На здоровье! Как сохранить молодость и красоту с помощью еды

Фото: x5.ru

Постулат «ты то, что ты ешь» разделяет всё большее количество людей в мире, и россияне не исключение. По данным Центра компетенций развития рынка функционального питания, 78% жителей нашей страны считает, что здоровое питание помогает остаться здоровым, а 47% — что повышает качество жизни в целом. Поэтому во всём мире набирают популярность функциональные продукты и напитки. «Новый проспект» узнал, что это такое и почему они действительно помогают.

Находка маркетологов — зеленые этикетки на продуктах питания и напитках — очень часто вводит в заблуждение, убеждая потребителей, что эти товары экологически чистые и здоровые. Производители, предлагающие рынку настоящие здоровые продукты и напитки, считают, что пришло время выделить их в отдельную категорию товаров с собственным знаком соответствия и строго контролировать его выдачу, потому что то, что на самом деле скрывается за зеленой этикеткой — товаром, объявляющим себя «здоровым», сейчас не знает никто.

В целом категория специальных продуктов питания делится на специализированные, обогащенные и функциональные. Специализированная пищевая продукция — это, например, детская, спортивная, диетическая профилактическая и прочая. Обогащенная — когда в стандартную продукцию добавляют витаминно-минеральные премиксы (смеси витаминов и минералов).

А натуральный функциональный пищевой продукт — тот, что изготовлен из природного растительного и (или) животного сырья и имеет естественные (не добавленные искусственно) функциональные пищевые ингредиенты, причем в одной порции такого продукта должно быть не менее 15% этих ингредиентов от суточной потребности.

«Функциональные продукты и напитки не относятся к лекарственным средствам и биологически активным добавкам. Их цель — поддержание и укрепление здоровья населения», — говорит Артур Хасанов, технолог-разработчик функциональных напитков, к.т.н /PhD в области пищевых биотехнологий.

Отдельная категория

«Самое важное, чем отличаются функциональные продукты от обогащенных, — это то, что они содержат естественные нутриенты в самом сырье. То есть они не обогащены, в них ничего не добавлено, это натуральное сырье», — объясняет Татьяна Островская, директор Ассоциации производителей и поставщиков функциональных продуктов питания и ингредиентов.

Сейчас ассоциация выходит с инициативой, чтобы такие продукты были выделены в отдельную категорию. С той же инициативой она будет выходить и по напиткам, разделяя их ни функциональные и обогащенные.

Сама ассоциация была создана год назад по инициативе наукоемких пищевых производств и крупнейшего ретейлера страны X5 Group и поддержана Роскачеством. На базе Роскачества была разработана система добровольной сертификации, и в некоторых «Перекрестках» уже стоят ЗОЖ-корнеры, а функциональная продукция выделяется в отдельную полку.

Производители надеются, что таких полок будет больше, поскольку всё большее количество торговых сетей поддерживает эту инициативу, а в дальнейшем она будет распространяться на все сети.

Уже созданы Центр компетенций по функциональному питанию, работающий над формированием инфраструктуры для этого рынка в России, и знак соответствия системе сертификации «Функциональные продукты питания» Роскачества. 

Следующим шагом станет формирование реестра таких продуктов и напитков.

Напиток от усталости глаз

Функциональные напитки сегодня являются одним из самых быстрорастущих сегментов пищевой индустрии в мире. Согласно исследованию Mordor Intelligence 2024 года, в Европе и США спрос растет на 15–20% ежегодно, а в России, по данным Research.Techart, 2024, за 2023 год рынок увеличился на 35%, а к 2025 году ожидается рост еще на 50%.

Елена Воронцова, директор FoodRetailClub, выделяет четыре главных общемировых тренда, которые наблюдаются сейчас в отношении напитков. Это функциональные напитки с белком и сниженным содержанием сахара; натуральные энергетики и спортивные напитки; «красота изнутри» — напитки анти-эйдж и антиоксиданты; напитки-пребиотики для ЖКТ.

«Появляются напитки, которые влияют на определенную функциональность, например для остроты глаз или от усталости глаз, что сейчас особенно актуально для геймеров. Растет спрос на напитки анти-эйдж, предположительно замедляющие процессы старения и поддерживающие красоту, здоровье и молодость. При этом они могут быть реализованы в разных форматах, например в формате «смешайте смузи» в виде замороженных кубиков, которые нужно самостоятельно взболтать в блендере», — уточняет Елена Воронцова.

Энергия не из кофеина

Первым в России сертифицированным функциональным напитком стал «Эконад» — первый и единственный в России лимонад на основе молочной сыворотки с купажами трав со всех уголков страны. Создали его ученые инновационного предприятия «АртВкус», специализирующегося на глубокой переработке молочной сыворотки.

«Предпосылками создания продукта стал нездоровый существующий рынок напитков: много сахара, красителей и прочего провоцирует рост заболеваний пищеварительного тракта, диабета, растет проблема ожирения. Наш напиток стал ответом на запрос современного мира», — говорит Ирина Илюхина, генеральный директор компании «АртВкус».

Он сладкий, но без сахара; из молочной сыворотки, но прозрачный. Этот напиток, очень может быть, станет некоей заменой энергетикам, которые, как это ни парадоксально, тоже входят в категорию специальных напитков. Потребители сегодня ищут более мягкие и безопасные источники энергии, предпочитая растительную энергию химической.

«Энергию можно брать не только из кофеина», — улыбается Ирина Илюхина.

По направлению к здоровью

«Напиток — наиболее быстрый способ транспорта биологически активных веществ в организм. Активные компоненты в виде водных растворов всасываются эффективнее и быстрее», — утверждает Артур Хасанов.

Функциональный напиток является не просто продуктом с функцией утоления жажды, он закрывает потребность человека в витаминах и минералах. США пошли в этом направлении лет 10 назад. Сюда же очень активно идет Китай, где почти полуторамиллиардное население фактически постоянно пьет какую-либо жидкость, и китайское правительство думает о том, чтобы она была полезной для здоровья.

Россия тоже активно строит свое будущее, и, как сказал председатель правительства РФ Михаил Мишустин, сейчас в связи с уходом зарубежных компаний для российских производителей открываются новые возможности.

«Темпы прироста категории ЗОЖ в торговых сетях составляют 10–30% в год, и перед теми, кто развивает это направление, открываются огромные перспективы», — заключает Ирина Илюхина.

По материалам вебинара WorldFood Connect «Функциональные напитки в России и за рубежом: опыт сертификации, тренды, перспективы, секреты разработки»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня