Мягкая сила. В России стартовала кампания по поддержке производителей игрушек
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Объем рынка игрушек в России составляет около 200 млрд рублей, а вот отечественных среди них всего 7%. Исправить эту ситуацию призвана дорожная карта для производителей таких детских товаров. Кто и как будет формировать новую российскую игротеку, выяснил «Новый проспект».
Старые новые идеи
«Если игрушка, то родная» — под таким девизом на днях был запущен конкурс для создателей и производителей игрушек в РФ. Устроители — Общество «Знание» и Движение первых — ни много ни мало уверены, что новые игрушки изменят будущее страны и помогут детям «лучше узнать историю своей страны, будут воспитывать патриотические чувства, с ранних лет развивать творческое и научно-техническое мышление».
До 14 февраля 2025 года любой человек от 14 лет и старше может предложить на конкурс свою идею игрушки или игры. Конечно, с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности. В конкурсе есть несколько тем: семья и духовно-нравственные ценности; история и культура России; технологические прорывы и — куда без них — герои XXI века. В этой современной номинации победителем станет игрушка, популяризирующая отечественных героев, а также профессии, связанных с защитой Родины и спасением людей.
В конкурсных документах нет четкой информации о том, сколько игрушек будет отобрано и кто войдет в жюри. Известно лишь, что финал запланирован на сентябрь 2025 года, к 2026 году уже будет налажено производство, при этом авторы получат финансовую поддержку.
Финансы играют роль
Последний пункт взволновал потенциальных бизнесменов: известно, что тираж игрушек-победителей конкурса будет распространяться в детских магазинах и на электронных торговых площадках, а также в детских и образовательных организациях. Новые игры и игрушки получат информационную и рекламную поддержку, также проекты победителей будут продвигаться посредством призовых фондов официальных детских соревнований и турниров.
Однако есть нюанс: победители будут получать некие авторские отчисления, но организаторы конкурса оставляют за собой право использования конкурсной работы, а также всех результатов интеллектуальной деятельности. В частности, они смогут на территории всех стран мира на весь срок действия исключительных прав неограниченное количество раз заключать сублицензионные договоры. Сами авторы при этом должны отказаться от использования своих конкурсных разработок в течение 5–10 лет.
Так что вопрос одного из российских производителей игрушек «что если автор нашел инвестора и решил тоже производить свой продукт, то как быть в этом случае?» уже на старте процесса неактуален.
Потому что важнее в этом проекте не выгода, а «мягкая сила» — именно так охарактеризовала идею создания новой российской игрушки советник президента Елена Ямпольская. «Игрушка, даже если она не мягкая, является мягкой силой: через нее можно заложить любые установки и ценности», — иронизирует и радуется одновременно Ямпольская.
Разносторонняя поддержка
В Минпромторге уже заявили, что для производителей российских игрушек и они готовят меры поддержки. Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов недавно уточнил, что конкретные шаги станут известны уже к концу этого года. По его словам, прежде всего, стране нужны игрушки, скопированные с персонажей отечественных книг и мультфильмов, поэтому, в частности, планируется создание реестра таких персонажей.
На днях кабмин утвердил дорожную карту по развитию индустрии детских товаров на 2025–2030 годы. По планам, документ обеспечит достижение доли российских товаров для детей на внутреннем рынке в 50% к 2030 году. По словам Алиханова, акцент в нем сделан на предоставлении мер поддержки через регионы с использованием единой региональной субсидии. При этом министерство уже дало рекомендации органам власти субъектов часть федеральных средств направлять на поддержку производителей игрушек. «Только за прошлый год ее получили почти 200 предприятий индустрии детских товаров в половине регионов страны», — уточнил Антон Алиханов.
Есть куда расти
По данным Минпромторга, рынок игрушек в России составляет около 200 млрд рублей, из них на долю отечественных приходится только 7%, то есть 15 млрд рублей. «Рынок российских игрушек растет. За прошлый год этот сегмент увеличил объем выпуска на 13%», — сообщил Антон Алиханов.
А вот продажи игрушек в целом выросли в стране не так сильно. По данным «Анализа рынка детских игрушек в России», подготовленного BusinesStat в 2024 году, в 2023 году они увеличились на 3,2% и составили 1,78 млрд штук. Реализация игрушек для детей восстанавливалась после падения предыдущего года, но не достигла уровня 2021 года. Эксперты объясняют, что на продажи влияет снижение рождаемости в стране, увеличение цен на импортную продукцию, а также развитие вторичного рынка детских товаров.
Однако в последние годы игрушки отечественного производства действительно набирают популярность. «Если еще в 2014 году российские производители не выпускали игрушки, которые были бы интересны ретейлерам и потребителям, а производимые игрушки часто стоили дороже китайских аналогов, а также уступали им по своим потребительским свойствам, то уже к 2017 году интерес ретейлеров к продукции отечественных производителей возрос», — утверждают аналитики BusinesStat.