Морена Морана: «Всё в мире движется только любовью»

Психолог, писательница, блогер Яна Кубаева, известная широкой аудитории как Морена Морана, рассказала «Новому проспекту», как изменились женщины за последнее десятилетие, почему феминизм можно заменить на здравый смысл и при чем здесь любовь.

Яна, вы консультируете и ведете блоги уже много лет. Что, на ваш взгляд, изменилось за это время в поведении женщин? С какими запросами сегодня к вам приходят чаще всего и чем ситуация отличается от того, что было 10 лет назад?

— Еще 10–15 лет назад женщины были помешаны на достижении совершенства. Они стремились к какому-то идеальному образу, и чем более нереалистичен был этот образ, тем лучше. Красотка из гламурного журнала — вот пример для подражания прежних лет. В моде были то экстремальная худоба, то столь же экстремальный мышечный рельеф. Многие женщины очень серьезно относились к укладке, не выходили, условно, вынести мусор, не накрасившись. Это стремление стать лучше прослеживалось во всех областях. И для таких достижений часто использовалась отрицательная мотивация. В фаворе были жесткие блогеры, способные отчитать, жестко раскритиковать, грубо «вправить мозги».

Но постепенно стало ясно, что на отрицательной мотивации невозможно ехать вечно. Рано или поздно сжатая пружина разожмется, и результат этого может быть непредсказуем. За самоограничением всегда следует отдача, за стремлением к совершенству — требование награды, а за напряженным трудом — желание отдохнуть и понять, надо это вообще тебе или нет.

Мне кажется, что новым ориентиром становится нежность, бережность к себе, большее принятие себя. Если мы сейчас взглянем на фото звезд, которых еще 10–15 лет назад считали толстыми, мы очень удивимся.

С другой стороны, очевидна ориентация на себя, а не на отношения с мужчиной. Если раньше буквально все развлекательные порталы рассказывали, как найти богатого, то сейчас речь идет о достижениях самой женщины, без привязки к матримониальному статусу. Это огромный прогресс! Женщины наконец-то начали задумываться о своих границах, самореализации, финансовой независимости. И хотя давление общества никуда не делось, внутренняя работа над самооценкой идет полным ходом.

А сегодня какой самый актуальный вопрос вы могли бы выделить? Какие тенденции в межличностных отношениях набирают обороты?

— Самый острый запрос сейчас — эмоциональное выгорание. Да, женщины взяли судьбу в свои руки, они не ждут принца на белом коне. Но при этом они неизбежно разрываются между работой, детьми, домашними обязанностями и ожиданиями общества. Они хотят быть идеальными матерями, успешными профессионалами, хорошими женами, эффектными дамами — и в итоге теряют себя. Им не хватает энергии на то, чтобы почувствовать вкус жизни, жизнь превращается в бесконечную гонку белки в колесе.

Из трендов можно выделить:

  • Рост числа осознанных разводов — женщины больше не готовы жить «ради детей» в несчастливом браке. И в этом нет ничего страшного.
  • Снижение терпимости к абьюзу — очень много стало информации по этой теме, женщины стали понимать, что происходит, саму механику процесса. А раньше просто смутно чувствовали, что происходит что-то не то, причем близкие их еще и убеждали не обращать внимания на «мелочи».
  • Запрос на партнерство — всё меньше женщин согласны на «мужа-добытчика» и «мужа-решалу», они стремятся к равным отношениям и хотят сами определять свою судьбу.

Ваши материалы вызывают довольно большой отклик, особенно те, где речь идет о двойных стандартах. Беспокоят ли вас хейтеры? Бывают ли угрозы и как вы с этим боретесь?

