизнесмен продолжал жить в Хабаровске и на полуострове в течение года не появлялся. Об этом свидетельствовали как показания собственницы жилья, так и данные полиции об отсутствии фактов покупки билетов на отправлявшиеся в Крым самолеты, поезда и паромы, а также биллинг интернет-трафика. «В результате проведенных мероприятий налогового контроля инспекцией установлено отсутствие каких-либо признаков пребывания, нахождения, перемещения ИП Соболева И.Н. на территории Республики Крым, а также проживания по адресу регистрации налогоплательщика», — заключил арбитражный суд, подтверждая начисление почти двухмиллионной недоимки и пени.
Управляющий партнер юридической фирмы N.A.Legal Никита Антипенко полагает, что формальную перерегистрацию гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в регион с льготным налогообложением могут признать злоупотреблением: «В этом случае налоги доначислят по ставкам субъекта Федерации, в котором фактически проживал гражданин. Доказательством могут признать место оплаты товаров и услуг, заказа такси, доставки и многие другие сведения, указывающие на местонахождение налогоплательщика», — предупреждает эксперт.
Любимый город может спать спокойно
Правда, пока в столичных регионах наблюдается обратный эффект — приток частных налогоплательщиков. Так, в петербургском управлении налогового ведомства, по словам его руководителя Александра Гнедых, на учете стоит 6,6 млн граждан, тогда как в Северной столице проживает максимум 5,6 млн. Приток образуется, в частности, за счет «северян» (работающих в районах Крайнего Севера и Сибири), которые приобретают в городе на Неве жилье, но продолжают работать в своем регионе.
К возможному оттоку налогоплательщиков Александр Гнедых относится скептически: «Мы постоянно мониторим ситуацию: приходит в Санкт-Петербург, скажем, 500 компаний, уходит 200, максимум 300. А индивидуальному предпринимателю нужно не просто перерегистрироваться по адресу, а переехать. Для Санкт-Петербурга это неактуально», — заявил руководитель управления Федеральной налоговой службы журналисту «НП».