Хотим быть худыми. Какие лекарства активнее всего покупают в России

Основным драйвером розничного сегмента фармацевтического рынка в прошлом году были препараты на основе семаглутида. Их используют для похудения и для лечения сахарного диабета второго типа. Но лекарство всё чаще покупают молодые люди, желающие снизить вес.
Емкость российского фармацевтического рынка за прошлый год составила около $28 млрд, или 2,8 трлн рублей. При этом на розничный сектор пришлось около 60%. Здесь прирост составил 14% в денежном выражении, а в натуральном выражении рынок сократился на 4%.
«Снижение продаж в упаковках можно объяснить не только инфляцией и повышением цен, но и тем, что потребители часто приобретают более современные и эффективные препараты, которые дороже, а в одной пачке меньше таблеток. Для прохождения курса лечения также требуется меньше таблеток, чем раньше», — рассказала генеральный директор компании IQVIA Анастасия Круглова.
Драйвером продаж в розничном сегменте, по ее словам, стали в том числе препараты на основе семаглутида, которые применяются для лечения сахарного диабета второго типа, а также для похудения. «Мы очень хотим быть стройными и худыми», — пояснила Анастасия Круглова.
Потребитель с телефоном в руках
О том, что аналоги «Оземпика» хорошо продаются в России, сообщила и генеральный директор компании Alpha Research & Marketing Анна Ермолаева. «Российские компании активно работают над ассортиментом, фасовкой, выпускают новые дорогие препараты, которые пользуются спросом. И популярность препаратов на основе семаглутида подтверждает эту тенденцию», — говорит она.
По словам Анны Ермолаевой, такие препараты, например «Семавик», чаще всего приобретаются онлайн. «Поколение, которое родилось с телефонами в руках, то есть довольно молодые люди, тоже становятся потребителями препаратов для похудения», — прокомментировала Анна Ермолаева.
Курс на локализацию
По прогнозам Татьяны Захариной, директора практики финансового консалтинга компании OKS Labs, в 2025 году фармрынок вырастет примерно на 11%. При этом крупные игроки продолжат наращивать мощности и выпускать новые препараты.
Наиболее активно в строительство мощностей инвестируют такие компании, как «Фармасинтез» и «Р-Фарм». «Есть также инвесторы из Индии и Китая. Эти компании локализуют производство препаратов, которые еще не выпускаются в России или выпускаются не в рамках полного цикла. При этом пик инвестиций придется, скорее всего, на 2026 год», — считает Татьяна Захарина.
На сегодня в России, по данным Татьяны Захариной, локализовано только 25% от общего объема фармсубстанций, необходимых для выпуска лекарств, и эта доля будет расти.
Что касается дальнейших перспектив, то всё более заметными игроками, выпускающими лекарства, становятся аптечные сети. «В частности, речь идет о выпуске лекарств и БАДов под торговыми марками сетей», — отмечает директор Института общественного здравоохранения, председатель правления ГК «Бионика» Юрий Крестинский.
По данным Alpha Research & Marketing, всего в России действует более 81 тыс. аптечных точек. Два основных игрока аптечного рынка — это холдинги «Ригла» и «Апрель». Причем компании не собираются останавливаться и планируют и дальше увеличивать число открытий. «В целом мы можем ожидать в ближайшее время дальнейшей консолидации рынка», — считает Анна Ермолаева.
По мотивам дискуссий в рамках XXXII Российского фармацевтического форума им. Семашко