— Считается, что говорить правду легко и приятно. Это действительно так, но есть нюанс. Чем больше ты на виду, тем больше тебя видят неадекваты, для которых ты становишься проекцией «коллективной женщины». Дело в том, что сейчас, когда общественные установки быстро меняются, многие мужчины старой формации, не готовые предложить женщине ничего, кроме собственных завышенных ожиданий, остаются не у дел. Вот тогда и велико искушение найти врага, который в этом виноват. «Почему у меня нет женщины, жена ушла, а на сайтах знакомств я никому не нужен? Это психологи виноваты. Точнее, психологини. Испортили хороших женщин». К сожалению, меня часто обвиняют в «разрушении семьи», хотя я просто учу женщин не терпеть то, что разрушает их личность.

Были и угрозы жизни и здоровью, но я научилась фильтровать этот неизбежный шум. Главное — помнить: агрессия часто говорит лишь о страхе — страхе перед женщинами, которые больше не молчат.

Вы активно общаетесь со своей аудиторией в блогах. А можете вспомнить, какой материал вызывал наиболее эмоциональную реакцию и почему?

— Большой отклик получают материалы об уставших женщинах, которые несут этот мир на своих плечах — продолжают и сохраняют само полотно жизни, поддерживают слабых, заботятся о немощных. О женщинах, которые сами себя назначают «дежурными по миру» и несут доброту и свет. Наверное, все мы где-то в глубине души эти самые женщины и есть. Еще бы научиться отдыхать…

Феминизм сейчас не самая популярная тема в России — того и гляди его признают чем-нибудь нехорошим. Как вы думаете, с чем связана такая ненависть у определенной части общества к банальному требованию соблюдать права женщин?

— Думаю, что наша страна имеет уникальный опыт в том смысле, что мы первые пошли по пути равноправия, причем равноправие это было принудительным. Женщинам пришлось взять на себя мужские функции, спуститься в шахты, оседлать трактора, содержать детей в одиночку. Россия — страна принудительного феминизма, все женщины здесь и без напоминаний сильные. И боятся, что их нагрузят еще больше. Поэтому слово и непопулярно. Но, наверное, всегда можно заменить его на слова «здравый смысл», и ничего не изменится. Работать, держать собственную финансовую безопасность в своих руках, уходить из мест, где тебе плохо и где опасно, — это даже не феминизм, а здравый смысл.

Сейчас много говорят о снижении рождаемости и росте количества разводов, причем всех собак из-за этого вешают на женщин. А если посмотреть глазами психолога, что можно исправить, где доработать, чтобы хотя бы постепенно решать эти проблемы? Как важно и нужно поддерживать женщин? Чего не хватает?

— Проблема не в женщинах, а в системе, которая на них взваливает всё.

  • Нет реальной поддержки матерей — не всегда доступны сады и ясли, не всегда легко получить необходимые пособия.
  • Мужчины часто остаются инфантильными — они забирают себе привилегию «помогать», когда им захочется, а на плечи женщин сваливают всё остальное.
  • Общество больше сейчас настроено на осуждение, чем на помощь: «Родила — сиди дома», «Работаешь — плохая мать».

Какое тут может быть решение? Наверное, перестать винить женщин во всём и начать создавать условия, где материнство — не подвиг сквозь слезы, а нормальная часть обычной жизни семьи.

Почему так мало ответственности за разводы, аборты и вот это всё возлагается на мужчин? Или их задача только курощать и виноватить женщин?

— Потому что удобно и привычно с очень древних времен. Легче сказать «она сама сорвала это яблоко», чем признать: мужчина мог бы заниматься домом, не изменять, поддерживать… Но я вижу, что есть и другие мужчины, они хотят быть отцами, а не «добытчиками на расстоянии». Это дает надежду.

Кстати, как вам последние заявления некоторых публичных лиц о том, что женщины должны служить мужчинам? Думаете, эта идея находит отклик у россиянок? Ждет нас реальный Галаад (республика, образовавшаяся на месте США в романе-антиутопии «Рассказ служанки», где фертильных женщин принудительно оплодотворяют. — Прим. «НП»)?

