Мелкие госзакупки отдадут маркетплейсам

Малые государственные закупки будут осуществляться через специальные электронные магазины — своеобразные маркетплейсы. Разработанный Минфином законопроект призван упростить процедуры и обеспечить доступность госзаказов для бизнеса.
Малыми нуждами признаются контракты стоимостью до 600 тыс. рублей. В настоящее время такие товары и услуги могут закупаться у единственного поставщика, то есть без каких-либо конкурсных процедур, тогда как ограничение конкуренции априори стимулирует коррупцию.
Торг здесь уместен
Оптимальным способом справиться с этой проблемой авторы реформы считают упрощенную систему закупки через уполномоченные электронные площадки. Заказчик размещает информацию о намерении приобрести товар или услугу, желающие получить контракт делают свои ценовые предложения. В ходе виртуальных торгов, которые могут длиться не более суток, цену можно снизить. Система агрегирует предложения со всех таких маркетплейсов и предлагает заказчику наилучшие по ценам предложения.
«Рассматриваемый механизм зачастую именуется электронным магазином, обеспечивающим потребителям возможность ознакомиться с предложениями продавцов и заключить с ними договор купли-продажи. Таковы, например, «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Лавка», «Озон», «Вайлдберриз», — отмечается в пояснительной записке.
В качестве таких маркетплейсов планируется использовать уже существующие специализированные электронные площадки, через которые заключаются крупные государственные и муниципальные контакты. Сейчас функционирует восемь площадок. Дополнительную их аккредитацию для проведения малых закупок в Минфине считают избыточной мерой.
При этом участники торгов освобождаются от необходимости представлять обеспечение (блокировать на специальном счете денежные средства, получать банковскую гарантию и т.д.). Такая либерализация позволит участвовать в виртуальных торгах и заключать контракты компаниям и предпринимателям, не имеющим опыта работы с системой госзакупок.
Плохо забытое старое
Эксперты напоминают об используемом уже почти 7 лет едином агрегаторе торговли (ЕАТ) и принятом еще в 2019 году законе, регламентирующем его работу. Такая форма реально конкурентных закупок является альтернативой приобретению товаров и услуг у единственного поставщика. Хотя лимит каждого контракта достигает 5 млн рублей, а годовой объем закупок каждого госзаказчика через ЕАТ не может превышать 100 млн рублей.
Еще 6 лет назад Федеральная антимонопольная служба признавала маркетплейсы будущим системы госзакупок. «Большинство старых процедур должно уйти в прошлое. Единый агрегатор торговли стал первым шагом в упрощении системы закупок: исключено избыточное планирование и отчетность, нет «бесконечной процедуры» закупок, есть возможность заключения контракта со вторым участником», — заявлял Артем Лобов, возглавлявший тогда управление контроля размещения госзаказа ФАС.
За прошедшее время через ЕАТ было заключено почти 1,7 млн контактов на 203,8 млрд рублей. Экономия бюджетных средств за счет снижения цены в ходе псевдоторгов превысила 11%. Доля таких закупок продолжает расти из года в год, но суммарно не превышает 0,5% от общего объема заключенных госконтрактов или 1,6% — с единственным поставщиком.
Вместе с тем участники должны вносить в ЕАТ обеспечительный депозит в размере 5% стартовой цены (то есть до 250 тыс. рублей). При подписании договора с победителем комиссия составляет 2,5%, а в случае отказа депозит полностью удерживается в пользу самого агрегатора. При этом, согласно опубликованной финансовой отчетности, АО «Единый агрегатор торгов» не имеет выручки и иных доходов. Информация о его собственниках не раскрывается.
Всеобщая кодификация
Расходы участников торгов на оплату услуг ЕАТ авторы реформы считают завышенными. Правда, в подготовленном финансовым ведомством и представленном для общественного обсуждения законопроекте вопрос комиссий маркетплейсов также не урегулирован. Концепция реформы, подписанная премьер-министром Михаилом Мишустиным в прошлом году, предусматривает взимание с поставщика до 1,2% стоимости заключаемого контакта (для малого бизнеса и социально ориентированных НКО — 1%). Таким образом, за каждую совершенную сделку малые компании должны будут отдать маркетплейсу до 6 тыс. рублей, тогда как сейчас комиссия электронных площадок при заключении даже крупных контактов в аналогичных условиях ограничена суммой в 2 тыс. рублей.
Основой электронных магазинов должен стать Единый каталог конкретных товаров (ЕККТ), призванный автоматизировать и унифицировать закупки. Позиция в каталогах должна формироваться в отношении конкретного товара, включать сведения о его характеристиках и производителе.
В то же время действующий федеральный закон запрещает заказчикам заранее определять конкретного производителя или бренд закупаемых для государственных нужд товаров (для ряда случаев установлены исключения). То есть поставщик почти всегда вправе предложить лучший по цене и соответствующий требуемым характеристикам эквивалент. Использование ЕККТ почти автоматически ограничивает конкуренцию.
С другой стороны, единый каталог позволит избежать злоупотреблений со стороны заказчиков, которые сегодня могут определить порой необъяснимые или невыполнимые требования, например точный размер поставляемых яблок и т.д.
Простота хуже воровства
Эксперты неоднозначно оценивают предложенный законопроект. Так, консультант по госзакупкам Инна Васильева убеждена в необходимости найти разумный компромисс. «С одной стороны, противодействие коррупции и предупреждение участия недобросовестных поставщиков, с другой — обеспечение экономичности, прозрачности и доступности процедур. Законодателя постоянно шатает: то вводим жесточайшие требования, начинаем каждую копеечную закупку и желающего участвовать в ней предпринимателя проверять и перепроверять, то заявляем о необходимости снятия административных барьеров. Маркетплейсы, на мой взгляд, хороший компромисс. Но многие вопросы, в том числе касающиеся оплаты услуг уполномоченных электронных магазинов, порядок регистрации на них и другие пока не решены», — полагает эксперт.
В свою очередь, управляющий партнер адвокатского бюро CTL Дмитрий Кудрявцев считает ЕАТ и электронный магазин «весьма странными и отчасти избыточно сложными формами закупок». «Зачастую купить какой-то мелкий товар (спортинвентарь, хозтовары, бумагу и другие) дешевле в обычном магазине, а не на ЕАТ и прочих специализированных сайтах. Но заказчик обязан использовать именно их, в том числе и в части ассортимента», — отмечает адвокат.
Ожидается, что новая система заработает уже с 2026 года.
По данным Единой информационной системы в сфере закупок, в 2024 году было заключено почти 3,4 млн государственных и муниципальных контрактов на 10,9 трлн рублей. Большинство (59,7%) — на электронных аукционах и открытых торгах, 24,3% — у единственного поставщика, 12% — путем запроса котировок.