— Нет, Галаада не будет. Но не потому, что мужчины такие сознательные, а потому, что они слишком ленивы, чтобы выстраивать его по всем канонам. Выстроить Галаад могут только сами женщины, ведь именно мы «дежурные по миру» и сердце семьи. Другое дело, что женщин будут, возможно, пытаться вернуть в стойло рыночными методами, то есть описывая картинку красивой жизни при богатом муже (вспомним набирающий обороты за рубежом тренд «традвайф»). Но важно понимать: этот нарратив опасен. Он оправдывает насилие, обесценивает женщин и приводит под свои знамена группы радикалов, которые могут действовать не только в интернете, но и в реальной жизни.

Как вы думаете, почему у нас до сих пор не принят закон о домашнем насилии и чем он потенциально подрывает традиции?

— Потому что этот закон в том виде, в каком он был представлен, выглядел сыроватым. В нем были дельные предложения, например, очень важна возможность выписки охранных ордеров. Но кажется, что пока общество будет исходить из примата частной собственности над другими категориями и право мужчины, пусть даже абьюзера, жить в своей квартире считает священным. Поэтому для реализации такого закона важно создать систему помощи женщинам (да и всем членам дисфункциональных семей). А это сложно и дорого. Но с чего-то же нужно начинать. Необходимость давно назрела.

Назовите женщин, которые вызывают у вас восхищение и у которых есть чему поучиться.

— Здесь очень сложно сориентироваться, многих хочется назвать. Например, Татьяну Черниговскую — женщина-ученый в представлении не нуждается, я выбираю ее за интеллект и харизму. Или вот Евдокия Ростопчина — эта незаслуженно забытая писательница и поэт XIX века достойна изучения в школе, ее стиль замысловат и изящен. Но, конечно, каждый из нас ориентируется прежде всего на близких. Одна из самых вдохновляющих для меня женщин — это моя бабушка, всю жизнь сочетавшая в себе талант работать на руководящих должностях, редкий профессионализм и неустанную заботу о семье.

Сейчас в России принимается закон о психологической помощи. Могли бы вы высказать ваше мнение: чем он хорош, а что явно недоработано?

— Хорошо, что психологию наконец-то признали важной и влияющей на умы и души людей. Плохо то, что любые бюрократические ограничения легко обходятся всякими шарлатанами, имеющими на это деньги. А у нормального специалиста может и времени не быть получать лишнюю справку или бумажку — работать надо. Да и ни одна бумажка еще не сделала человека мудрым, честным и порядочным.

Не жалеете, что выбрали профессию психолога?

— Иногда так бывает, что не мы выбираем профессию, а она выбирает нас. Линия моей судьбы выстраивается сама, а я лишь иду туда, куда велит мне сердце. Жалеть о таком всё равно что жалеть о страстном сексе или первой любви.

Над чем сейчас ведете работу?

— Готовится к изданию колода метафорических карт «Чувства, живущие под кроватью» — это ресурсная волшебная колода для уставших людей, ищущих поддержки и тепла.

В чём вы видите свою миссию как специалиста и публичного спикера?

— Думаю, она в том, чтобы помочь женщинам проснуться и выстроить отношения с миром и собой, исходя из любви и уважения к себе. Потому что всё в мире движется только любовью. Нет никаких других рычагов воздействия на себя. А если есть, то они слишком дорого нам обходятся.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Яна Кубаева (Морена Морана) — психолог, писательница, блогер. Родилась в 1984 году в Пензе, окончила факультет психологии Пензенского педагогического университета, также получила дополнительное образование в области клинической психологии и сексологии.

Занимается психологическим консультированием, с 2013 года ведет популярные блоги на разных платформах, где размышляет о семейных отношениях, взаимоотношениях полов, женской самореализации, развеивает мифы о женщинах и отвечает на вопросы читателей.

Автор книг «Книга о вкусном и здоровом сексе», «С любовью, женщина», «#Любовь, секс, мужики», «Чувства, живущие под кроватью» и др.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня